Урок математики по теме "Вычитание обыкновенных дробей". 5-й класс

Разделы: Математика

Класс: 5


Цель:

  • Отработать умение вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;
  • развивать внимание, память, быстроту реакции учащихся с помощью применения пакета развивающих, обучающих, компьютерных программ на уроках математики;
  • развивать мышление учащихся с помощью применения тетрадей с нестандартными заданиями;
  • работать над развитием творческих навыков учащихся с помощью прикладных компьютерных программ;
  • воспитывать любовь к малой родине на основе краеведческого материала;
  • воспитывать учащихся на примере исторических личностей.

Оборудование:

  • Компьютерный класс, с установленными на компьютерах программами ПАКЕМОР(Приложение1), Paint, Word;
  • мультимедиа проектор, экран к нему; тетради с креативными заданиями для 5 класса;
  • практические задания в текстовом редакторе Word;
  • Деловая игра-конструктор “Художник-оформитель”.

Вступительное слово учителя: Добрый день, уважаемые гости, здравствуйте ребята.

Тема нашего урока: Вычитание обыкновенных добей.

Цель урока: Отработать умение вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями, развивать коммуникативную и творческую

компетентности.

Сегодня на уроке: работаем устно, решаем нестандартные задачи, выполним компьютерное моделирование, нас ждут работа с учебником, мозговой штурм, работа с тетрадью для 5 класса, конструирование.

В нашей школе работает научное общество “Болашак”, в котором занимаются ребята по разным предметам. Я курирую раздел “Математическое моделирование экономических, социальных проектов”. Мы с ребятами разработали электронное пособие для учебника “Математика -5” класса, которое назвали ПАКЕМОР, что означает ПАКЕт Математических Обучающих Развивающих программ и элективный курс с одноимённым названием.

Данное пособие выполнили в программе Delphi ученик 11 “В” класса Яковлев Никита и ученик 9 “А” класса Тарасов Сергей.

Весной этого года они заняли 2 место по информатике на городской научно-практической конференции, приняли участие в областном конкурсе элективных курсов.

Пособие содержит обращение к пользователю, инструкцию, страницу про авторов, содержание с гипертекстовыми ссылками. В него входят творческие электронные тесты, тесты по главам, электронный справочник по терминам. А также программы, развивающие память и быстроту реакции, мышление и внимание. С этим пособием можно работать индивидуально и под руководством учителя. Сегодня на уроке я хочу показать некоторые задания из нашего ПАКЕМОРа.

Ход урока

1. Устный счет: (7 мин)

Ну-ка в сторону карандаши!
Ни костяшек, ни ручек, ни мела:
Устный счёт! Мы творим это дело
Только силой ума и души!

Числа сходятся где-то во тьме
И глаза начинают светиться!
И кругом только умные лица!
Устный счёт! Мы считаем в уме!

Признаки делимости

Сегодня проведём устный счёт с помощью компьютера. Повторим признаки делимости, (сформулируйте признак делимости на три). Компьютер показывает числа, а в говорите делятся ли они на три....

Аналогично на 5...

Простые числа

А теперь вспомним какие числа называются простыми? Продолжите ряд простых чисел.

Угадайка

Логическая игра “Угадайка” позволит вам загадать компьютеру любое число от 1 до 1000. (Запишите его крупно на листке). Кто хочет поиграть первым?

А вы заметили ребята как компьютер отгадывает числа? Обратили внимание за сколько ходов он отгадал? (Максимум 10 ходов). Так быстро он просчитывает ответ, потому, что использует метод половинного деления отрезка. Если вы называете меньше 500, он называет 250, если ещё меньше 187 итак далее, каждый раз сужая отрезок вдвое, поэтому он быстро отгадывает ваше число.

Анатоль Франс говорил: "Учиться можно только весело.. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".

Нестандартные задачи: (7 мин)

Откройте тетрадь. Запишите число. Задача.

Восстанови матрицу. Эта программа развивает внимание и память.

Нарисуйте квадратную таблицу 3x3 клетки. Запомните в каких клетках расположены снежинки. И нарисуйте их по памяти у себя в тетради, а один человек пойдёт сделает это на компьютере. Внимание! Запускаю программу. Ряд Фибоначчи. 11235...

Напишите к себе в тетрадь последовательность чисел, внимательно посмотрите на неё, определите закономерность, продолжите ряд. Какое число должно быть следующим? .... Итак числа данного ряда подчиняются закономерности: каждый член последовательности равен сумме двух предыдущих членов. Эта последовательность носит имя итальянского математика Леонардо Фибоначчи (иногда его называли Леонардо Пизанский). Он написал в 1220 году книгу “Практическая геометрия”, в которой впервые встречается формула для вычисления объёма усечённой пирамиды, оригинальные доказательства теоремы Пифагора и многое другое.

Сейчас мы с вами тоже займёмся практической геометрией- компъютерным моделированием: выполним, используя понятия осевой симметрии и поворота построение рамки из готовых шаблонов.

3. Компьютерное моделирование: Деловая игра “художник-оформитель” (10 мин)

Ребята, сядьте за компьютеры, откройте графический редактор Paint Откройте файл “шаблоны”, выберите определённый шаблон, скопируйте его. Используя понятия осевой симметрии и поворота, сделайте рамку. Лабораторные работы перед вами прочтите ход работы.

А Кирилл в это время будет конструировать фигуры из танграма. Танграм-это квадрат, разрезанный на специальные части. Вероятно, эти части квадрата первоначально служили для демонстрации геометрических фигур.

