Цели: сформировать знания о зимнем сезоне, зимних явлениях; сравнивать физические свойства снега и льда; развивать любознательность, наблюдательность, экспериментальные умения; воспитывать эстетические чувства.
Оборудование: презентация, фонограмма А.Вивальди “Времена года.Зима”, Е.Крылатов “Кабы не было зимы” “Белая метелица”
Ход урока
1. Орг.момент
-Ты любишь сказки? Веришь в чудеса?
- Сегодня на уроке мы сами создадим свою сказку, а может и произойдет настоящее чудо.....
2. Введение в тему
Слайд 1-6 Фотографии зимнего города Сальска. Музыка Вивальди
- Узнаешь ли ты город на фотографиях, места?
- К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок-
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком снежке:
- Скоро, скоро
К вам примчу
На метели прилечу,
Запляшу и закружу
Снегом землю наряжу,
И деревья ,и дома...-
И подписано: “Зима”
3. Объявление темы и целей
Слайд7
- Ты догадался, о какой волшебнице будет наша сказка?(Зиме)
Помогут нам в создании сказки поэты, композиторы, наше воображение, фантазия знания и жизненный опыт.
Зима - трудолюбивое время года, у неё много дел и забот, поэтому у нас получится не просто сказка, а сказочная повесть с прологом и эпилогом. Она будет состоять из нескольких глав. Подумай, о чем будут эти главы: явления природы, животные зимой; снежинки и льдинки; растения зимой, забавы........
4. Актуализация опорных знаний
- Отгадай загадку
Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы,
А в санях сидит царица-
Белокоса, белолица,
Как махнула рукавом-
Все покрылось серебром.
(Зимние месяцы)
- Назови зимние месяцы
- Когда начинается зима?
Слайд 8
По календарю зима начинается 1 декабря
Ученые считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы - это ещё не зима.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже нуля: замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.
- Наступила ли зима в природе в нашей местности?
Слайд 9 Признаки зимы
- Какие признаки ты можешь назвать?
- Какой стала продолжительность светового дня? (восход в 7 ч 36 мин заход в 16 ч 12 мин долгота дня 8 ч 36 мин)
- Как изменилась температура воздуха?
- Какие выпадают осадки?
- Что стало с водой рек и озер? (чтение материала учебника)
- Какой стала почва?
- ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ
Слайд10
5. Физ.минутка
Слайд 11 (лепим снежки)
6. Изучение нового материала
Покружились звездочки
В воздухе немножко,
Сели и растаяли
На моей ладошке. (Снежинки)
Слайд12
- Как выглядит снежинка?
- Сколько у неё лучей?
- Симметричны ли они?
- Вcе ли снежинки одинаковой формы?
Разработана специальная международная классификация, в которой снежинки объединяются в десять классов: это звездочки, пластинки, столбики, иглы, град и т.д. Размеры снежинок могут быть от маленькой точки до 7 миллиметров
Как образовываются снежинки?
Слайд 13
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Слайд14
7. Практическая работа
Снег и лед. Их свойства
Он слетает
белой стаей
И сверкает на лету.
Он звездой
прохлодной тает
На ладони и во рту. (снег)Без досок
Без топоров
Через речку мост готов
Мост,как синее стекло:
Скользко,весело,светло. (лед)
Слайд15-21
8. Итог
- Рефлексия Слайд 22
- Сегодня на уроке я узнал....
- Сегодня на уроке я удивился...
- Дома я.....
ДОМ.ЗАДАНИЕ. Стр. 98-103 вопросы; творческое задание: найти “Как снег помогает человеку”.