Знакомство детей 3 лет с различными художественными материалами

Разделы: Работа с дошкольниками


Развитие творческих способностей - основная задача, которую необходимо решать, обучая детей рисованию, лепке, аппликации. Изобразительная деятельность имеет большое значение для умственного, сенсорного, трудового и эстетического воспитания, поэтому следует приобщать детей к ней как можно раньше.

Организованное знакомство ребёнка с изобразительной деятельностью начинается в первой младшей группе (дети 3-х лет). Важно, чтобы занятия были разнообразными, вызывали у детей положительный эмоциональный отклик. Любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона, необходим творческий подход, разнообразие и вариативность заданий, образных решений, форм организаций.

В этом может помочь использование различных изобразительных материалов: бумаги, ткани, теста, глины, пластилина, природного бросового материалов. Изготовление поделок из них, разнообразных по форме и цвету, доставляет детям огромное удовольствие.

Для такой работы необходимо соблюдать некоторые условия:

- материал должен быть безопасен (не рекомендуется использовать мелкие, острые предметы);

- педагог должен помогать малышам. В этом возрасте применяются такие методические приёмы, как рассматривание и обследование предметов, показ способа изображения, сотворчество педагога и детей;

- с самого начала введения новых материалов нужно научить детей правильно пользоваться ими, подчеркивая их отличие от уже знакомых. Целесообразно также первые занятия посвятить ознакомлению со свойствами этих материалов;

- в начале года лучше проводить занятия по подгруппам-6-8 детей, потом можно заниматься со всей группой, делать коллективные работы;

- организация занятий должна носить привлекательные для детей формы (игровые, с музыкальным сопровождением, чтением литературных произведений и др.);

- педагог должен создавать благоприятную атмосферу (нельзя заставлять ребенка заниматься, если он не хочет, критиковать работы, дорисовывать, доделывать за ребенка – это его обижает, подчеркивает невозможность самому сделать красиво. Педагогу необходимо доброжелательно относиться к детям, поддерживать их фантазию, тактично анализировать работы и т.д.);

- поощрять любые проявления самостоятельности.

В нашей группе мы проводим такие виды организованной деятельности 1-2 раза в неделю и в свободное время. Дети с удовольствием исследуют материалы, делают из них несложные поделки, потом дарят их родителям.

Рисовать можно не только на обычной белой бумаге, но и на рифленой (обойной, декоративной), картоне, цветной бумаге и т.д. Рисуем гуашью, акварелью, карандашами деревянными и восковыми, фломастерами, мелом.

Существуют различные художественные техники, применимые в разных возрастных группах.

Малышам очень нравится рисовать пальчиками, ладошками. Рисуют пальчиками снег, дождик, осенние листья, листики на веках, цветы на полянке и т.д.

Для рисования можно использовать разнообразные материалы: ватные палочки и диски, природный материал (можно делать отпечатки губкой, листьями, веточками и др.). Красивый фон для рисунков получается, если делать отпечатки салфеткой, смоченной в краске. Если на раскрашенный ребенком лист бумаги, не дожидаясь высыхания, насыпать соль или манную крупу, создается эффект “зернистости”.

Можно во втором полугодие познакомить детей с техникой рисования тычком полусухой жесткой кистью. Таким способом можно изображать шерсть животных, облака, колючки у ежика и т.п.

Лепить можно из любых пластичных материалов – глины и пластилина, соленого и сдобного теста, на улице – из влажного песка, снега. На первых занятиях рекомендуется дать возможность детям поэкспериментировать с новым материалом: месить, отщипывать кусочки, соединять их вместе, делать углубления, сжимать, сплющивать и т.д.

Лепка для малышей – своеобразная игра, веселое манипулирование, в котором они постепенно познают свойства материала, возможности своих рук. Чем чаще ребенок лепит, тем быстрее он овладевает произвольными движениями, связывает определенные усилия с результатом.

Пластилин и глина должны быть мягкими, эластичными. Глину лучше использовать светлую. К концу года надо научить детей создавать простейшие формы: шар (колобок), цилиндр (колбаску), слегка видоизменять их – шар сплющивать в диск, цилиндр – в пластину и т.д. Лепка может быть как предметной, так и рельефной. Можно создать коллективную композицию в сотворчестве с воспитателем.

При обучении аппликации можно использовать простейшие приемы: сминание, разрывание бумаги, наклеивание фигурок, вырезанных воспитателем, или готовых наклеек и т.д. Сначала дети могут просто располагать детали на картинке, затем учатся наносить клей и приклеивать детали, разглаживать их при помощи салфетки. Под руководством воспитателя, можно создавать коллективные поделки.

Для аппликации рекомендуется использовать различные виды цветной бумаги и картона, салфетки, ткань и др.

Необычные работы получаются при сочетании рисования и аппликации. Такие занятия проводятся в несколько этапов.

При систематических занятиях аппликацией с использованием интересных материалов к концу года дети научатся: различать основные цвета, несложные геометрические фигуры, создавать с помощью педагога различные образы из кусочков и комочков бумаги, приклеивать готовые бумажные формы.

Занятия по конструированию из природных и бросовых материалов лучше проводить во второй половине учебного года. Дети с удовольствием делают несложные поделки, если педагог дает задание, соответствующие их возрасту и приобретенным навыкам. Из работ малышей можно придумать коллективную композицию.

Занятия с разными материалами помогают привить новые навыки и умения. Малыши научатся видеть основные формы предметов, выделять их наиболее характерные признаки. Организация занятий с детьми 3 лет по ознакомлению с различными материалами будет способствовать развитию восприятия, сенсорному и умственному развитию.

Работа с природными материалами формирует бережное отношение к природе, учит видеть красоту родного края.