Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: создать условия для овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
Задачи:
Образовательные:
- знакомство с правилами постановки знаков препинания в конце предложения
- формирование умений овладения нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения
- способствовать усвоению приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к языку;
- стремление использовать в своей речи слова, соответствующие нормам речевого этикета
Развивающие:
- развитие умений ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: научатся безошибочно списывать текст, соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета; получат возможность научиться участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Метапредметные (критерии сформированности /оценки компонентов Универсальных учебных действий-УУД):
- Познавательные: общеучебные – овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения; уяснение интонационных особенностей восклицательных предложений; понимание текста с опорой на содержащуюся в нем информацию и на интонационное оформление предложений; логические – осуществление анализа этикетных слов и определение ситуаций, в которых они могут быть использованы.
- Регулятивные: оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.
- Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Личностные: применяют приобретенные навыки в практической деятельности; используют усвоенные приемы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Сценарий урока
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
2. Актуализация знаний и пробного учебного действия.
- Послушайте стихотворение Я.Козловского “Любопытный суслик”
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей Норки:
-Где вы были?
-У лисички!
-Что вы ели там?
-Лисички!
-С кем общался суслик? Для чего нужен язык?
-Какой бывает речь?
-Что знаете об устной речи?
-О письменной речи?
Как отделяется в устной речи одно предложение от другого?
А в письменной?
3. Выявление места и причины затруднения.
-Какие первые слова произносят люди при встрече?
-Как можно поприветствовать своего товарища?
-Каждому ли человеку можно сказать “привет”?
-Какие слова-приветствия мы сейчас назвали?
-Попробуйте сформулировать тему урока.
(слова-приветствия)
Сегодня на уроке мы будем говорить о словах-приветствия, будем их писать и произносить с правильной интонацией.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Речевое общение.
У меня есть одна загадка-стихотворение О.Дриза Я буду читать, а вы – подсказывать нужные слова. Не буду возражать. Если вы их произнесёте хором.
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу,
“С добрым ...(утром) !”-я кричу.
Ну, а что кричу я вслед
Всем идущим на обед?
“Добрый ...(день) !Добрый ...(день)!-
Ну, а как же я встречаю
Всех домой идущих к чаю?
“Добрый ...(вечер) !”-говорю,
Чай я мигом заварю!
Работа по учебнику стр.11 упр 1.
Чтение стихотворения В.Орлова“Добрый день”
Беседа о прочитанном.
-Каким был день сначала?
-Почему настроение у рассказчика стало добрым?
-В какое время происходило событие?(днём)
-Почему так решили?
-А какие слова мог услышать мальчик, если бы он шёл утром, вечером?
-Как вы думаете, с какой интонацией произносятся такие предложения?
5. Реализация построенного проекта.
Чистописание.
Очень много доброго мы узнаём из книг. Но иногда книгам требуется наша помощь.
Определите ,каким книгам нужна помощь. Какие линии нужно провести, чтобы помочь книгам?
Работа в ТПО стр.8.Упр.2. Напиши красиво(показ)
Речевое общение.
-Прочитаем стихотворение “Добрые слова” в упр. 2.учебника.
-Какие слова называются добрыми? Это слова- приветствия.
-Какие ещё слова-приветствия ты знаешь?
-Почему они добрые?
- С какой интонацией произносят слова – приветствия?
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Речевое общение.
Упр.3.(учебник)
-Прочитайте слова-приветствия.
-Когда и с кем можно так здороваться?
-Какие слова лучше не употреблять совсем?
(Дети должны первыми здороваться со взрослыми.
В школе надо здороваться со всеми взрослыми.
Невежливо приветствовать издалека. Надо подойти поближе и поздороваться)
Работа в тетради Упр.4 (ТПО)
-Какие знаки препинания стоят в конце слов приветствия?
-Как вы думаете почему?
-Прочитайте сведения о языке-“Обрати внимание” (Правило –учебник стр.13)
-Что такое интонация?
Рубрика “Хочу всё знать”.
Работу голоса, его усиление, повышение и понижение учёные назвали научным словом “интонация”.
Предложение мы всегда произносим с какой-то интонацией, а его конец- с интонацией конца мысли. Чаще всего это небольшое понижение голоса, этим мы показываем, что мысль завершена.в предложении мы выражаем мысль, чувства, о чём-то и что-то сообщаем, спрашиваем.
-Как надо произносить предложение, если в конце стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно)
Какие ещё знаки препинания существуют?
Работа в парах в тетради Упр 5.(ТПО)
-Поставьте знаки препинания в конце предложений и подготовьте выразительное чтение по ролям.
- Как обозначается цель высказывания на письме?(знаками препинания)
-А как в устной речи?(с помощью интонации)
-Какая бывает интонация?
Выразительное чтение по ролям.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Работа в тетради Упр.4-учебник.
Спишите слова –приветствия с которыми можно обратиться к взрослому.
Работа в тетради Упр.5-учебник..Прочитайте пословицу в упражнении 5.Как вы понимаете её смысл? Запишите.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Самостоятельная работа. Работа в тетради Упр. 3.(ТПО)
-Какое слово выбрали?(привет)
-Почему не подходят другие слова?
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
-Какие слова-приветствия вы научились сегодня писать?
- С какой интонацией произносятся эти слова?
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.
Цветок-настроения.
-Покажите синий цветок, если вы успешно справлялись с заданиями, вам было легко; жёлтый цветок - если были затруднения, красный - если было очень трудно .
Литература.
1. ИвановС.В. Русский язык : 1класс:учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой и С.В.Иванова.-2-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф,2011.-176с. : ил.-(Начальная школа XXIвека).
2. ИвановС.В. Русский язык : 1класс:рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений/С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова; под ред. Л.Е.Журовой и С.В.Иванова.-2-е изд., испр.- М.: Вентана-Граф,2011.-96с. : ил.-(Начальная школа XXIвека).
3. С.В.Николаева, И.Г.Смирнова Русский язык.1класс:система уроков по учебнику С.И. Иванова,А.О.Евдокимовой, М.И.Кузнецовой/авт.-сост.С.В.Николаева, И.Г.Смирнова.-Волгоград : Учитель,2012.-270с.
4. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по Стране Слов:Кн.для учащихся нач.классов.- М.:Просвещение,1991