Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слов. Творчество С.Я. Маршака". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов, познакомить с творчеством С.Я. Маршака;
  • развивать речь, память, внимание, орфографическую зоркость, логическое мышление расширять словарный запас;
  • воспитывать интерес к книге, любовь к поэзии.

Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации произведений С.Я. Маршака, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Ход урока

1. Оргмомент.

- Какое сейчас время года?

- Назовите зимние месяцы.

- Послушайте стихотворение о феврале.

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой вьётся по земле
Лёгкая позёмка.

- Кто автор этого стихотворения?

- Верно, это отрывок из стихотворения С. Я. Маршака “круглый год”.

2. Постановка целей урока.

- Сегодня урок посвящен творчеству нашего земляка С. Я. Маршаку. Его произведения помогут нам упражняться в правильном написании слов с безударной гласной и парной согласно в корне слова.

3. Минутка чистописания.

ма//ру

ов//ев

Самуил Яковлевич Маршак - детский писатель.

- Подчеркните все орфограммы в предложении. Сколько их? Какие7

4. Словарная работа.

- Спишите отрывок из стихотворения “Багаж”, вставляя пропущенные буквы

Дама сд.вала в бага.

Д. ван,

Ч.м.дан,

Саквоя.,

К.ртику,

К.рзину.

К.ртонку

И маленькую с.б.чонку.

- Что случилось собачкой в этом стихотворении?

- Давайте попробуем её отыскать. Где она может быть? Предлагаю отправиться в зоопарк.

5.Упражнение в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова.

а) Дети читают наизусть стихотворения из цикла “Детки в клетке” и записывают их названия, объясняя орфограмму

Жираф

Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.

Тигрёнок

Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска!

Страусёнок

Я – страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.

Верблюд

Бедный маленький верблюд!
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!

Совята

Взгляни на маленьких совят -
Малышки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят.

Белые медведи

У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!

б)- Возможно, в ваших любимых стихотворениях мы повстречаем собачку.

Дети читают наизусть стихотворения Маршака “Котята”, “Несговорчивый удод”, “Волк и лиса”. Класс записывает с комментированием слова с орфограммами “ котята, удод, лиса”.

6. Физминутка.

Инсценировка стихотворения “ Мяч”.

7. Работа над загадками.

- С.Я. Маршак придумал много загадок. Прочитайте их (на карточке) , самостоятельно напишите отгадки, подберите проверочные слова.

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)

Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И селёдка на носу? (Очки)

По Полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать! (Утюг)

В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много – много лет
Оставляет чёрный след. (Перо)

Кто, на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несёт вперёд
И сам себя,
Да и меня с тобой? (Поезд)

8. Сказки С.Я. Маршака.

- Какие сказки С. Я. Маршака вы знаете? Из какой сказки отрывок? Спишите его, вставляя пропущенные буквы.

Спит д.вно наро. л .сной.
Спит и зверь , и птица.
Но во тьме, в т.ши н.ч(?)ной,
Двум в.лкам не спится.

9. Викторина. Работа в группах.

- Из каких произведений эти отрывки?

1)

И – го – го! – поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко – сладко,
Повернись на правый бок.
Дам овса тебе мешок.
(“Сказка о глупом мышонке”)

2)

Сел он утром на кровать,
Стал рубаху надевать.
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки.
(“Вот какой рассеянный”)

3)

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(“Почта”)

4)

Отвечает лодырям серый кот:
- Мне коту усатому скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас, а с такими встретился
В первый раз!
(“Кот и лодыри”)

5)

Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(“Рассказ о неизвестном герое”)

10. С.Я. Маршак – драматург.

- Кто такой драматург? Что пишут драматурги? Для чего пишут пьесы?

Какую пьесу С.Я. Маршака вы знаете?

Запись под диктовку:

В Воронеже есть театр кукол. Ребята идут туда с радостью. На сцене сказочный лес. Там сидят у костра двенадцать месяцев.

11. Итог урока.

- Закончить урок хочется стихотворением “Пожелание друзьям”, которое было написано в 1958 году. Но оно написано для вас, детей 21 века.

Желаю вам цвести, расти,
Копить. крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!