Цели урока:
- совершенствование навыков выполнения сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, применение этих навыков при решении уравнений и текстовых задач;
- развитие внимания, памяти, логического мышления, навыков самостоятельной, групповой работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
- формирование грамотной математической речи, положительной мотивации к изучению математики.
Оборудование: оценочный лист для каждого ученика (Приложение 1), карточки-задания, мультимедийная система.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока
I этап. Организационный момент
Сегодня, ребята, мы проведем с вами не совсем обычный урок, так как оценку вы поставите себе сами. Перед вами лежит лист-задание на весь урок по его этапам. За каждое задание вы будете выставлять в оценочный лист оценку. Все ответы будут проецироваться на экран.
Критерий оценивания.
Нет ошибок – 5 баллов,
1 ошибка – 4 балла,
3 ошибки – 2 балла,
2 ошибки – 1 балл,
4-5 ошибок – 0 баллов. (Слайд 3. Презентация)
II этап.Актуализация и систематизация опорных знаний
1. В январе трое учеников нашего класса отмечают день рождения. Алена – 5 января, Славик – 8, а Катя - 17. Запишите все правильные дроби, которые можно составить, используя эти числа. Составьте по одному примеру на сложение и вычитание.
2. Выполните действия:
3. “Грамотейка”.
Давайте проверим: умеете ли вы грамотно писать:
1 вариант
Пр…изведение
Д…лимое
Знам…натель
Ур…внение
Ш…рина
2 вариант
Множ…тель
Д…литель
Ч…слитель
К…мбинаторика
Дли…а
При проверке учащимися формулируются определения и правила по изученным темам. За каждое правило или определение дополнительные баллы в оценочный лист. (Слайд 4)
Ответы:
1) .
2)
3)
1 вариант – о, е, е, а, и.
2 вариант – и. е, и, о, н.
Выставляем баллы в оценочный лист.
III этап. Закрепление знаний и умений
1. Математический диктант.
1) Найдите значение выражения.
1 вариант
а)
б)
в)
г)
2 вариант
а) +
б) +
в)
г)
2. Запишите дроби в порядке убывания
Запишите дроби в порядке возрастания
3. Какая часть фигуры закрашена? (1 вариант)
Какая часть фигуры закрашена? (2 вариант)
Взаимопроверка. (Слайд 5)
Ответы:
1 вариант:
1) а) ;
3) .
2 вариант:
1) ; ;
3) .
Выставляем баллы в оценочный лист.
Физкультминутка. (Слайд 6)
Поднимает руки класс - это раз”.
Повернулась голова – это “два”.
Руки вниз, вперед смотри – это “три”.
Руки в стороны пошире развернули на “четыре”,
С силой их к плечам прижать – это “пять”.
Все ребятам надо сесть – это “шесть”.
2. Решение задач. Групповая работа.
1 группа решает задачи №1 и №2.
2 группа решает задачи №2 и №3.
3 группа решает все задачи.
№1. В первый день туристы прошли намеченного пути, а во второй день - пути. Какую часть всего пути прошли туристы за два дня?
Решение.
= .
Ответ:
№2. За две недели фабрика выполнила заказа, причем за первую неделю она выполнила заказа. Какую часть заказа фабрика выполнила за вторую неделю?
Решение.
Ответ:
№3. Расстояние от города до поселка 32 км, велосипедист проехал за 3 часа. В первый час он проехал этого расстояния, во второй час - этого расстояния. Сколько км проехал велосипедист в третий час?
Решение.
- - за два часа
- 32 – 20 = 12 ( км)
Ответ: 12 км
№4. Фермер вырастил 450 кг овощей. Помидоры составляют всех овощей, а огурцы - всех овощей. На сколько кг огурцов было выращено больше, чем помидоров?
Решение.
- 450 : 15
Ответ: на 180 кг огурцов выращено больше.
Решение оформляется старшим группы на отдельном крыле доски и потом проверяется всем классом. Оценивание производится учителем и баллы выставляются каждому члену группы.
3. Решение уравнений. (2 учащихся на доске)
а)
Решение.
Х =
Х =
Ответ:
б)
Решение.
а =
а =
Ответ:
Остальные учащиеся решают уравнение №1018 (в, г).
Решение проецируется на доску. (Слайд 7)
в)
Решение.
Ответ:
Решение.
Ответ:
4. Тестирование.
1 вариант
1. Найдите значение выражения
а) ;
б) .
2. Выполните вычитание
а) ; б) .
3. Корнем уравнения является дробь
а) ; б) .
4. Выполните действия
а) ; б) .
5. Выполните действия
а) ; б) .
2 вариант
1. Найдите значение выражения
а) ;
б) .
2. Выполните вычитание
а) ;
б) .
3. Корнем уравнения является дробь
а) ;
б) .
4. Выполните действия
а) ;
б) .
5. Выполните действия
а) ; б) .
Самопроверка. (Слайд 8).
Ответы к тестированию.
Вариант | 1 задание | 2 задание | 3 задание | 4 задание | 5 задание |
1 | б | в | а | б | а |
2 | в | б | в | б | б |
IV этап. Подведение итогов урока
1. Итоги урока. Учащиеся ставят себе отметку за урок в зависимости от промежуточных результатов. (Слайд 9)
Количество баллов | 28-33 | 22-27 | 16-21 | Меньше 21 |
Оценка | 5 | 4 | 3 | 2 |
2. Рефлексия. (Слайд 10)
- Что нового мы узнали?
- Какие затруднения встретились?
- Что помогло выйти из затруднения?
- Каковы ваши собственные результаты?
3. Задание: закончите предложения… (Слайд 11)
Самым интересным для меня на уроке было…
Я научился…
Теперь бы я хотел еще узнать…
Самым скучным на уроке было…
4. Задание на дом: № 1041 (ж, з), 1043.