Цель: Учить дифференцировать звуки Ж – Ш.
Задачи:
Образовательные:
- Учить вычленять звуки Ж и Ш, повторить артикуляционный уклад шипящих звуков Ж и Ш и их характеристику, учить дифференцировать звуки;
- Закрепить навык называть слова во множественном числе;
- Закрепить навык деления слов на слоги и соотносить со слоговыми схемами.
Развивающие
- Развивать артикуляционную моторику и дыхание;
- Развивать слуховое и зрительное восприятие, зрительную память;
- Развитие мыслительных процессов;
- Развивать диалогическую речь: умения слушать партнера, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность.
Воспитательные:
- Прививать интерес к получению знаний;
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Закреплять знания о своей половой принадлежности.
Оборудование: образ лужи со снегом, воздушный шар, мостик, шишки на подгруппу, декорации: по домику для Жоры и Шуры, коробок с майским жуком, мяч, магнитофон с записью “подметается метёлкой осенняя дорожка”, образцы письменных заданий.
Раздаточный материал: разрезные картинки с изображением жука, по стаканчику с карандашами, листочки с заданиями.
Ход занятия
I Оргмомент.
Дети заходят в группу, с ними проводится игра на внимание “Кто что умеет? ”
Логопед даёт установку, а дети должны соотнести установку к своему полу и выполнить.
Девочки умеют хлопать – хлоп-хлоп-хлоп (девочки хлопают).
Мальчики умеют топать – топ-топ-топ (мальчики топают).
Девочки покружатся – 1-2-3 (девочки кружатся).
Мальчики поклонятся – 1-2-3 (поклоны в разные стороны).
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
II Основная часть.
Логопед спрашивает детей, какое время года и почему. (Время года весна) В ответах детей проскальзывает утверждение, что весной тает снег и земля превращается в жижу.
Детям показывается импровизированная земля со снегом.
Логопед предлагает отправиться в страну изученных недавно звуков. На чём можно передвигаться? (Ответы детей)
Логопед настраивает детей, что в нашу страну можно отправиться необычным транспортом, для этого надо отгадать загадку:
Сегодня все ликуют
В руках у детворы
Летают и резвятся… (воздушные шары)
Через “лужу” выкладывается дощечка. Логопед показывает, как встать на мостик, взять 3 пальцами нитку от шарика, поместить шарик перед лицом, сделать вдох носом и сильный выдох через рот на шарик. Кода шарик отклонится вперёд, пройти по дорожке.
Дети выходят на “полянку” со стульчиками, садятся.
Логопед предлагает детям отгадать, с какими 2 звуками встретятся.
1 звук - прослушать запись (метлой подметают дорожку) шшш шшш шшш.
- Что издаёт такой звук? (ответы детей). Давайте покажем, как дворник подметает двор. Округлите губы, сблизьте зубы, язык поднимите к нёбу. Делаем вдох и произносим шш шшш шш, а руками имитируем подметание. Кто или что ещё такой звук издаёт? (ветер, змея, шарканье ног). Положите ладошку на горло, работает ли “моторчик”? Верно, не работает - этот звук глухой.
B 1 доме живёт друг звука [Ш] - мальчик Шура (открывается домик с мальчиком)
С каким вторым звуком встретимся, узнаем, если соберём разрезные картинки на столах. Дети подходят к столам, собирают картинку жука и возвращаются на стульчики полянки, а логопед предлагает заглянуть в большой коробок узнать, что это за жук. Из коробка достают игрушечного большого майского жука:
“Я весёлый майский жук
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу, а зовут меня Жу-жу.
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я жужжу.”
И так наш второй звук – это звук Ж. Давайте округлим сновагубы, сблизим передние зубы, язык чашечкой тянем к нёбу, пожужжим вместе с жуком...Дети кладут ладонь на горло и жужжат-выясняют, что звук звонкий.
Открывается 2 домик – это дом мальчика Жоры
Логопед рассказывает стихотворение:
На этом свете всё поёт:
В огромном небе самолёт.
И двери, и ракушка,
И ветер, и лягушка.
Бывает, что пою и я,
И это песенка моя.
Логопед предлагает повторить чистоговорки:
Ша-ша, ша-ша– я качаю малыша
Жа-жа-жа-жа– я увидела ужа
Ши-ши-ши-ши – наплясались от души
Жи-жи-жи-жи– ты живи и не тужи
Наши мальчики решили отправиться путешествовать, кто какие вещи и предметы решил взять с собой? Помогите разобраться. (Из чемодана достают вещи и распределяют между мальчиками: Шорты, рубашка, жакет, жилет, шапка, ножницы, штаны, карандаш)
Спасибо за помощь, за это давайте с вами поиграю “Игра с мячом”:
Логопед называет слово в единственном числе и бросает мяч ребёнку, а дети говорят во множественном числе, правильно проговаривая в словах звук Ш или Ж.
Мышь-мыши
Нож-....
Камыш-...
Малыш-...
Гараж-...
Этаж-...
Шалаш-...
Ландыш-...
Экипаж-...
Дети пересаживаются за столы:
Пальчиковая гимнастика:
Дружат в нашей группе,
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим,
Маленькие пальчики.
1,2,3,4,5.
Начинай считать опять.Пальчики обеих рук несколько раз ритмично соединяются в замок. Пальцы поочередно касаются друг друга, начиная с мизинца. 1,2,3,4,5.
Мы закончили считать.Руки вниз, встряхнуть кистями.
Работа на листочках.
Что нарисовано на странице? (поезд и пассажиры)
Как назвать одним словом пассажиров? (животные: кошка, жираф, ёжик, лошадь, жук, лягушка, ужонок)
Помогите пассажирам занять места в вагонах. Но сначала рассмотрим вагоны поезда. Крыша первого вагона выглядит так
Провести дорожки от пассажиров к вагонам соответственно количеству слогов в них.
III. Подведение итогов.