Программа разработана в силу актуальности проблемы сохранения здоровья взрослых и детей. Отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов повышения валеологической культуры детей дошкольного возраста.
Общие положения
В уставе Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.
В последнее время особое внимание уделяется уровню здоровья , который является, несомненно , важным критерием оценки состояния здоровья населения. Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических ,генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Здоровье формируется в результате взаимодействия экзогенных ( природных и социальных) и эндогенных ( пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов.
Здоровье детей во многом детерминировано социально – экономическими условиями. Ведущими формирующими факторами оказывается режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Следовательно, основной путь укрепления здоровья детей – создание благоприятных социально- педагогических условий. С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться : семья, включая всех ее членов и условия проживания, а также МДОУ –детский сад №48 , где дети проводят большую часть своего активного времени, т.е социальные структуры, которые в основном и определяют уровень здоровья детей.
Наша работа начинается с оценки состояния здоровья детей и выявления отношения к здоровью как к общечеловеческой ценности всех субъектов педагогического процесса.
Программа направлена на воспитание основ культуры здоровья, формирование представления ребенка о самом себе и о здоровом образе жизни, правилах гигиены, охране здоровья. К моменту выпуска в школу дети должны получить валеологические представления и иметь стойкие навыки и привычки.
Цель программы: сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, воспитателей, детей ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные принципы программы:
Сознательности - осознавая
оздоровительное воздействие, ребенок учится
самостоятельно и творчески решать задачи
познавательного характера.
Направления программы
- Создание условий для физического и психологического здоровья детей
- Валеологическое образование.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
- Консультативно-информационная работа с детьми, родителями.
- Работа проводится через разные виды деятельности:
- Образовательная деятельность (непосредственно образовательная деятельность, совместная деятельность, дидактические игры, беседы, игровые ситуации, досуги).
- Оздоровительная работа (различные виды гимнастик, игровой массаж, немедикаментозные и медикаментозные средства, час двигательной активности).
- Организация предметно-развивающей среды (создание центров двигательной активности и здоровья, изготовила разнообразное оборудование и пособия).
- Работа с родителями (диспуты, проблемные дискуссии, собрания, консультации, беседы, развлечения и т.д).
Для организации физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса в режиме здоровьесбережения в течение каждого месяца проводятся следующие мероприятия с детьми :
1. Образовательная деятельность из раздела “Я здоровье сберегу сам себе я помогу!” , в процессе которой дети знакомятся со строением тела человека , органами и их значением для жизни человека, о пользе закаливания, правилами ухода за телом.
Немедикаментозные средства;
- Ароматерапия (сохранение здоровья с помощью эфирных масел)
- Профилактический точечный массаж (активных точек лица, рук, ушей, ног)
- Утренняя гимнастика с включением специальных упражнений по профилактики простудных заболеваний (дыхательные упражнения).
- Гимнастика после сна – упражнения на сохранение правильной осанки, ходьба по дорожке здоровья – профилактика плоскостопия .
- Полоскание зева настоем чеснока
- Гимнастика (Артикуляционная, Пальчиковая, для глаз, дыхательная)
- Витаминизация (употребление в пищу чеснока, лука)
Медикаментозные
- Курсовое применение витамина “С” (сироп шиповника) в течение 10 дней
- Иммунизация (прием настойки элеутерококка – 1 капля на год жизни в течении месяца)
- Сезонная профилактика ОРВИ (оксолиновая мазь – перед прогулкой)
Час двигательной активности
- Подвижные игры на развитие основных движений (лазание, метание, бросание и ловля, прыжки, бег ,выполнение упражнений в быстром темпе- соревнование)
- Активно воздействуем на образ жизни ребенка путём целенаправленного валеологического просвещения родителей, организуем и проводим родительские собрания, совместные праздники, оформляем стенды, где размещены фотоматериалы и необходимая информация.
Ожидаемые результаты:
- Осознание взрослыми и детьми понятия “здоровье” и влияния образа жизни на состояние здоровья.
- Овладение навыками само оздоровления.