С течением времени было замечено, что из этих частей можно составить множество фигур-силуэтов самой причудливой формы, употребляя для составления каждой фигуры все 7 частей квадрата. Так создалась увлекательная игра-головоломка “Танграм”, получившая широкое распространение, в особенности на своей родине-в Китае. Там эта игра известна также хорошо, как например у нас шахматы. Устраиваются даже специальные состязания на составление наибольшего количества фигур с наименьшей затратой времени. Танграм.

Используя все фигуры надо сложить заданный рисунок в течении 3–5 минут.

Тот из вас мне всех милее,
кто решает всех быстрее.

По окончанию работы переходим за столы, работаем с учебником.

В рабочих тетрадях записали число, классная работа.

4. В тетрадях 476 (1), 473(4) (5мин)

знаменатели взаимно простые числа, поэтому НОК равно их произведению.

Что называется уравнением? Что значит решить уравнение? Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо...

Чтобы вычисть дроби с разными знаменателями, необходимо найти общий знаменатель.

Дополнительные множители...

Что называется корнем уравнения?

5. Домашнее задание. Составить задачу на вычитание дробей и решить ее.

6. Креативная разминка (10 мин)

Как говорил Бэкон “Мысли, подобно людям, имеют свою юность”.

Посмотрим какие творческие мысли посетят вас сейчас при выполнении заданий в текстовом редакторе Word. Задания можно выполнять не по порядку. Вы можете выбрать любое понравившееся вам задание. Работаем в течении 5 минут, а потом подводим результаты.

Ученикам предлагается следующее задание:

Задание 1. Одинаковое начало.

Даны некоторые буквы, например М, Т, П, Р, О, Д.

Надо составить как можно больше предложений, в которых слова начинаются на эти буквы, например “Множество точек плоскости, равноудаленных от данной”. Время ограничено.

Каждый ученик читает всем любое, самое удачное предложение. Все слушают, сравнивают, анализируют.

Дается еще время для выполнения задания. И снова зачитываются вслух составленные предложения.

Задание 2. Подберите рифму.

Наберите в столбик предложенные слова. (Математические термины, например Корень Число Цифра Круг Луч)

Подберите к каждому слову рифмующееся слово и наберите его справа.

Придумать одно или несколько стихотворений с этими рифмами. Наберите их ниже.

Задание 3. Анаграммы.

Анаграмма – это слово, которое образовано перестановкой букв другого слова, например: весна-навес.

Из слов, расположенных ниже, образуйте другие слова и наберите исходное слово и полученное:

Дробь –
Круг –
Точка –
Микрокалькулятор –
прямая –
циркуль –

Задание 4. Фантазии

Выберите любой математический инструмент и от его имени сочините рассказ-монолог (например, от транспортира, линейки и т.д.). Наберите свой рассказ в текстовом редакторе, сохраните на дискету или распечатайте. Сдайте преподавателю.

А пока ребята работают за компьютером, Никита Климантович будет разгадывать логогрифы и метаграммы:

Логогрифы

В логогрифах надо догадаться о каком слове говорится сначала. Затем в расшифрованное слово надо вставить добавочно одну или две буквы, и получится новое слово.

Например:

В планету поместите меру,
И ветер всколыхнёт всю атмосферу –
Такой, которого сильнее не найти:
Он все сметает на пути.

Ответ: уран-ураган.

1) Арифметический я знак,
В задачнике меня найдешь во многих строчках.
Лишь “О” ты вставишь, зная как,
И я – географическая точка.

Ответ:

2) Я не люблю у школьника быть в дневнике,
Ему из-за меня вся не мила природа,
Но если внутрь меня поставить “Е”,
То – среди женского я рода.

Ответ:

3) Я – цифра – меньше десяти,
Меня тебе легко найти.
Но если букве “Я” прикажешь рядом встать,
Я все – отец и ты, и дедушка, и мать.

Ответ:

4) Я – важная деталь судна,
И без меня оно по воле ветра мчится.
А если букву “Б” ты вставишь внутрь меня,
То я – простая денежная единица.

Ответ:

Метаграммы.

В метаграмме зашифровано определённое слово, его нужно отгадать. Для этого в данном слове следует одну из букв заменить другой буквой, и значение слова изменится.

жуть  _______________
бремя _______________
пена ________________
дуб _________________
дочка _______________
чан _________________
гадание _____________
забота _______________
касса ________________
знамение _____________
вложение _____________
масть ________________

7. Работа с тетрадью (5 мин)

Ребята, в этом учебном году на городской научно-практической конференции мы с учащимися 8 “В” класса будем защищать проект рабочей тетради по математике с креативными заданиями для 5 класса. Её разрабатывают Калачиков Александр и Диханова Айгерим. Несколько страниц из этого научного проекта предлагаю посмотреть вам.

Каждой команде отдельное задание:

1) Откройте пожалуйста задание 2. Решать можно в самой рабочей тетради. В результирующей таблице найдите строку с номером вашего примера, выберите правильный ответ. На пересечении строки и столбца определите верную букву, впишите её на строку с ответом.

2) Откройте задание 4. Выполните вычисления, заполните таблицу буквами, учитывая найденные ответы, и прочитайте текст про ученого.

3) Откройте задание 7. Упростите выражения, узнаете собаку- победителя.

Закончить наш урок хочется высказыванием великого мудреца древности Фалеса. Он говорил:

“Быстрее всего ум, потому, что он всё обегает”,
“Сильнее всего необходимость, ибо она имеет над всем власть”,
“Мудрее всего время, потому, что оно всё открывает”.

Сегодня, время, проведённое на уроке, открыло ответы на многие вопросы. Ребята, которые получили золотые квадратики-получили 5 по информатике, серебрянные кадратики означают 4 по информатике. Квадраты оранжевого цвета означают 5 по математике, квадраты светло-бордовые 4 по математике. Спасибо за урок.