Урок музыки по теме "Тембры – краски"

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

  • сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа;
  • познакомить с понятием “тембр”;
  • обобщить представления о разных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, труба, арфа, орган, клавесин);
  • научить отличать тембры различных инструментов на слух (фортепиано, скрипка, труба, арфа, орган, клавесин);
  • развивать умение давать характеристику тембрам;
  • сформировать умение моделировать тембровое развитие на примере знакомого музыкального образа в пьесе М.П.Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки”;
  • закрепить навык хорового исполнения песни “Как лечили бегемота”.

Оборудование:

  • аудиозаписи фрагментов звучания арфы, трубы, клавесина, органа;
  • аудиозапись пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского в фортепианном и оркестровом изложении;
  • изображения музыкальных инструментов (рояль, клавесин, орган, арфа, скрипка, труба);
  • рисунок с любым сюжетом в черно-белом и цветном варианте.

Основные методы и приемы:

  • метод слуховой наглядности;
  • метод моделирования;
  • метод фонопедических упражнений.

ХОД УРОКА

Этапы (художественно-педагогическая драматургия урока) Содержание
1. Организационный момент

2. Завязка – актуализация знаний

Вход в класс

Приветствие класса.

Ребята, посмотрите, на нашей доске изображения музыкальных инструментов. Все они вам известны, давайте назовем их. Кто готов выйти, назвать и указать каждый инструмент? – ответ ученика

Все инструменты названы правильно. А помните ли вы их голоса? Проверим себя. Закроем глаза, сосредоточимся и представим себе: вот зазвучала арфа, запела скрипка, хрустально заиграл клавесин, зазвенела труба…

3. Развитие (этап осмысления материала) А теперь, когда вы все вспомнили, послушаем музыкальные фрагменты, определим, какие в них звучат голоса и скажем, как они звучат:

1. О.Мессиан “Страдания Христа” – орган, духовой инструмент, звук плывущий, мощный

2. И.С.Бах “Итальянский концерт” – клавесин, клавишный струнно-щипковый, звук отрывистый

3. К.Дебюсси “Лунный свет” – арфа, струнно-щипковый, звук переливающийся

4. П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро” – труба, духовой, звук призывный, звонкий

Ребята, а теперь, кроме инструмента, назовите произведение и его автора:

5. М.П.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” – фортепиано, клавишный, звук разнообразный

Остался один инструмент – скрипка. Давайте просто скажем, какой у нее голос: мягкий и настойчивый, певучий и резкий.

Мы уже знаем песню о скрипке, о том, как ее голос и мастерство музыканта вылечили бегемота. Давайте исполним песню, но сначала “гимнастика для голоса” – выполняется фонопедическая разминка.

Исполнение песни “Как лечили бегемота”, отработка выразительного исполнения.

Вы правильно определили все голоса. А что помогло вам справиться с этой задачей? – ответ “Помогло то, что все голоса разные”

4. Первая кульминация (введение нового термина)

 

Постановка проблемы

Верно, у каждого голоса своя окраска, голоса могут быть светлые, темные, яркие, приглушенные… В музыке окраска голоса называется ТЕМБР (запись на доске). У всех инструментов разные тембры, у нас разные тембры, поэтому мы можем отличить друг друга даже на слух.

А зачем нам много разных музыкальных тембров? – ответы детей “Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее”

5. Развитие

 

 

 

 

Метод “моделирования”

Да, наверное, с помощью разнообразных тембров можно сделать музыку интереснее, но как?.. Посмотрите: показывается черно-белый рисунок. Что здесь изображено? – рассказ детей о сюжете. А теперь сравним с этим рисунком: показывается цветной рисунок. В чем разница? – ответ “Добавили цвета, рисунок стал ярче, красочнее”.

А в музыке разве не так же происходит? Обратите внимание: тембр – окраска звука. Можно с помощью разных тембров сделать музыку красочнее, ярче? – ответы.

Давайте и мы “раскрасим” музыку. Добавим музыкальных красок к пьесе “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)”. Каким тембрам вы бы доверили показать образ Бабы-Яги? – предположения детей.

А теперь послушаем, как с этой же задачей справился настоящий композитор. Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные

Слушание пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского

в оркестровом изложении

6. Вторая кульминация (осознание роли тембров) Ответы детей “Музыка стала яркой, красочной. Инструменты: скрипки, виолончели, духовые”

Молодцы, все правильно определили.

Подведем итог:

  • зачем же нужны разнообразные тембры? – ответ
  • что такое тембр? – ответ
7. Развязка Все верно, тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение создаст. А на этом наш урок закончен.