- Снижение уровня заболеваемости, сокращение длительности заболеваний
- Развитие физических качеств дошкольников
- Закрепление оздоровительных мер и использование их в повседневной жизни
Реализация основных направлений программы
Направления, задачи | Мероприятия |
1. Оздоровительное: *организация здоровьесберегающей среды ДОУ; *изучение передового педагогического опыты; *пропаганда здорового образа жизни; *сохранение уровня позитивного здоровья за счет профилактических мероприятий |
Приобретение оборудования
/медицинского, спортивного/. Отбор и внедрение эффективных технологий и методик. Выпуск газеты, проведение лекций, семинаров по вопросам оздоровления. Реализация плана лечебно-оздоровительных мероприятий. |
2. Валеологическое: *воспитание валеологической культуры дошкольника |
Формирование у детей основ ЗОЖ. Классификация здоровьесберегающих технологий. Апробация здоровьесберегающих технологий. Отслеживание результативности здоровьесберегающих технологий Составление перспективного планирования по валеологическому образованию дошкольников. |
3.Физическое развитие: *развитие физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием ребенка *повышение резистентности организма при использовании комплекса закаливающих процедур с использованием природных факторов. *создание условий для формирования правильной осанки, укрепления и охраны здоровья детей |
Использование нетрадиционных форм при
проведении физкультурных занятий, досуговой
деятельности и др. Внедрение в физкультурную работу инновационных образовательных программ для ДОУ “Театр физического воспитания дошкольников Н.Н. Ефименко. Организация в осенний, весенний периоды двух физкультурных занятий на воздухе. Пополнение физкультурных уголков в группах. |
4.Психоэмоциональное благополучие: *создание условий для организации психопрофилактической поддержки детей раннего возраста. *формирование положительного отношения при общении со сверстниками, взрослыми |
Организация работы с использованием
возможностей сенсорных и экологических зон. Проведение адаптационных мероприятий. Пополнение дидактического и развивающего материала. Использование методик коррекции общения. Внедрение “Психогимнастики” М. Чистяковой. Использование нестандартного оборудования. Консультативная работа с родителями |
5.Комплексная диагностика: *наблюдение, оценка, прогноз состояния здоровья |
Проведение системы мониторинга: медицинского, педагогического |
Система работы по здоровьесбережению
Немедикаментозные средства;
- Ароматерапия (сохранение здоровья с помощью эфирных масел)
- Профилактический точечный массаж (активных точек лица, рук, ушей, ног)
- Лечебная гимнастика с включением специальных упражнений по профилактики простудных заболеваний (дыхательные упражнения).
- Гимнастика после сна (упражнения на сохранение правильной осанки, ходьба по дорожке здоровья для профилактика плоскостопия) .
- Полоскание зева настоем чеснока
- Гимнастика (артикуляционная, пальчиковая, для глаз).
- Витаминизация (употребление в пищу чеснока, лука)
Медикаментозные
- Курсовое применение витамина “С” (сироп шиповника) в течении 10 дней
- Иммунизация (прием настойки элеутерококка – 1 капля на год жизни в течении месяца)
- Сезонная профилактика ОРВИ (оксолиновая мазь – перед прогулкой)
- Оздоровительная работа с детьми систематически планируется, имеются планы , конспекты оздоровительных досугов, экскурсий, прогулок.
- Система закаливания предусматривает разнообразные формы и методы, а также изменения в связи со временем года:
- воздушное (облегчённая одежда, утренняя пробежка вокруг детского сада, прогулка в любую погоду);
- босохождение (в помещении и во время выполнения упражнений на спортивном комплексе);
- водное;
- солнечное
Литература
- Т.И. Дмитриенко “Спортивные игры для детей дошкольного возраста”
- В.Г. Фролов “Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке”
- П.А. Обухов “Школа докторов природы”
- Г. Гончарук “Игровая физкультура.
- Т.Ю. Бардышева “Здравствуй пальчик”
- В.Н. Волчкова “Конспекты занятий в старшей группе детского сада”
- З.И. Бересневой “Здоровый малыш”
- В.В Волина “Занимательноеазбуковедение”
- М. И. Чистякова “Психогимнастика”
- С Е Шукшина “Я и мое тело”
- Н.Н .Васильева, Н.В. Новоторцева “Развивающие игры для дошкольников”
- С.Е.Гаврина, Н.Л. Котявина “Развиваем руки - чтоб учиться писять, и красиво рисовать
Полученные результаты годовой динамики показали эффективность проведенных мероприятий. Увеличилось количество детей с первой группой здоровья. За 2009 -2011 у. год у детей произошли позитивные изменения: снизилась заболеваемость ОРЗ, индекс здоровья повысился на 20% дети стали более выносливы, активны в познавательном процессе и имеют достаточно высокий уровень знаний о здоровом образе жизни. Таким образом, программа оздоровления детей в условиях группы “Неболейка” является эффективным и результативным способом сохранения и укрепления здоровья детей.
Формирование основ здорового образа жизни