Специалисту на пути своего профессионального становления необходимо представлять, какие знания важны для него профессиональной деятельности, какие личностные затруднения он испытывает
Основная идея обновления старшей ступени общего образования состоит в том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным. Согласно “Федеральной концепции модернизации российского образования на период до 2020 года” на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение, то есть ставится задача создания системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию учащихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда. Реализация данной задачи возможна за счет введения системы профильного обучения и кооперации старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
Углубленное изучение предметов в рамках профильного обучения – вид дифференцированного обучения, характеризуется такой направленностью содержания, которая призвана помочь профессиональному самоопределению старшеклассника.
С 1991 года на нормативно-правовой основе при МБОУ СОШ № 64 г. Нижний Тагил Свердловской области действуют классы медико-биологического профиля, цель которых состоит в обеспечении реализации образовательных потребностей учащихся и их родителей в условиях непрерывного образования с учетом социального заказа города и региона. С 2001 года мы сотрудничаем с профильными вузами УГМА, а с 2003 года с ПГФА.
В результате многолетней работы нами установлено, что углубленное изучение отдельных предметов в рамках проекта медико-биологические классы обучение обеспечивает:
- непрерывность образования;
- высокий уровень мотивации личности в выборе профессии: ориентация не на зарплату, а на социальный заказ;
- возможность проверки правильности профессионального самоопределения в практической деятельности;
- развитие творческих способностей деятельностно-коммуникативных качеств, креативной деятельности;
- повышение уровня дисциплинированности и способности к самоорганизации;
- убеждение в универсальности знаний, формирование умения учиться;
- обеспечение понимания того, что уровень адаптации определяется активностью личности;
- профиль помогает выполнить социальный заказ общества;
- профессионализм преподавателей.
Однако, при обсуждении данной проблемы в ходе дебатов и педсоветов были установлены и недостатки в организации системы профильного обучения. По мнению педагогов, детей и родителей к ним, в частности, относится:
- отсутствие гибкой системы возможности перехода с одного профиля на другой, либо с профиля на общий уровень обучения;
- отсутствие налаженной системы глубокого всестороннего изучения личности при выборе профиля обучения;
- несоответствие уровня материально-технической базы;
- снижение уровня здоровья из-за перегрузки домашними заданиями, знаниями и информацией;
- отсутствие централизованного источника информации о социальном заказе общества и состоянии на рынке труда;
Тем не менее считаем, что углубленное изучение отдельных предметов в рамках профильного обучения позволяет учащимся более осознанно ориентироваться в выборе будущей профессии, найти свое место в жизни, адаптироваться в обществе как личности. Это подтверждается данными профессионального выбора наших выпускников, до 90% которых продолжают обучение и работу по медицинскому или фармацевтическому направлениям.