Цель: сформировать у учащихся знания об особенностях природы Северного Ледовитого океана, об истории исследования и современных исследованиях океана, об основных направлениях хозяйственной деятельности человека в этом районе, прежде всего в российском секторе Арктики
Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карты атласа
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала (см. Презентацию)
Слайды 1-2
Вступительное слово учителя - тема, план изучения океана
(Демонстрация слайдфильма, см. Приложение 3)
Cлайды 3-6
Начнем наш урок с эпиграфа. Это слова японского путешественника Наоми Уэмура, совершавшего (чаще всего в одиночку) экстремальные путешествия в разных точках мира:
“Я и раньше представлял себе, что Северный Ледовитый океан страшное место на Земле, но увиденное превосходит все, что мне довелось слышать о нем”.
Каков же он?.. Ослепительный, загадочный, суровый, непредсказуемый. Океан манит и настораживает, притягивает и отталкивает. Почему же он вызывает у нас столь противоречивые чувства? Мы должны выяснить это сегодня на нашем уроке.
Игра “Лови ошибку” При изучении темы, мной будет допущена ошибка, и тот, кто ее обнаружит, получит “5”.
Задание: На протяжении всего урока, вам предстоит быть очень внимательными. Необходимо собрать в ваши книжки-малышки рекорды СЛО.
Слайд 7
Задание: Проанализируйте карты атласов и дайте характеристику ГП и береговой линии
Слайд 8
Ответ: океан расположен в Северном полушарии, вокруг Северного полюса. Через него проходит нулевой меридиан, поэтому океан находится как в западном, так и в восточном полушарии.
Океан расположился на макушке Земли около Северного полюса. Раньше на Руси его называли Студеным морем, сейчас называют - Северным Ледовитым океаном. Это название океана лучше всего отражает тот факт, что большую часть года океан укрыт мощными плавучими льдами. Северный Ледовитый Океан расположен в центре Арктики, которая занимает все пространство вокруг Северного полюса, включающее океан, прилегающие части материков, архипелаги и отдельные острова.
СЛО связан с Атлантическим океаном. Связь осуществляется через Норвежское море. Теплое Североатлантическое течение приносит в океан свои теплые воды. В обратном направлении движутся потоки холодных вод и айсберги.
Связь СЛО с Тихим океаном осуществляется через Берингов пролив.
Такое положение океана повлияло на суровость его климата.
Береговая линия океана достаточно изрезана, о чем свидетельствуют острова, полуострова, моря.
Вопрос: Какие типы морей преобладают в океане?
Слайд 9
Ответ: Окраинные (Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское и т. д.), но есть одно внутреннее (Белое).
Слайд 10
Задание: Какой вывод можно сделать, проанализировав диаграмму "Площади океанов"?
Вывод: СЛО самый маленький океан Земли, его площадь 14,8 млн. кв.км.
Слайд 11
Задание: К какому выводу можно прийти анализируя таблицу "Основные морфологические характеристики океанов"?
Вывод: СЛО самый мелководный океан Земли, максимальная глубина океана - 5527 м, а средняя глубина - 1220 м.
Перед тем, как изучить природу океана, давайте познакомимся с историей исследования СЛО. Это история героических подвигов и мужества многих мореплавателей, путешественников, ученых разных стран.
В истории исследования СЛО выделяют пять периодов.
(см. Приложение 2 )
Слайд 12
В далекие времена на утлых суденышках плавали по морям СЛО русские люди, жившие по берегам этих морей. Их так и называли поморы. Они вели промысел рыбы, охотились на морского зверя.
Слайд 13
Используя сведения русских, англичане и голландцы предприняли попытки отыскать кратчайшие пути из Европы в страны Востока. В итоге плавания Виллема Баренца была составлена карта западной части океана.
Слайд 14
Начало планомерному изучению берегов океана положили исследования Семена Дежнёва и Великая Северная экспедиция (руководитель Витус Беринг).
Слайды 15-16
Первые сведения о природе приполярных областей были собраны в конце XIX века во время дрейфа корабля Фритьофа Нансена “Фрам” (корабль сохранился до наших дней и выставлен в музее норвежского города Осло)
Слайды 17-18
Исследования XX века и современные комплексные исследования
1903-1906 годы - покорение Северо-Западного прохода полярным путешественником Руалем Амундсеном
Слайд 19
1909 год - американский полярный путешественник Роберт Пири достиг Северного полюса
Слайды 20-22
Изучение океана русскими: в 1912 году на судне “Св. Фока” русский гидрограф и полярный исследователь Георгий Яковлевич Седов организовал экспедицию с целью достичь Северного полюса. Но из-за сложных погодных условий экспедиция не удалась, сам Седов умер и был похоронен своими товарищами на острове Рудольфа архипелага Земля Франца-Иосифа (сейчас этот остров считается крайней северной островной точкой нашей страны)
В 1930 году экспедиция Отто Юльевича Шмидта прошла на ледоколе “Георгий Седов” из Баренцева моря к западным берегам Северной Земли.
А в следующем году Шмидт совершил арктическое плавание на пароходе “Челюскин”. В Карском море пароход попал во льды, в его корпусе появилась трещина. Корабль затонул в районе, куда самолеты еще не долетали. Экипаж и пассажиры вынуждены были высадиться на берег и организовать лагерь. Позже они были спасены полярными летчиками под командованием Каманина. Пилоты в сложных метеоусловиях совершили в общей сложности 9 посадок на льдину. За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, летчикам были присвоены звания Героев Советского Союза.
В 1937 году Шмидт организовал первую научную станцию на Северном полюсе, ее начальником был назначен Иван Дмитриевич Папанин.
Задание: Проанализируйте карту “Строение земной коры” последнего форзаца учебника, и физическую карту океана. Какой можно сделать вывод о причинах образования океана?
