ЦЕЛИ:
- Развивающая – Познакомить учащихся со вспомогательными историческими науками.
- Образовательная – Научить ребят ориентироваться в многообразии исторических дисциплин.
- Воспитывающая – Воспитать, привить чувство патриотизма, любовь к Родине и ее истории.
Основные понятия (термины): история, палеография, эпиграфика, археология, хронология, ономастика, вексиллография, геральдика, нумизматика, бонистика.
Оборудование урока: ТСО (Приложение 1), Раздаточный материал (Приложение 2), протокол для жюри (Приложение 3).
Участники
- Команды учащихся.
- Жюри из учителей истории или старшеклассники.
- Ведущий.
ПЛАН:
1. Организационный момент.
2. Основная часть.
3. Блиц-опрос. Кроссворд.
4. Подведение итогов. Награждение победителей.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I Организационный момент
- Приветствие.
- Представление команд и жюри.
- Мотивация учащихся на активную работу.
(Слайд 1)
- Сообщение темы мероприятия:
Ребята, сегодня мы с вами будем вспоминать, что такое история, почему мы ее изучаем. А еще мы познакомимся с основными помощниками истории. В течение нашей беседы вам будут предложены несколько заданий, за выполнение которых внимательно будет наблюдать жюри и оценивать ваше участие.
II Основная часть:
Итак, давайте вспомним, как переводится с греческого языка слово “история”? (“История” с греческого переводится - “рассказ о прошедшем”).
Таким образом, история – это наука, изучающая прошлое человечества.
Для чего нужно знать историю?
Человек не может не задаваться вопросами: кто я? Откуда я? Не зная истории человечества, невозможно понять, что происходит вокруг нас в мире, разобраться в образе жизни и мыслей разных народов, проникнуть в суть событий.
Мы изучаем историю для того, чтобы узнать прошлое, понять настоящее и заглянуть в будущее!
История – это целый комплекс общественных наук, которые изучают прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии. История исследует факты, события и процессы на базе исторических источников.
История – наука сложная, объемная, но даже ей необходимы помощники, и их у нее немало!
(Слайд 2)
Помочь истории всегда готовы
Для поиска открытий новых.
Как вы думаете, о каких помощницах истории идет речь?
Совершенно верно, о специальных отраслях исторического знания, которые называются вспомогательными историческими дисциплинами. (Слайд 3) Их существует множество. О некоторых из них мы сегодня и поговорим.
Итак, о жизни людей в давно прошедшие времена рассказывают нам источники. Что такое источники? (Это остатки прошлого, связанные с деятельностью человека и отражающие его историю). Самые многочисленные и важные источники – письменные. (Слайд 4) Это – издававшиеся в разное время сборники законов, разнообразные княжеские грамоты, договоры, документы о сделках (акты).
А что необходимо уметь историку, чтобы изучить письменный источник? (уметь читать документ, для этого необходимо знать древнее письмо, а еще он должен внимательно изучить и материал, на котором написан текст).
(Слайд 5) Всем этим занимается палеография – историко-филологическая дисциплина, которая изучает памятники древней письменности, устанавливает место и время их создания; определяет материалы и орудия их письма, авторство, а также изучает историю письма.
Но ведь информацию наши предки оставляли не только в виде документов на бумаге или бересте, но и в виде надписей на различных материалах. Древние и средневековые надписи на камне, металлических, деревянных, костяных, стеклянных и керамических изделиях изучает Эпиграфика. (Слайд 6)
Но ведь были времена, когда не было никакой письменности, да и свидетелей событий не осталось. Вот тут широко использует историческая наука (Слайд 8) вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия, украшения, оружие, предметы домашнего обихода и т. д. Их изучением занимается археология. Для изучения того периода, когда человечество еще не знало письменности, археологические данные были основными источниками сведений.
(Слайд 9)
Задание № 1.
Отгадайте загадку:
Белая пашня,
Черное семя;
Кто умеет,
Тот его сеет,
Кто знает,
Тот отгадает.
(Бумага и буквы)
(Слайд 10)
Знаете ли вы, что люди писали друг другу еще задолго до изобретения алфавита? Каким образом? (Символами или знаками). Попробуйте нарисовать символ, знак, запрещающий шуметь.
