Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету произношение для 1-го класса разработана на основе:
1) Федерального Государственного стандарта второго поколения,
2) примерной программы начального общего образования, подготовленной в рамках проекта “Разработка, апробация и внедрение ФГОС общего образования второго поколения”, реализуемого Российской академией образования и науки РФ и Федерального агентства по образованию,
3) программы специальных общеобразовательных школ для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Настоящая программа составлена на 112 часов в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год и является программой начального уровня обучения.
Предлагаемый курс направлен на решение следующих задач:
- развитие артикуляционной моторики обучающихся;
- формирование у детей навыка правильного речевого дыхания;
- автоматизацию навыка правильного произношения звуков в слогах, словах, предложениях и текстах;
- формирование умения различать на слух и в произношении твёрдые и мягкие, глухие и звонкие, свистящие и шипящие согласные звуки;
- формирование умения составлять схемы звукового состава слов;
- развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слова;
- уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся с учётом требований программы по развитию речи;
- закрепление в устной речи форм словоизменения и словообразования (употребление предложно-падежных конструкций; дифференциация предлогов, выражающих пространственные отношения; образование видо-временных форм глаголов, притяжательных имён прилагательных и имён существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Решаемые задачи позволяют достичь цель курса — воспитание у младших школьников четкой, внятной, выразительной речи.
Преподавание курса связано с преподаванием других курсов государственного образовательного стандарта: обучение грамоте, развитие речи (окружающий мир) и опирается на их содержание.
Воспитание чёткой, внятной, выразительной речи осуществляется в нескольких направлениях на специальных уроках произношения и на индивидуальных логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. На индивидуальных занятиях преодолеваются индивидуальные речевые затруднения обучающихся, препятствующие усвоению программы на уроках произношения и обучения грамоте.
Обучение грамоте связано с формированием произношения, поэтому программные требования едины. Каждый звук изучается вначале на уроках произношения в словах и фразах различной сложности, дифференцируется от других звуков; затем на уроках обучения грамоте изучается соответствующая буква. Опора на правильное произношение большинству обучающихся необходима с целью предупреждения трудностей в различении и выделении звуков речи, в правильном соотнесении их с соответствующими буквами.
На уроках развития речи и на уроках произношения обучающиеся овладевают речью для повседневного общения с окружающими, получают основу для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением. Уточнение и обогащение словарного запаса обучающихся на уроках произношения осуществляется с учётом требований программы по развитию речи.
В связи с тем, что работа по произношению направлена на воспитание у младших школьников четкой речи на основе усвоения слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры, а также развитие фонематического восприятия, программа имеет три раздела, которые тесно связаны между собой:
I. Формирование навыков произношения звуков.
II. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
III. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов.
Работа по данным направлениям на уроках произношения осуществляется параллельно.
Одной из отличительных особенностей содержания курса является последовательность усвоения звуков речи, которая определена в зависимости от их артикуляционной сложности и фонологической противопоставленности.
С целью предупреждения специфических ошибок в письме обучающихся, в частности ошибок на замену букв, изучение акустически сходных звуков ([с] - [ш], [п] - [б], [ч] - [ц] и др.) идет через определенное время и после твердого и прочного усвоения каждого из исходных звуков.
Уделяется внимание развитию фонематических процессов, так как умение выделять отдельные звуковые элементы слова и понимать, что слова состоят из звуков, расположенных в определённой последовательности, является необходимым условием успешного овладения грамотой.
В тесной связи с усвоением звуков речи и развитием слухового восприятия программа предусматривает обучение детей произношению слов постепенно возрастающей звуко-слоговой структуры. Правильно произносимые слова должны употребляться детьми в связной речи с соблюдением необходимого фразового ударения и интонации.
Также внимание уделяется дифференциации звуков по разным признакам (по способу артикуляции, твердости-мягкости, наличию-отсутствию вибрации голосовых складок).
Содержание курса
I. Формирование навыков произношения звуков и развитие фонематического восприятия.
1.1. Развитие моторики артикуляционного аппарата, формирование умений и навыков, необходимых для правильного произношения и коррекции звуков.
