Цели и задачи:
- сформировать понимание роли тембров в развитии музыкального образа;
- познакомить с понятием “тембр”;
- обобщить представления о разных музыкальных инструментах (фортепиано, скрипка, труба, арфа, орган, клавесин);
- научить отличать тембры различных инструментов на слух (фортепиано, скрипка, труба, арфа, орган, клавесин);
- развивать умение давать характеристику тембрам;
- сформировать умение моделировать тембровое развитие на примере знакомого музыкального образа в пьесе М.П.Мусоргского “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки”;
- закрепить навык хорового исполнения песни “Как лечили бегемота”.
Оборудование:
- аудиозаписи фрагментов звучания арфы, трубы, клавесина, органа;
- аудиозапись пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского в фортепианном и оркестровом изложении;
- изображения музыкальных инструментов (рояль, клавесин, орган, арфа, скрипка, труба);
- рисунок с любым сюжетом в черно-белом и цветном варианте.
Основные методы и приемы:
- метод слуховой наглядности;
- метод моделирования;
- метод фонопедических упражнений.
ХОД УРОКА
Этапы (художественно-педагогическая драматургия урока) | Содержание |
1. Организационный момент 2. Завязка – актуализация знаний |
Вход в класс Приветствие класса. Ребята, посмотрите, на нашей доске изображения музыкальных инструментов. Все они вам известны, давайте назовем их. Кто готов выйти, назвать и указать каждый инструмент? – ответ ученика Все инструменты названы правильно. А помните ли вы их голоса? Проверим себя. Закроем глаза, сосредоточимся и представим себе: вот зазвучала арфа, запела скрипка, хрустально заиграл клавесин, зазвенела труба… |
3. Развитие (этап осмысления материала) | А теперь, когда вы все вспомнили,
послушаем музыкальные фрагменты, определим,
какие в них звучат голоса и скажем, как они
звучат: 1. О.Мессиан “Страдания Христа” – орган, духовой инструмент, звук плывущий, мощный 2. И.С.Бах “Итальянский концерт” – клавесин, клавишный струнно-щипковый, звук отрывистый 3. К.Дебюсси “Лунный свет” – арфа, струнно-щипковый, звук переливающийся 4. П.И.Чайковский Неаполитанский танец из балета “Лебединое озеро” – труба, духовой, звук призывный, звонкий Ребята, а теперь, кроме инструмента, назовите произведение и его автора: 5. М.П.Мусоргский “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” – фортепиано, клавишный, звук разнообразный Остался один инструмент – скрипка. Давайте просто скажем, какой у нее голос: мягкий и настойчивый, певучий и резкий. Мы уже знаем песню о скрипке, о том, как ее голос и мастерство музыканта вылечили бегемота. Давайте исполним песню, но сначала “гимнастика для голоса” – выполняется фонопедическая разминка. Исполнение песни “Как лечили бегемота”, отработка выразительного исполнения. Вы правильно определили все голоса. А что помогло вам справиться с этой задачей? – ответ “Помогло то, что все голоса разные” |
4. Первая кульминация (введение нового
термина)
Постановка проблемы |
Верно, у каждого голоса своя окраска,
голоса могут быть светлые, темные, яркие,
приглушенные… В музыке окраска голоса
называется ТЕМБР (запись на доске). У всех
инструментов разные тембры, у нас разные тембры,
поэтому мы можем отличить друг друга даже на
слух. А зачем нам много разных музыкальных тембров? – ответы детей “Чтобы музыка была ярче, разнообразнее, интереснее” |
5. Развитие
Метод “моделирования” |
Да, наверное, с помощью разнообразных
тембров можно сделать музыку интереснее, но как?..
Посмотрите: показывается черно-белый рисунок.
Что здесь изображено? – рассказ детей о сюжете.
А теперь сравним с этим рисунком: показывается
цветной рисунок. В чем разница? – ответ
“Добавили цвета, рисунок стал ярче, красочнее”. А в музыке разве не так же происходит? Обратите внимание: тембр – окраска звука. Можно с помощью разных тембров сделать музыку красочнее, ярче? – ответы. Давайте и мы “раскрасим” музыку. Добавим музыкальных красок к пьесе “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)”. Каким тембрам вы бы доверили показать образ Бабы-Яги? – предположения детей. А теперь послушаем, как с этой же задачей справился настоящий композитор. Вслушайтесь, каким стал этот образ, каким инструменты теперь главные Слушание пьесы “Избушка на курьих ножках. (Баба-Яга)” из цикла “Картинки с выставки” М.П.Мусоргского в оркестровом изложении |
6. Вторая кульминация (осознание роли тембров) | Ответы детей “Музыка стала яркой,
красочной. Инструменты: скрипки, виолончели,
духовые” Молодцы, все правильно определили. Подведем итог:
|
7. Развязка | Все верно, тембры делают музыку красочнее, разнообразнее. И такая музыка обязательно и душу излечит, и прекрасное настроение создаст. А на этом наш урок закончен. |