Цели урока:
- Образовательные:
- формирование у учащихся УУД через понятия и способы действий в среде MSWord, а именно – регулятивных, познавательных, коммуникативных, т.е.
- сформировать представление о таблице как “очень” удобной форме структурирования определенной текстовой информации;
- сформировать умение и навыки решения логических задач с помощью таблиц;
- Развивающие:
- развитие логического мышления учащихся, умения сопоставлять, анализировать, делать выводы.
- Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, внимательность, формирование познавательного интереса к предмету.
При изучении этого материала ученики приобретают УУД:
- познавательные, которые помогут решать им аналогичные задачи на уроках математики, истории, природоведенья, технологии и т.д.,
- личностные, которые помогут совершенствовать имеющиеся знания,
- коммуникативные, которые помогут им научиться общаться друг с другом в процессе учения.
Задачи урока: учебно-познавательные, направленные на формирование УУД, а именно умений и навыков по освоению систематических знаний при использовании табличной формы представления информации, а также формирование ИКТ-компетентности обучающихся.
Основные понятия:
- таблица;
- строка (столбец) таблицы;
Тип урока: формирование новых знаний, умений и навыков.
Оборудование:
- мультимедийный проектор;
- компьютер;
- экран или интерактивная доска.
План урока:
- Организационный момент;
- Актуализация учебных действий;
- Изучение нового материала;
- Закрепление изученного материала;
- Подведение итогов, постановка домашнего задания.
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие, проверка подготовки учащихся к уроку)
2. Актуализация знаний.
Цель 1 этапа: формирование регулятивных УУД (самостоятельно), а именно целеполагание, как постановка учебной задачи.
Скажите чем мы занимались на прошлом занятии? Работали с информацией (кодированием.)
На этом уроке мы продолжим с вами работать с информацией, а именно с текстовой информацией. Что такое информация? Виды информации?
Информация - это знания, получаемые в школе, это сведения, которые мы получаем из окружающего мира.
Виды информации по форме представления: числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация.
Что такое текст? Что такое текстовая информация?
Текст – любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Текстовая информация – информация, представленная в форме письменного текста.
Давайте выполним следующее задание: посмотрите на доску и внимательно прочитайте текст “Оценки за год”, ответьте на вопросы, приведённые после текста:
1). Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2). По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3). Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4). Кто из учеников имеет “4” и “5” по математике?
Данный материал взят из учебника: § 1.10, стр. 37
Даю вам на эту работу 3 минуты. (Этого времени заведомо недостаточно для данной работы, мало кто из ребят с ней справится, при ответе на вопросы будет много ошибок)
Текстовая форма представления информации не всегда удобна.
На экране с помощью мультимедийного проектора детям предлагается кроссворд. Ключевое слово - таблица – определяет тему урока.
По горизонтали:
Любое словесное высказывание, напечатанное, или существующее в устной форме. (Текст).
Представление информации с помощью специального кода. (Кодирование)
3. Слово, закодированное с помощью комбинации фигур, букв, знаков (ребус)
4. Место, где учатся дети (школа)
5. Современный носитель информации (Диск)
6. Сведения об окружающем нас мире (Информация)
7. Пара чисел: первое число по оси OX , второе – по оси OY (Координаты)
Таким образом, тема нашего урока “Таблицы. Табличная форма представления информации”
Т.о., ученики самостоятельно поставили цели сегодняшнего урока.
Цель 2 этапа: формирование познавательных и личностных УУД
Мы выполним задание на освоение содержания учебного материала через задания на “знание”, “понимание”, “умение”, а также покажем примеры алгоритмов действия. В результате этой деятельности у учащихся накапливается материал, позволяющий сформулировать ответы на познавательные задачи. Результатом этого этапа являются приобретенные учениками знания и алгоритмы действия.
Чтобы справиться с этой работой, данную текстовую информацию нужно представить в виде таблицы, которую вы найдёте на странице 38, тогда ответить на поставленные вопросы будет очень легко.
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природоведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прохорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
3. Новый материал
Работать с табличной информацией вам приходится на каждом уроке (дети вспоминают учебные дисциплины, называют таблицы, составленные на последних уроках, например, природоведенье, история, математика, русский язык). Примером таблицы может служить расписание уроков, которое вы видите каждый день.
Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. Таблица является простой и удобной формой представления однотипных данных.
Головка таблицы | ||||
Боковик | ||||
Прографка | ||||
Но очень большое значение таблицы имеют для решения логических задач в математике и информатике. Разберём задачу и запишем её решение в виде таблицы.
Задача №1.
Коля, Боря, Вова и Юра заняли первые четыре места в спортивном соревновании по плаванью. На вопрос, какие места они заняли, мальчики ответили:
1). Коля не занял ни первое, ни четвёртое место.
2). Боря был вторым.
3). Вова не был последним.
Какое место занял каждый мальчик?
Решение задачи.
Для решения этой задачи можно составить таблицу и занести туда данные, полученные непосредственно из условия задачи.Если Боря занял 2 место, то другого места Боря не мог занять и некто другой уже не смог занять 2 место, поэтому таблица будет выглядеть следующим образом:
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | –– | |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | –– | –– | ||
Юра | –– |
Из этой таблицы следует, что Коля занял 3 место, и никто другой 3 место уже занять не мог.
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | + | –– |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | –– | –– | –– | |
Юра | –– | –– |
Далее из таблицы видно, что Вова занял 1 место, а Юра – 4 место. Итоговая таблица с решением задачи будет выглядеть следующим образом:
Имя | Место в соревновании | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
Коля | –– | –– | + | –– |
Боря | –– | + | –– | –– |
Вова | + | –– | –– | –– |
Юра | –– | –– | –– | + |
(После разбора данной задачи, детям предлагается небольшая самостоятельная работа по решению аналогичных задач табличным способом.На работу отводится 10 минут.)
Цель 3 этапа: формирование личностных и коммуникативных УУД
Школьникам предлагается выполнить аналогичное практическое задание на закрепление полученных знаний, т.е. показать какие универсальные действия они приобрели в ходе решения первой задачи. Результатом этого является умение решать разнообразные задачи. На работу отводится фиксированное время.
Самостоятельная работа.
I вариант
В кафе встретились три друга Белов, Чернов, Рыжов. “Замечательно, что у одного из нас белые, у другого чёрные, а у третьего рыжие волосы, но ни у кого цвет волос не соответствует фамилии” ,–– заметил черноволосый. “Ты прав”, –– сказал Белов. Какой цвет волос у каждого мальчика?
II вариант
Встретились три подруги Белова, Краснова и Чернова. На одной было чёрное платье, на другой красное, а на третьей белое платье. Девочка в белом платье сказала Черновой: “Нам троим надо поменяться платьями, а то цвета наших платьев не соответствуют нашим фамилиям”. Кто в какое платье был одет?
4 этап - “Рефлексивная деятельность”.
На данном этапе учиесяся соотносят полученный результат с поставленной целью (самоанализ - регулятивное действие) и оценивают деятельность по освоению темы и её перспективы (самооценка - личностное действие).
Учитель задает вопросы: Кто сделал работу? Что получилось? Какие выводы вы можете сделать по работе? Чему вы научились? Предлагается одному из учеников, верно выполнившему задание, показать свою работу остальным и подвести итог задания. (Самооценка полученных знаний)
После этого учитель подводит учеников наводящими вопросами к итогу урока.
Домашнее задание: найти или придумать самим подобную задачу (такую, чтобы ее можно было решать табличным способом) и принести её решение на следующий урок.
Список литературы: Л.Босова, Информатика 5 класс, БИНОМ, 2012 год