Урок окружающего мира по теме "Зима в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели: сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях; сравнивать физические свойства снега и льда; развивать любознательность, наблюдательность, экспериментальные умения; воспитывать эстетические чувства.

Оборудование: презентация, фонограмма А.Вивальди “Времена года.Зима”, Е.Крылатов “Кабы не было зимы” “Белая метелица”

Ход урока

1. Орг.момент

-Ты любишь сказки? Веришь в чудеса?

- Сегодня на уроке мы сами создадим свою сказку, а может и произойдет настоящее чудо.....

2. Введение в тему

Слайд 1-6 Фотографии зимнего города Сальска. Музыка Вивальди

- Узнаешь ли ты город на фотографиях, места?

- К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок-
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу
Снегом землю наряжу,
И деревья ,и дома...-
И подписано: “Зима”

3. Объявление темы и целей

Слайд7

- Ты догадался, о какой волшебнице будет наша сказка?(Зиме)

Помогут нам в создании сказки поэты, композиторы, наше воображение, фантазия знания и жизненный опыт.

Зима - трудолюбивое время года, у неё много дел и забот, поэтому у нас получится не просто сказка, а сказочная повесть с прологом и эпилогом. Она будет состоять из нескольких глав. Подумай, о чем будут эти главы: явления природы, животные зимой; снежинки и льдинки; растения зимой, забавы........

4. Актуализация опорных знаний

- Отгадай загадку

Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
(Зимние месяцы)

- Назови зимние месяцы

- Когда начинается зима?

Слайд 8

По календарю зима начинается 1 декабря

Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.

А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это ещё не зима.

Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.

- Наступила ли зима в природе в нашей местности?

Слайд 9 Признаки зимы

- Какие признаки ты можешь назвать?

- Какой стала продолжительность светового дня? (восход в 7 ч 36 мин заход в 16 ч 12 мин долгота дня 8 ч 36 мин)

- Как изменилась температура воздуха?

- Какие выпадают осадки?

- Что стало с водой рек и озер? (чтение материала учебника)

- Какой стала почва?

- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ

Слайд10

5. Физ.минутка

Слайд 11 (лепим снежки)

6. Изучение нового материала

Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)

Слайд12

  • Как выглядит снежинка?
  • Сколько у неё лучей?
  • Симметричны ли они?
  • Вcе ли снежинки одинаковой формы?

Разработана специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звездочки, пластинки, столбики, иглы, град и т.д. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров

Как образовываются снежинки?

Слайд 13

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА

Слайд14

7. Практическая работа

Снег и лед. Их свойства

Он слетает
белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой
прохлодной тает
На ладони и во рту. (снег)
Без досок
Без топоров
Через речку мост готов
Мост,как синее стекло:
Скользко,весело,светло. (лед)

Слайд15-21

8. Итог

- Рефлексия Слайд 22

- Сегодня на уроке я узнал....

- Сегодня на уроке я удивился...

- Дома я.....

ДОМ.ЗАДАНИЕ. Стр. 98-103 вопросы; творческое задание: найти “Как снег помогает человеку”.

Приложение.