Мы с вами знаем, что древняя книга была совсем не похожа на современную. Назовите название древнего государства, к которому относится эта книга?
(картинки на слайдах). (Слайды 11-13)
(Слайд 14)
Многие ученые называют археологию наукой тайн, легенд и загадок. Одна из таких загадок – это легенда “о духе Тамерлана”, вызвавшем великую войну. В Самарканде археологам пришлось однажды срочно вскрыть захоронение выдающегося полководца средневековья Тамерлана, прославившегося своей свирепостью даже в жестокое время. Дело в том, что гробница оказалась под угрозой затопления. При вскрытии гроба присутствующие почувствовали странный запах. Это был запах ароматических веществ, положенных в гроб правителя. Кто-то сказал: мы выпустили дух Тамерлана – быть войне. Было это 19 июня 1941 года.
Какая война началась через несколько дней? (Великая Отечественная война).
История — это движение общества во времени. Изучать историю, не изучая ее во времени, нельзя. (Слайд 15) Этим занимается вспомогательная историческая дисциплина хронология — наука о системах исчисления времени. В начале третьего тысячелетия непросто представить, что наши предки совсем иначе определяли, какой у них идет год.
(Слайд 16)
Читаем в летописи:
“В лето 6621. Бысть знамение в солнци в 1 час дня; бысть видити всем людем: остася солнца мало ... месяца марта в 19 день, а луны в 29”.
О каком явлении идет речь? (Конечно, вы поняли, что здесь рассказано о солнечном затмении.) Ученые-астрономы подтверждают: действительно, это редкое явление имело место в тот год и в тот день.
Но что это за “лето 6621”? Согласно летописи, речь идет о временах Великого князя Киевского Владимира Мономаха, т.е. о начале XII в.
Что необходимо знать, чтобы понять, чему соответствует названный в летописи год? (Нужно знать, что хронология той поры имела свои особенности. До 1700 г. отсчет лет осуществлялся от сотворения мира. В 1700 г. царь Петр I произвел реформу календаря).
(Слайд 17)
Задание № 2
1. Сколько лет новогодней елке в нашей стране? (311 лет)
2. Христианские вероучители утверждали, что акт сотворения мира Богом состоялся за 5508 лет до Рождества Христова. Новая эра начиналась с Рождества.
Посчитайте год своего рождения от сотворения мира.
В каком году произошло это событие: (1240г.)
“В лето 6748. правитель Швеции Биргер, услышав о храбрости великого князя Александра Ярославича, задумал победить его или в плен взять и Великий Новгород захватить и всю область новгородскую...”
(Слайд 19)
А кто знает перевод или значение, а может историю происхождения своего имени?
Например, имя Михаил происходит от древнееврейского имени Микаэль — равный, подобный Богу Яхве.
(Слайд 20)
Исследованием имен собственных занимается следующая вспомогательная историческая дисциплина – ономастика – это наука, изучающая собственные имена, историю их возникновения и преобразования. В соответствии с обозначаемыми объектами ономастика делиться на следующие разделы: (Слайд 21)
Антропонимика – изучает имена людей;
Топонимика – изучает собственные имена географических объектов;
Этнонимика – изучает названия племен, народов и других этнических общностей;
Зоонимика – собственные имена животных и их клички;
Астронимика – названия отдельных небесных тел;
Космонимика – наименования зон космического пространства – созвездий, галактик;
Теонимика – имена богов;
Парфюмонимика – названия парфюма
и другие разделы.
Ранее имена новорожденным давали строго по святкам при крещении. После 1917 г. эта традиция была утрачена В качестве личных имён стали использоваться разнообразные нарицательные слова: названия растений, минералы, химические элементы, топонимы, технические и математические термины, профессии, и другие слова, окрашенные революционной идеологией (Идея, Декабрист, Товарищ, Воля, Заря, Атеист, Свобода). Образовывались и производные формы (Ноябрина, Тракторина и т.д.). Очень много личных имён-неологизмов образовывался от революционных лозунгов, названий некоторых органов новой власти, а также от имён и фамилий революционных лидеров и коммунистических деятелей (Владлен, Дамир, Ким, Рой, Элина).
