Задачи:
- рассмотреть значение воды в природе и жизни человека;
- донести до школьников информацию о водных ресурсах мира и их экологическом состоянии,
- воспитывать бережное отношение к воде, водоёмам, желание экономить воду.
Оборудование:
- мультимедийный проектор, доска, компьютер;
- мультфильм “Приключение капельки”;
- раздаточный материал: листки с заданиями для работы в паре;
- сувениры (закладки от Мосводоканала).
Ход урока
Формулирование темы урока
- Отгадайте загадку и определите, о чём пойдёт речь на уроке.
Если руки ваши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли –
Жить нельзя нам без...
Учащиеся: Воды.
- Почему нельзя прожить без воды?
- Сформулируйте тему урока.
(на доске открывается запись “Урок Чистой воды”)
Учитель: Вода – самая загадочная жидкость на Земле. Певцы древних степных народов издавна воспевали её, поэты посвящали ей стихи. Даже о капле воды написано множество страниц. А учёные по сей день, как и сотни лет назад, не могут дать точного ответа на вопрос: что такое вода? Французский писатель и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери ответил на этот вопрос так:
“Вода! У тебя нет ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты наполняешь нас невыразимой радостью... Ты – самое большое богатство на свете.
Рассказ учащихся о значении воды в природе и жизни человека
1-й ученик: Как вы думаете, много ли воды на Земле? Вода занимает ? поверхности земного шара. Вода повсюду: на земле, в воздухе, под землёй. Все живые растительные и животные существа состоят из воды: животные – на 75%, медузы – на 99%, огурцы – на 95%.
2-й ученик: Тело человека на 70% состоит из воды. Вода входит в состав крови, которая разносит по всему организму питательные вещества. Испаряясь с поверхности нашей кожи, вода регулирует температуру тела. Вода необходима нашему организму для удаления разных веществ.
Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении. Например, человеку в сутки требуется более 2 литров воды.
3-й ученик: При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные, если их лишить воды, умирают. Например, без пищи человек может прожить больше месяца, без воды – всего лишь несколько дней.
4-й ученик: Вода – важный помощник для человека. Она – удобная дорога. По рекам и океанам ходят лодки и корабли. Именно поэтому многие города издавна строились по берегам рек.
Вода оживляет пустыни, повышает урожай. Минеральная вода обладает лечебными свойствами. Горячие источники дают тепло, гидроэлектростанции – электричество.
Учитель:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Средь высоких стройных елей
Рушится потоком селей.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.
Без воды нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Рассказ учителя об экологической обстановке, о водных ресурсах г.Москвы и их состоянии.
- С одной стороны воды на Земле очень много, а с другой – очень мало. Как такое может быть? Какая вода нужна человеку?
Воды много в морях и океанах, но морская солёная вода непригодна для питья, а также для промышленности и сельского хозяйства.
Пресной воды значительно меньше. Уже сегодня 1/3 населения Земли испытывает в ней недостаток. Основные запасы пресной воды сосредоточены в полярных льдах на Южном и Северном полюсах Земли. Из-за постоянного загрязнения запасы пресной воды всё быстрее сокращаются
В последнее время особенно остро встала проблема ухудшения качества питьевой воды. В природные водоёмы нередко сливаются отходы промышленного производства, нефтесодержащие вещества. Пластиковые отходы таят в себе большую угрозу, так как при разложении выделяют крайне опасное вещество – диоксин. В воду попадают болезнетворные микробы, возбудители различных заболеваний. Всё это отрицательно сказывается на здоровье и взрослых, и детей.
По инициативе партии “Единая Россия” разработан проект “Чистая вода”. Её главная цель – обеспечить Москву чистой водой.
Откуда к нам в дом приходит вода?
9 столетий назад именно Москва-река дала название нашей столице. В 18 веке по указу Елизаветы был открыт первый водопровод. Сегодня московскую воду пьют миллионы людей. Водоснабжение Москвы осуществляется из поверхностных водоёмов, водохранилищ и рек, расположенных на территории Москвы, Московской, Смоленской и Тверской областях. Подготовка питьевой воды Москвы производится на 5-ти станциях: Рублёвской, Восточной, Северной, Западной и Юго-Западной.
Физминутка.
Просмотр мультфильма “Приключения капельки”
Учитель: Сейчас мы посмотрим мультфильм “Приключения капельки”. Ваша задача – посмотреть, какой путь проходит каждая капля воды от водоёма до каждой квартиры.
Обсуждение
Учитель: Так куда же капли воды попали из водоёма? (-В водоприёмник.)
- С кем столкнулись в Москве-реке?
- Кто их приветствовал в смесительном цехе?
- Как капельки приобрели свежий аромат?
(В процессе обсуждения увиденного на доске последовательно выставляются карточки со схематичным изображением этапов очистки воды: водоприёмник – смеситель – отстойник – озонирование – фильтрация – резервуар питьевой воды).
Учитель: Посмотрите, какой долгий и трудоёмкий процесс по очистке воды. И как мы иногда небережливо расходуем воду. К примеру, при наполнении ванны расходуется 200 литров воды, при стирке в стиральной машине – 150 литров.
Если каждый из нас задумается о необходимости беречь этот уникальный природный ресурс, то потребление воды уменьшится в несколько раз.
- Как вы думаете, что можете сделать вы для экономного расходования воды?
Выполнение задания на листочках в парах с последующим фронтальным опросом
В задании надо поставить стрелочки от проблемы к решению.
ПРОБЛЕМА | РЕШЕНИЕ |
За одно купание в ванне расходуется около 300 литров воды. | Закрывайте кран. |
Через бесцельно открытый кран выливается до 1000 литров воды в сутки. | Наполняйте ванну не более, чем наполовину. |
Если чистить зубы, не закрывая кран, напрасно расходуется до 5 литров воды. | Не сливайте воду из крана - держите бутылку с водой в холодильнике. |
При намыливании в душе с открытым краном зря тратится 50 литров воды. | Наберите стакан воды и закройте кран. |
Чтобы набрать из-под крана один стакан холодной воды, надо слить примерно 5 литров тёплой воды. | Закрывайте кран, когда намыливаетесь. |
Викторина с целью выявления “знатоков воды”
- Что в гору не вкатить, в решете не унести и в руках не донести? (Воду)
- Можно ли пить воду прямо из рек, озёр? Почему? (Нет, в ней примеси, грязь, бактерии)
- Как вода пришла в дом? (По водопроводу)
- Может ли вода стать мельником? (Водяная мельница)
- В каких овощах и фруктах больще всего воды? (В огурце, в арбузе)
- В составе каких животных больше всего воды? (Медузы)
- Кругом вода – с питьём беда. Что это? (Море или океан)
- Какое озеро самое глубокое? (Байкал)
- Чем опасно загрязнение воды? (Заболевания, гибель живого)
Вручение сувениров от Мосводоканала “знатокам воды”.
Подведение итогов
- Какой проблеме был посвящён наш урок?
- Над какими вопросами вы задумались?
- О чём расскажете своим близким?
Домашнее задание
Придумайте и нарисуйте экологический знак на тему “Берегите воду”.
Используемые пособия и материалы сайтов при разработке урока