1.2. Правильное произношение и различение следующих звуков:
- гласных [а], [у], [о], [ы], [и], [э];
- твердых согласных, не требующих коррекции: [м], [п], [в], [к], [н], [ф], [т], [х];
- дифференциация звуков [к] - [х];
- мягких согласных в сочетании с гласными [и], [е];
- дифференциация изученных твердых и мягких согласных в сочетаниях пы-пи (пыль – пили);
- правильное произношение и различение звуков [с], [с'], [б], [б'], [д], [д'], [з], [з'], [г], [г'], [л], [л'], [ж], [р], [р'];
- дифференциация звуков [с] - [ш], [з] - [ж], [р] - [л], звонких и глухих согласных;
- правильное произношение звука [j] в начале слова, перед гласной после разделительных ь и ъ (яма, поет, льют, подъезд);
- дифференциация твердых и мягких согласных в сочетании с гласными (ды-ди, ба-бя) и в конце слова (ат-ать);
- звук [ц];
- дифференциация звуков [ц] - [т'], [ц] - [с], [ц] – [с'];
- звук [ч];
- дифференциация звуков [ч] - [т'], [ч] - [с'], [ч] - [ц];
- звук [щ];
- дифференциация звуков [щ] - [с'], [ш] - [ч], [щ] - [ш].
1.3. Развитие внимания, памяти, умение запомнить 3-4 инструкции и выполнить действия в заданной последовательности. Умение повторить слоговой ряд в заданной последовательности, состоящий из двух-трёх сочетаний (па-по, ка-ха-ка, ус-ас-ос, спа-ста-ска и т.д.), умение запомнить в данной последовательности 3-4 слова различного и сходного ритмического и звукового состава (мука, кот, вата, липа, лента, лимон, малина), заучивание наизусть стихов, потешек, чистоговорок.
II. Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры речи.
2.1. Усвоение произношения различных сочетаний звуков и слогов.
- Произнесение ряда гласных звуков (уиуа уиуа уаиу и т.п.).
- Произнесение различных сочетаний из прямых, обратных, закрытых слогов и слогов со стечением согласных: па-па-па-ап; сас-сос-сус; пру-пра-про; пра-кра-тра; се-се-си; ле-ле-ли-ли; пле-пли-пло; пли-плы-пли; стра-стры-стре; бра-бро-бру-бры; бра-ора-пра-пра; с ускорением темпа и изменением последовательности или структуры слогов: и-а-у, у-а-и; та-та-ка, ка-ка-та; па-та, пта.
- Произнесение сочетаний из слогов разного типа с оппозиционными звуками: са-са-за, бра-бра-пра, жа-ша-жа-ша; ча-ща-тя, пча-птя-пча.
- Усвоение слов следующего слогового состава: Тома, мак, панама, каток, ветка, танк; постепенное включение трехсложных слов (валенки, самолёт) и со стечением согласных в начале слова (стакан, плита).
- Произнесение слоговых рядов с чередованием ударных и неударных слогов (упражнения проводятся в быстром темпе на хорошо усвоенном звуковом материале); без чередования звуков: тататататата..., тата-татата-тата-тата, та-татата-та-татата-та и т.д.; с чередованием гласных и согласных звуков: татотутато тутатоту, ша-саса-ша-саса..., таданатаданатадана... и т. д.
- Правильное произнесение сочетаний со звуком [j]: ты-тья-ть те-тье-тье-те.
- Повторение в данной последовательности воспринятого на слух слогового ряда, состоящего из трех-четырех слогов.
2.2. Формирование навыков произношения слов и предложений
- Четкое, правильное, с соблюдением ударения произношение двусложных и трехсложных слов, отдельных четырехсложных, состоящих из слогов указанного типа (вагон, волк, станок, иголка облако, поехали, одеяло), четкое произношение окончаний слов при изменении форм слова. Правильное и слитное произнесение звуков в словах со стечением трех согласных, выделение звуков из слов со стечением трех согласных (стрелка, верблюд). Правильное произнесение слов с оппозиционными звуками.
- Правильное выделение ударного слога в двухсложных и трехсложных словах; составление схемы слова с выделением ударного слога.
- Составление и правильное произнесение предложений с использованием слов усвоенной звуко-слоговой сложности.
- Заучивание стихотворных и прозаических текстов с включением усвоенных звуков, слов и с соблюдением ритма.
