Цели:
- формировать умение проверять написание слов с безударными гласными и парными согласными в корне путём изменения формы слова или подбора однокоренных слов, познакомить с творчеством С.Я. Маршака;
- развивать речь, память, внимание, орфографическую зоркость, логическое мышление расширять словарный запас;
- воспитывать интерес к книге, любовь к поэзии.
Оборудование: портрет С.Я. Маршака, выставка книг, иллюстрации произведений С.Я. Маршака, карточки для групповой и индивидуальной работы.
Ход урока
1. Оргмомент.
- Какое сейчас время года?
- Назовите зимние месяцы.
- Послушайте стихотворение о феврале.
Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой вьётся по земле
Лёгкая позёмка.
- Кто автор этого стихотворения?
- Верно, это отрывок из стихотворения С. Я. Маршака “круглый год”.
2. Постановка целей урока.
- Сегодня урок посвящен творчеству нашего земляка С. Я. Маршаку. Его произведения помогут нам упражняться в правильном написании слов с безударной гласной и парной согласно в корне слова.
3. Минутка чистописания.
ма//ру
ов//ев
Самуил Яковлевич Маршак - детский писатель.
- Подчеркните все орфограммы в предложении. Сколько их? Какие7
4. Словарная работа.
- Спишите отрывок из стихотворения “Багаж”, вставляя пропущенные буквы
Дама сд.вала в бага.
Д. ван,
Ч.м.дан,
Саквоя.,
К.ртику,
К.рзину.
К.ртонку
И маленькую с.б.чонку.
- Что случилось собачкой в этом стихотворении?
- Давайте попробуем её отыскать. Где она может быть? Предлагаю отправиться в зоопарк.
5.Упражнение в написании слов с безударной гласной и парной согласной в корне слова.
а) Дети читают наизусть стихотворения из цикла “Детки в клетке” и записывают их названия, объясняя орфограмму
Жираф
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
Тигрёнок
Эй, не стойте слишком близко-
Я тигрёнок, а не киска!
Страусёнок
Я – страусёнок молодой,
Заносчивый и гордый.
Когда сержусь, я бью ногой,
Мозолистой и твёрдой.
Верблюд
Бедный маленький верблюд!
Есть ребёнку не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра!
Совята
Взгляни на маленьких совят -
Малышки рядышком сидят.
Когда не спят,
Они едят,
Когда едят,
Они не спят.
Белые медведи
У нас просторный водоём.
Мы с братом плаваем вдвоём.
Вода прохладна и свежа.
Её меняют сторожа.
Мы от стены плывём к стене
То на боку, то на спине.
Держись правее, дорогой,
Не задевай меня ногой!
б)- Возможно, в ваших любимых стихотворениях мы повстречаем собачку.
Дети читают наизусть стихотворения Маршака “Котята”, “Несговорчивый удод”, “Волк и лиса”. Класс записывает с комментированием слова с орфограммами “ котята, удод, лиса”.
6. Физминутка.
Инсценировка стихотворения “ Мяч”.
7. Работа над загадками.
- С.Я. Маршак придумал много загадок. Прочитайте их (на карточке) , самостоятельно напишите отгадки, подберите проверочные слова.
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт.
И никуда я не иду,
Покуда он идёт. (Дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами.
На глазах по колесу
И селёдка на носу? (Очки)
По Полотняной стране,
По реке Простыне
Плывёт пароход
То назад, то вперёд.
А за ним такая гладь-
Ни морщинки не видать! (Утюг)
В снежном поле по дороге
Мчится конь мой одноногий.
И на много – много лет
Оставляет чёрный след. (Перо)
Кто, на бегу пары клубя,
Пуская дым
Трубой,
Несёт вперёд
И сам себя,
Да и меня с тобой? (Поезд)
8. Сказки С.Я. Маршака.
- Какие сказки С. Я. Маршака вы знаете? Из какой сказки отрывок? Спишите его, вставляя пропущенные буквы.
Спит д.вно наро. л .сной.
Спит и зверь , и птица.
Но во тьме, в т.ши н.ч(?)ной,
Двум в.лкам не спится.
9. Викторина. Работа в группах.
- Из каких произведений эти отрывки?
1)
И – го – го! – поёт лошадка.
Спи, мышонок, сладко – сладко,
Повернись на правый бок.
Дам овса тебе мешок.
(“Сказка о глупом мышонке”)
2)
Сел он утром на кровать,
Стал рубаху надевать.
В рукава просунул руки –
Оказались это брюки.
(“Вот какой рассеянный”)
3)
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой пять на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
(“Почта”)
4)
Отвечает лодырям серый кот:
- Мне коту усатому скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас, а с такими встретился
В первый раз!
(“Кот и лодыри”)
5)
Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.
(“Рассказ о неизвестном герое”)
10. С.Я. Маршак – драматург.
- Кто такой драматург? Что пишут драматурги? Для чего пишут пьесы?
Какую пьесу С.Я. Маршака вы знаете?
Запись под диктовку:
В Воронеже есть театр кукол. Ребята идут туда с радостью. На сцене сказочный лес. Там сидят у костра двенадцать месяцев.
11. Итог урока.
- Закончить урок хочется стихотворением “Пожелание друзьям”, которое было написано в 1958 году. Но оно написано для вас, детей 21 века.
Желаю вам цвести, расти,
Копить. крепить здоровье.
Оно для дальнего пути-
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!