Программные задачи:
- Образовательные: закрепить знания детей по теме “Зима”, обогащать словарный запас.
- Развивающие: развивать общие речевые навыки, мелкую моторику рук.
- Воспитательные: воспитывать положительное отношение к природе, умение работать в коллективе.
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Художественное творчество”, “Коммуникация”.
Оборудование: проектор с экраном, макеты деревьев, игрушка зайчик, домик, вата, карандаши-штампы, гуашь, дидактические карточки по Т.И. Гризик “Маленький помощник”.
Ход занятия
1 часть – введение в игровую ситуацию
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прокатила. (Зима)
Воспитатель: Ребята, а вам нравится зима? Чем вам нравится зима? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, я вам расскажу одну зимнюю историю про мальчика… (читает рассказ “Очень холодно”, выставляя на доске “опорные” картинки. Предлагает детям воспроизвести, то, что запомнили) - (приложение 1).
2-часть – Координация речи с движением. Игра “Снежинка”
Кружатся снежинки (дети кружатся, изображая снежинки) В воздухе морозном, Падают на землю (медленно приседают, показывая падение Кружевные звезды, снежинок) Вот одна упала (встают, ловят снежинки) На мою ладошку. Ты не тай, снежинка, (бережно прикрывают снежинку Подожди немножко! другой ладошкой)
Воспитатель: Подуйте на снежинку, чтобы она улетела. А теперь подышите на свои ручки, согрейте их.
3 часть – Встреча с зайкой.
Воспитатель: Смотрите, чей-то домик снегом запорошен. Слышите? Кто-то пищит. Кто же это? (Воспитатель вытаскивает из домика Зайчика).
Беседа о зайчике:
- Кто это?
- Какие части тела у него есть?
- Какого цвета у Зайки шерсть зимой?
- Чем питается?
- Кто детеныши у Зайки?
- Тише, дети, зайка хочет мне что-то сказать. Ах, вот оно что! Зайка рассказал мне, что он в беде. Послушайте…
4 часть – Чтение рассказа “Запутанные следы” (приложение 2).
Это случилось зимой. В одном лесу жил Зайчик – побегайчик. Зимой он сменил свою серую шубку на белую. Теперь на снегу его никто не найдет. Но не все же зайчику в снегу сидеть. Надо ему и побегать: лапки размять, да еду поискать. В зимнем лесу, под снегом, найти пищу очень трудно. Пока найдешь, ой как устанешь! А тут еще и враги – лисы да волки – подстерегают Зайчишку. Так и ждут, когда Зайчик побежит, да на снегу следы оставит. По ним они быстро Зайчишку найдут.
Вот однажды бегал Зайчик по лесу. Погрыз немного коры на веточках. И только успел залечь в снежок, как столкнулся нос к носу с волком. Какая тут погоня началась. Только Зайчик убежит от волка, а он его по следам находит. И приходится бедному Зайчику снова убегать!
Бегал Зайчик, бегал – устал! Нет у него больше сил от волка удирать. Спрятался он под елочкой. А волк из леса вот-вот покажется и по Зайкиным следам прямо к нему придет.
Кто же Зайчику поможет? Кто следы его запутает – перепутает?
- Давайте поможем Зайчишке? Не дадим его волку в обиду! Напечатаем на снежном поле много других следов, и тогда волк не сможет отличить настоящие следы от наших нарисованных.
Дети “запутывают следы” - выполняя работу со штампом (приложение 3).
5 часть - Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, маленькие помощники! Спасли зайку! А волк теперь долго будет бегать по полянке и пытаться разобраться в следах.
Мне очень понравилось, как вы сегодня играли, думали и рассказывали. Скажите, что понравилось вам на занятии?
Используемая литература.
1. Т.И. Гризик Маленький помощник: Пособие для подготовки руки к письму: Просвещение, 2002.
2. Н.В. Нищева система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб Детство – Пресс, 2001.