(Слайд 22)
Задание №3.
Попробуйте догадаться о происхождении следующих имен собственных!
Велиор — от сокращения словосочетания “Великая Октябрьская революция”.
Марлен — Маркс, Ленин
Юнпион — (юный пионер)
Сонар — (советский народ)
Вилемна — сокращение от Владимир Ильич Ленин.
Мэлор — Маркс, Энгельс, Ленин, Октябрьская революция.
Большинство имён советского происхождения — в особенности новообразованные — использовались редко и не прижились, оставшись скорее историко-лингвистическим курьёзом.
(Слайд 23)
Следующая вспомогательная историческая дисциплина вексиллография – занимается изучением флагов и знамен.
(Слайд 24)
Не менее интересной является геральдика - наука о гербах. Геральдика появилась в средневековье примерно во II половине XIII века из обычая оглашать перед началом турнира изображение герба рыцаря в доказательство его права на участие в состязании. В те времена право иметь свой родовой герб имели только знатные люди. Составление гербов занимался герольд. Гербы составляются по строго определенным правилам.
(Слайд 25-28)
Правила составления гербов.
Задание № 4
Творческое задание: придумайте и нарисуйте герб нашей гимназии и придумайте для него девиз! Для этого используйте правила составления гербов (раздаточный материал).
Представление команд гербов гимназии жюри.
(Слайд 29)
Кто знает, как переводится с латинского слово “numizma”? (Само слово “numizma” с латинского переводится “монета”). А на греческом монета звучит как номисма.
(Слайд 30)
Многим из вас, вероятно, знакома нумизматика, занимающаяся изучением монет. Ее данные позволяют, например, проследить торговые связи между странами и народами, иногда весьма удаленными друг от друга. Нумизматика – это наука о монетах, именно о монетах, а не о деньгах. Монеты – это только разновидность денег.
Первые монеты возникли в Лидии и Древней Греции на рубеже VIII-VII вв.
У монет различают лицевую (аверс) и оборотную (реверс) стороны.
(Слайд 31) Посмотрите на монету: где аверс, а где реверс?
Обычно на лицевой стороной считают сторону, где изображены важнейшие данные, вызванные возвеличить гос. власть или официальную религию. На оборотной стороне располагаются надписи, связанные с авторством монеты, даты чеканки и ее номинальной стоимостью. Все надписи на монетах называются монетными легендами.
Изначально нумизматика была связана с коллекционированием монет. Как наука нумизматика возникла во II половине XVIII века.
(Слайд 32)
Наряду с нумизматикой существует еще одна вспомогательная историческая дисциплина, которая изучает деньги – бонистика, но она изучает бумажные денежные знаки и боны как исторические дисциплины.
Бона – это знак неофициального обращения, выпускаемый каким-либо учреждением или предприятием в период дефицита государственных денежных знаков.
Кто знает, где появились первые бумажные деньги? (Китай в 1024 году)
А в России в каком году появились бумажные деньги? (в 1769 году.)
Задание № 5.
Раз уж мы заговорили о деньгах, то несколько вопросов о них.
Назовите национальную валюту следующих стран:
(после ответов демонстрируются настоящие деньги )
- Украина – гривна
- Япония – иена
- Монголия – тугрик
- Бразилия – реал
- Какой город изображен на сторублевой купюре – Москва.
- Какой город изображен на купюре номиналом в 500 р. –Архангельск.
Монеты – свидетели прошлого. Отличительные особенности любой страны отразились в её монетах. И сейчас мы предлагаем вам рассмотреть монеты отдельных стран мира в разное время. Перед вами монета. Расскажите о ее легенде. (Слайд 33)
III Блиц-опрос: Кроссворд (Приложение 4)
IV Подведение итогов. Объявление победителей по номинациям.
Труд историка, по крупицам восстанавливающего картину былого, сложен и необычайно увлекателен. Знаменитый французский историк Марк Блок сравнивал своих коллег со следопытами, а источники – со следами.
Итак – в путь, вперед по следам истории!