Слайд 23
Согласно теории литосферных плит СЛО образовался путем раздвижения материковых плит Евразии и Северной Америки. Главная особенность рельефа дна океана - обширный шельф, который занимает 1/2 площади дна океана. На большей части шельфа преобладают глубины 200- 300 м.
Вопрос: Что образует рельеф дна?
Ответ: Хребты, поднятия, котловины, впадины
Срединно-Атлантический хребет продолжается в Северном Ледовитом океане и носит название Срединного хребта. От Евразии к Северной Америке, почти параллельно друг другу, проходят подводные хребты, носящие имена великих русских ученых.
Вопрос: Как они называются?
Ответ: Ломоносова и Менделеева
Вопрос: Какие котловины есть на дне океана?
Ответ: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадская и др.
Задание: Проанализируйте климатическую карту.
Слайд 24
Вопрос: В каких климатических поясах расположен океан?
Ответ: в арктическом и субарктическом
Вопрос: Что характерно для этих климатических поясов? (3 абзац стр 96).
Слайд 25
Ответ: Арктический пояс отличается суровостью. Температура января -20°С - -40°С, июля - около 0°С. Осадков выпадает мало - 100-200 мм, в основном в виде снега. Господствуют АВМ. Летом часты туманы. Субарктический пояс - это переходный пояс. Поэтому здесь полгода господствует воздух из Арктики, принося холод и сухость. А вторую половину года - из умеренных широт, принося потепление и влагу.
В течение полярной ночи океан не получает солнечного тепла, а во время полярного дня солнечное тепло поступает непрерывно. Однако лед и снег отражают 80 % солнечного тепла, поэтому поверхность океана и атмосфера над ним очень слабо прогреваются.
Слайд 26
На свободных ото льда пространствах вода прогревается местами лишь до +0,5°С.
В морях летом температура воды от +2 °С до +6°С.
Вопрос: Почему соленость водных масс ниже среднеокеанической (32%о) – от 10%о до 31%о.
Ответ: происходит интенсивное таяние льдов, а также значительный приток речных вод
Вывод: Северный Ледовитый океан самый холодный океан Земли и самый пресноводный
Задание: Рассмотрите карту течений (рис.25, стр.51, прочитайте текст на стр. 97 учебника)
Какой вывод можно сделать?
Слайд 27
Ответ: Под действием западных ветров из Северной Атлантики в Ледовитый океан входит мощный поток теплых вод из Североатлантического течения.
Вдоль берегов Евразии воды движутся с запада на восток.
Близ Чукотского моря зарождается мощное холодное Трансарктическое течение. Оно движется с востока на запад (от Берингова пролива до Гренландии).
Слайд 28
Льды в океане
Важной особенностью океана являются льды, покрывающие зимой до 9/10 его поверхности
Слайды 29-30
Морские льды бывают: припайные и дрейфующие.
Припайные прикреплены к берегам и могут образовывать сплошные поля в несколько км. Образуются из однолетнего льда. Практически непроходимы для ледоколов.
Дрейфующие движутся под влиянием морских течений. Смесь ледниковых полей разного возраста. Редко бывают сплошными: изобилуют полыньями
Задание: Прослушав сообщение, прочитав текст учебника на стр.97-98, дайте описание органического мира.
(см. Приложение 1)
Слайды 31-39
Органический мир
Итак, холодный, суровый, лежащий на самой "макушке" Земли океан:
Вопрос: Имеет ли он хозяйственное значение для человека? Столь ли необходимо его освоение, связанное с риском и значительными затратами? (стр. 98 учебника).
Слайды 40-47
Ответ: Шельф таит в себе большие запасы полезных ископаемых, но их разведка и добыча очень затруднены. На некоторых участках шельфа добывают руды олова и золота. На шельфе обнаружено несколько месторождений нефти. Они есть в Баренцевом море, на побережье Аляски, на дне моря Бофорта, близ устья реки Макензи
В 2007 году российские батискафы “Мир-1” и “Мир-2” первыми в мире достигли дна Северного Ледовитого океана в районе Северного полюса. На дне океана установлен российский триколор из титанового сплава и оставлена капсула с посланием, будущим поколениям. “Наша задача – напомнить всему миру, что Россия является великой полярной и научно-исследовательской державой”, – это слова руководителя экспедиции Артура Чилингарова.
Слайд 48
Используются в океане и биологические ресурсы. На приатлантических окраинах Ледовитого океана добывают рыбу, морских моллюсков, млекопитающих (тюленей, моржей) и водоросли
Слайды 49-51
Главное в настоящее время - транспортное значение океана. Огромную роль в этом играет Северный Морской путь. По Северному морскому пути вдоль берегов России ежегодно проходят сотни судов. Они доставляют в отдаленные районы страны необходимые грузы (продовольствие, топливо, промышленные изделия и оборудование), вывозят оттуда лес, руды, нефть. Караваны судов проводят мощные ледоколы. При благоприятных условиях суда проходят трассу за 25 суток. В устьях рек расположены порты (Игарка, Дудинка, Тикси, Диксон).
Слайд 52
Метеорологические наблюдения
Слайды 53-54
Северный Ледовитый океан изучают люди, которых называют "полярниками". Несмотря на то, то человек вооружен мощной техникой, работать в Ледовитом океане трудно и опасно. Полярникам присущи, не только отвага и мужество, выносливость и трудолюбие, но и высокое профессиональное мастерство
Слайды 55-58
Это интересно!
Закрепление
Продолжите предложения:
Я не зал, что...
Слайд 60
3. Домашнее задание: параграф 20, заполнить контурную карту "Северный Ледовитый Океан", подготовить творческое задание: составьте маршрут воображаемого путешествия по СЛО, рассказав о нем в классе.