Конспект урока русского языка по теме "Окончания имен прилагательных". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с окончаниями имён прилагательных мужского, женского, среднего рода и окончаниями прилагательных во множественном числе.
  • Учить писать безударные окончания прилагательных, действуя по алгоритму.
  • Развивать коммуникативные умения через парную и групповую работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и систематизировать информацию.

Оборудование: карточка с четверостишием стихотворения К.Бальмонта, карточка слова ЛЁГКАЯ, карточка-тема, карточки с окончаниями прилагательных, карточки для работы в группах, алгоритм написания окончаний прилагательных, индивидуальные карточки с пропущенными окончаниями.

I. Орг.момент. Мотивация.

- Прозвенел звонок, начинаем урок.

- Вы готовы вспоминать и наблюдать?

- Делать выводы и рассуждать?

- Тогда на месте не стоим,

К новым знаниям спешим.

II. Актуализация знаний.

1). Размышление над строкой поэта.

Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая... (К.Бальмонт)

- Что почувствовали?

- О чём подумали?

- Почему я поставила в конце многоточие?

- Вы, поэты, как бы вы закончили мысль?

- Ещё раз послушайте словосочетания снежинка пушистая, снежинка смелая, какой приём использовал автор? (Эпитет)

2). Повторение о прилагательном.

- Какая часть речи помогла поэту “нарисовать” снежинку? (Прилагательное)

- Что вы знаете об имени прилагательном? (Часть речи, обозначает признак предмета, отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?)

3). Введение в тему.

- Используя имя прилагательное запишите одно, своё, слово характеризующее снежинку.

- Проверка. (Опрашиваю несколько человек)

- У кого возникли затруднения при ВЫБОРЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО?

- У кого возникли затруднения при записи прилагательного?

- В какой части слова возникла трудность? (В записи окончания)

- Запишите прилагательное КРУПНАЯ.

- Разберём по составу.

- Подчеркните опасные места.

- В какой части слова, и какие орфограммы встретились?

III. Тема урока.

- Над какой темой сегодня будем работать? (Окончания имён прилагательных)

- Знакомая или новая тема?

- Идём к новым знаниям.

IV. Работа над темой.

1). Работа в парах.

- Учебник с. 75 упр.322.

- Прочитайте задание.

- Выполните его карандашом в учебнике.

- ПРОВЕРКА. (Один читает словосочетание, второй – прилагательное и его окончание.)

НА ДОСКЕ: -ый, -ая, -ое, -ые, -ыми.

- Поднимите руку у кого также.

- Эти окончания ударные или безударные? (Безударные)

- Сколько букв в окончаниях прилагательных? (2 – 3)

- Окончания прилагательных графически обозначены двумя или тремя буквами – это особенность окончаний прилагательных.

2). Работа в группах.

– Можно ли как-то систематизировать, собрать в группы окончания прилагательных?

- Как? Вспомните, как это делали с именами существительными? (По родам)

- Понаблюдаем, работая в группах. Напомню вам правила.

- работаем вместе;

- прислушиваемся к мнению друг друга;

- договариваемся;

- работаем так, чтобы не мешать друг другу.

- Вам надо прочитать все словосочетания, определите род прилагательного, выпишите окончания прилагательных по родам на большую карточку.

- ПРОВЕРКА. (Дети с места читают группы окончаний по родам, затем вывешивают на доску).

3). Составление алгоритма.

– Для чего надо знать родовые окончания прилагательных? (Определим род прилагательного, вспомним окончание, напишем без ошибки).

- Составим алгоритм написания окончаний имён прилагательных.

1. прочитать прилагательное

2. определить род (по существительному)

3. вспомнить родовое окончание

4. написать прилагательное с правильным окончанием

V. Первичное закрепление.

- Спишите словосочетания, вставляя окончания прилагательных действуя по алгоритму. С комментированием.

КАРТОЧКИ:

спел яблочко, сладк пирог, мелк речка, солён суп, син кофта, горяч солнце, умн ребята.

VII. Закрепление. Задания по выбору.

- Послушайте следующее задание и выберите подходящее для себя.

1. - Спишите словосочетания. Определите род имён прилагательных, обозначьте окончания прилагательных.

заяц серый ягоды спелые
тетрадь аккуратная облако большое
небо синее дорога дальняя
лист осенний реки глубокие

 2. - Спишите словосочетания, вставив окончания прилагательных, аналогично предыдущему заданию. Выделите окончания.

Ранн весна, красн платье, перв подснежники, тёпл ветер, звонк ручейки, зелёнень травка.

3. – Спишите предложения, вставляя окончания прилагательных. Выделите окончания.

Настала __________ зима. Идёт _________ снег. Он укрыл _________ землю. Кругом лежат ________ сугробы. Окна домов украшает __________ узор. ____________ ребятишки спешат на горку.

VI. Итог урока.

- Подведём итог. Что вспомнили на уроке? (Что такое имя прилагательное)

- Что наблюдали? (Окончания прилагательных по родам).

- Что нового узнали? (Алгоритм написания окончаний прилагательных)

- Что поняли?

VIII. Рефлексия.

- Оцените свою работу. (Смайлики)