Я долго размышляла, а зачем
Я выбрала дорогу творческих терзаний и мучений,
И почему я долго ночью не могу уснуть,
Ведь, кажется, так просто, надо лишь иметь
терпение,
Закрыв глаза, во сне растаять
и под одеялом утонуть...
Да! Жить спокойно не по мне.
Смычок опять тревожит ту же ноту.
Опять я сочиняю, исправляю и сомненьями томлюсь...
И вновь в тональности мажорной просыпаюсь,
И строю планы, и мечтаю все суметь,
И помню истину, что в этой жизни надо все успеть.
Успеть сказать, суметь смолчать,
Успеть простить, суметь понять.
В минуту радости общения с детворой
Я заряжаюсь их энергией большой.
Пусть благодарности слова еще звучат не часто,
но порой
Они так согревают душу!
И когда с утра
гурьбой
встречает
детвора,
Бежит к тебе и, прижимаясь, “Здравствуйте!”
кричит,-
Любой учитель шалуну готов вчерашние проказы все
простить
И снова, в класс входя, с улыбкой спеть ему
приветствия слова.
Учить не так легко,
Воспитывать еще трудней,
А ЧЕЛОВЕКА воспитать в сто тысяч раз сложней.Ребенок, он так часто ждет лишь просто понимания,
Слов ласковых, минуточку внимания.
Добро. Гуманность. Толерантность. - Это что?
Сливается терминология в одно –
Понять другого всем нам суждено,
Чтоб было воспитание едино.
И, повторяясь, мысль Каменского звучит:
“Сперва любить – потом учить”,-
И это нам нельзя забыть.
Уча других, мы учимся и сами,
А вывод следующий мы познаем годами:
“Понять, простить, принять”-
Вот что нам следует учитывать и знать!
Пофилософствовать немного
Позвольте о взаимосвязи слов,
Быть может, завтра будет мне спокойней
Перед ночным видением снов.
Простить – не значит, что всегда понять,
Но коль сумел понять, то сможешь и принять.
Поняв другого, можно новое познать.
Познание к размышлениям ведет
И к творчеству дает толчок.
Что творчество?
Это искусство.
Искусство звука, цвета, слова, -
Не для кого это не ново:
То – музыка, литература,
Скульптура, живопись, архитектура...
Искусство – полифония души,
Важно уменье восхищаться,
И видение, и чувство красоты.
Жизнь и искусство для меня не разделимы,
Но музыка важней, она во всем:
И в шорохе листвы, и в капельках дождя...
Без музыки мне не прожить и дня.
Я веселюсь, когда вдруг слышу “Шутку” Баха,
Включаю “Реквием”, когда печалюсь и скорблю,
И прогоняю звонкой песней чувство страха...
Я очень музыку люблю!
Любовь к ней детям прививаю,
И обучать не забываю.
Произведения композиторов мы слушаем, и сопереживаем,
Беседуем о музыке и под нее мечтаем...
И даже много уже знаем:
Ритм, темп и тембр, мелодия, динамика, звуковедение...
Но все ж ребята больше любят пение.
Дружно поем о Родине, о маме,
И на отлично уже знаем мы все ноты в гамме.
Учитель – мира свет,
Профессии светлее нет!
Тепло свое несет он всюду,
И я про это не забуду.
Я на уроке каждому ребенку
Стараюсь заглянуть в глаза
И за какое-то мгновение определить, понять:
Зажглась ли искорка взаимопонимания,
И разгорится ль из нее огонь познания?
Учиться всегда, везде и всему
Не помешает никому.
Вместе с детьми я новому учусь,
Познать вершины творчества стремлюсь.
Не помню уж, в каком журнале
Однажды девочки стихотворение я прочла,
Но до сих пор остались в сердце
Простые детские слова:
“Зима. Опять зима. И все бело до боли.
Свисает штора, складками шурша.
А под окном лежит, как чисто поле
Моя душа”.
Задумайтесь... Ее душа –
Тот белый под окошком снег, пушистый и блестящий.
Пусть не совсем она еще поэт, но личность настоящая.
И педагогу должно без сомнения
Направить эту личность в нужное течение,
Обязан он дать знания
И сохранить ту чистоту, искристость
И засиявшую в душе лучистость.
Жизнь наша очень переменчива,
Да и фортуна зачастую так изменчива.
Ребенок, ученик, учитель...
За правило все то бы взять,
Что я хочу сейчас сказать.
Учителю семь “НЕ” важны, как главные семь нот,
И не должно быть никого, кто б ими пренебрег.
Я их запомнила, в своей работе применяю
И всем коллегам этого желаю:
1. НЕ требуй, коль не научил.
2. НЕ критикуй, если ребенка ты не понимаешь.
3. НЕ заставляй, но заинтересуй.
4. НЕ укоряй, а разберись вначале.
5. НЕ шантажируй. Ты же не “бандит”,
Зачем тебе, чтоб ученик к давлению привык.
Ты не получишь должной от него отдачи,
А дальше будет больше в отношениях неудач.
6. НЕ пичкай информацией, той, что и сам не осознаешь.
7. И никогда НЕ лги!
Учитель, ты же понимаешь,
Что личность вырастить лишь
Сильной личности подвластно.
Я подчеркну, если неясно:
Та личность сильная – ты, педагог, пойми
И верь в ребенка, ведь он еще в начале
трудного и долгого пути.
Считаю я, что состоявшийся учитель – это тот,
Кто с радостью волнуется и ждет,
Когда к нему малыш, вчера еще ушастый и вихрастый,
Успехами похвастаться придет.
Увидит сразу же наставник ту искру,
Что когда-то знаньями зажег.
Из искры возгорелось пламя,
Теперь не остановишь солнечный поток.
И с гордостью учитель и немножко с грустью
Вчерашнего ученика к себе прижмет
И пожелает дальше не остановиться,
А продолжать свой начатый полет.
Пора мое закончить рассуждение,
Пусть не осудит меня строгая молва,
И все же напоследок вам на размышление
Хочу я привести Л.Мартынова слова:
“А ты,
Входя в дома любые
И в серые,
И в голубые,
Всходя на лестницы крутые,
В квартиры светом залитые,
Прислушиваясь к звону клавиш
И на вопрос, даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставишь?
След,
Чтобы вытерли паркет
И посмотрели косо вслед,
Или незримый прочный свет
В чужой душе на много лет?”
***
Я советую вам, дорогие коллеги, помнить,
что вы – свет,
свет мира!
Нет, не тот, закупоренный в стеклянную колбу
и еле-еле мерцающий,
а яркий, солнечный свет,
дающий свое тепло каждому ученику!
***
Мое педагогическое кредо – видеть в каждом ученике человека, личность.
Наша жизнь очень переменчива, и учитель должен быть мобильным, уметь меняться вместе с современным обществом.
Учитесь всегда, учитесь везде, учитесь всему!
Будьте счастливы!