- Запоминание и повторение в данной последовательности 3-4 слов; запоминание ряда инструкций.
III. Развитие навыков анализа и синтеза звукового состава слов.
3.1. Выделение начального, ударного гласного из слов (Оля, утка). Определение последовательности гласного в ряду из 2-3 гласных: [ау], [аиу].
3.2. Анализ и синтез обратных слогов; выделение последнего согласного из слов (кот).
3.3. Выделение слогообразующего гласного из слов мох, пух и т. д.
3.4. Анализ и синтез прямых слогов са, су. Выделение первого согласного и словообразующего гласного из слов сани, совы и т. п.
3.5. Звуковой анализ слов суп, нос и т. п. (составление схем).
3.6. Членение слов на слоги, составление слоговой схемы односложного, двухсложного и трехсложного слова.
3.7. Звуко-слоговой анализ слов сова, косы и т. п. (составление схем).
3.8. Усвоение терминов “звук”, “слово”, “гласный звук”, “согласный звук”, “мягкий звук”, “твердый звук”, “слог”. Усвоение слогообразующей роли гласных.
Тематическое планирование уроков произношения для 1 класса (Приложение 1)
Планируемые результаты изучения предмета
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к школе и учебной деятельности,
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной жизни (ответственно относиться к уроку произношения - быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику),
- знание и выполнение правил личной гигиены на уроках произношения,
- этические нормы поведения (сотрудничество, взаимопомощь) на основе взаимодействия обучающихся при выполнении совместных заданий,
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами поведения на уроке (для того, чтобы не мешать успешной работе товарищей), правилами работы в паре, со взрослыми,
- знание и выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
Предметные результаты
Первоклассник получит возможность научиться:
- правильно произносить отработанные на логопедических занятиях звуки в самостоятельной речи,
- правильно воспроизводить слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных,
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты,
- дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие звуки,
- анализировать звуко-слоговую структуру слов из 2-3 слогов со стечением согласных, определять ударный слог и ударную гласную в слове,
- определять количество слов в предложении из 4 - 5 слов,
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых слов, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами словообразования,
- уточнение значений используемых синтаксических конструкций,
- дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путём овладения словосочетаниями, связью слов в предложении.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем,
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя-логопеда),
- определять пути и средства достижения учебной цели,
- с помощью учителя-логопеда планировать учебную задачу путём установления причинно-следственных последовательностей,
- выделять главное в учебном материале с помощью учителя - логопеда,
- осуществлять контроль за ходом своей деятельности (от умения пользоваться образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля),
- работать в определённом темпе,
- применять знания в новых ситуациях.
Познавательные
Обучающийся научится:
- ориентироваться в учебнике (на развороте),
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом),
- находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций учебника,
- с помощью учителя-логопеда анализировать объекты (слова, словосочетания, предложения) с выделением отличительных признаков,
- проводить сравнение и классификацию объектов (звуков, слов) по заданным критериям;
- группировать объекты (звуки, слова) на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- внимательно слушать и слышать учителя-логопеда, не переключаясь на посторонние воздействия,
- подчинять свои действия инструкции и замечаниям учителя-логопеда,
- понимать и принимать учебную задачу, поставленную в вербальной форме,
- свободно владеть вербальными средствами общения в целях чёткого восприятия, удержания и сосредоточенного выполнения учебной задачи в соответствии полученной инструкции,
- целенаправленно (в соответствии с заданием) выполнять учебные действия,
- соблюдать правила речевого этикета при общении (обращение, просьба),
- отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием, адекватным использованием усвоенной терминологии,
- пояснять инструкцию, учебную задачу с использованием нужной терминологии,
- обращаться к учителю или товарищу по группе за разъяснением,
- применять инструкции при подготовке речевого высказывания по ходу и итогам учебной работы,
- адекватно реагировать на контроль и оценку со стороны учителя-логопеда.
Контроль достижения учениками уровня государственного образовательного стандарта осуществляется в виде стартового, текущего и итогового контроля в форме слуховых диктантов, тестов, выполнения контрольных упражнений, наблюдения за качеством звукопроизношения обучающихся в процессе бесед, дидактических игр.