Цель урока:
- Развитие интереса учащихся к музыке ХХ века и её создателям, к истории ХХ века.
- Осуществление комплексного подхода к уроку через межпредметные связи.
Задачи урока:
Познавательные:
- Факты истории Великой Отечественной войны – Блокада Ленинграда.
- Факты из жизни и творчества композитора Д.Д.Шостаковича.
- Закрепление понятий: симфония, вариации, сонатный цикл.
Развивающие:
- Развитие навыков анализа музыкального произведения.
- Развитие вокально-хоровых навыков.
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма и чувства любви к Родине, глубокого его осознания на примере произведений мирового искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока:
- Активизация внимания.
- Введение в изучение нового материала.
- Изучение нового материала.
- Вокально-хоровая работа.
- Подведение итогов урока.
Данный урок соответствует теме 2-го полугодия “Особенности драматургии камерной и симфонической музыки”, который входит в раздел “Симфоническая музыка” по программе Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской.
Отбор содержания зависит от целей и задач обучения, от возрастных особенностей школьников.
Методы: В самом начале урока была дана мотивация к уроку.
- Метод беседы
- Метод наблюдения, который прослеживался при анализе музыкального произведения.
- Проблемно-поисковый метод. Получив информацию, дети самостоятельно анализировали, вслушиваясь в предложенные фрагменты звучания.
- Наглядный метод / наличие презентации, демонстрационного материала, карточки для работы в группах, таблицы для проведения рефлексии/.
Ход урока
1. Музыкальное приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята...
Ученики: Здрав-ствуй-те!
2. Организационный момент
Учитель: Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего ее слушать.
3. Введение в новую тему
Учитель: Какие Отечественные войны в истории нашей страны вы знаете?
Ученики: Отечественная война 1812 г. - борьба с наполеоновской Францией.
Отечественная война 1941-1945г.г. - борьба с фашисткой Германией.
Презентация /Слайд №1/
Учитель: В ходе этих войн ярко проявились героизм, мужество, патриотизм и беззаветная любовь русского народа к своей Родине.
/Слайд №2/
Я предлагаю вам прослушать отрывок песни Остапенко Л., Ткач О. “Ты помни” и ответить на следующий вопрос: О Победе, в какой войне идет речь в данной песне?
"Ты помни"
Я знаю о войне лишь понаслышке,
Но вновь и вновь в мои приходит сны.
Безусый паренёк, совсем мальчишка,
Который не вернулся с той войны.
Сожмётся больно сердце от печали,
Хоть с той поры прошло полсотни лет,
Но снится мне тревожными ночами
Мой молодой, мой вечно юный дед.
Припев:
Над миром вновь ликует светлый май,
Который раз мы празднуем Победу.
Но то, что совершили наши деды,
Ты помни, никогда не забывай.
Ученики: Эта песня посвящена победе русского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945г.
Учитель: Какие поэтические строки подтверждают ваш ответ?
Ученики:
- Хоть с той поры прошло полсотни лет
- Над миром вновь ликует светлый май,
Который раз мы празднуем Победу.
- Но то, что совершили наши деды
/Слайд №3/
Учитель: Действительно, эта песня посвящена победе русского народа над фашисткой Германией. Какие крупные битвы Великой Отечественной войны вы знаете?
/Слайд №4/
1. Битва за Москву (1941г.)
2. Сталинградская битва (ноябрь 1942г. - январь 1943г.)
3. Курская битва (1943г.)
4. Блокада Ленинграда (1941г. - 1944г.)
Учитель: Какое из этих исторических событий, унесло жизни большого количества мирных жителей?
Ученики: Блокада Ленинграда.
Предположите, кто из композиторов 20 века имел прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда и мог посвятить городу музыкальное произведение?
/Слайд №5/
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) место рождения с. Сонцовка Донецкой области (опера “Война и мир”), Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906-1975) место рождения г. Петербург (Симфония №7), Арам Ильич Хачатурян (1903-1978) место рождения г. Москва (балет “Гаянэ”), Георгий Васильевич Свиридов (1915-1998) место рождения г. Фатеже Курской области (песни для фронта).
Ученики: Дмитрий Дмитриевич Шостакович, так как место рождения композитора город Петербург...
Учитель: Мы предполагаем, что Дмитрий Шостакович и написанная им седьмая симфония имеют прямое отношение к событиям блокадного Ленинграда. Давайте посмотрим, оправдались ли наши предположения?
/Слайд№6/ /видеофрагмент с подтверждением/
4. Новая тема
Учитель: Тема нашего урока “Тема войны и героическая тема в искусстве. Симфония №7 Дмитрия Шостаковича”. /Слайд №7/
Учитель: Внимание на экран.
/Слайд №8/ /Видеофрагмент Симфонии №7/
Учитель: Что мы можем сказать о музыкальном произведении, еще не прослушав его?
/Слайд №9/
Название: “Ленинградская”
Автор: Дмитрий Дмитриевич Шостакович
Жанр оркестровой музыки: симфония
Учитель: Обратимся к учебнику и найдем определение жанру “симфония”.
Ученики: Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сложное, богато развитое многочастное произведение, имеющая сонатную форму. Три раздела: экспозиция, разработка, реприза, обрамленные вступлением и кодой.
/Слайд №10/
Учитель: 1-я часть симфонии №7 начинается со вступления, экспозиция рисует мирное время довоенного Ленинграда, в качестве разработки звучит эпизод нашествия фашистов, реприза рисует схватку русского народа с фашистами и заканчивается кодой.
Можем ли мы ответить на следующие вопросы?
/Слайд №11/
- Каков характер каждой темы?
- Какие мелодические особенности преобладают в каждой музыкальной теме?
- Каково динамическое развитие тем 1-й части?
- Звучание каких музыкальных инструментов преобладает в каждой теме?
Ученики: Нет, мы не можем ответить на данные вопросы.
Учитель: Посмотрите сколько вопросов, что нам нужно сделать, чтобы ответить на них?
Ученики: Прослушать музыкальное произведение.
Учитель: Сейчас каждая группа получит одинаковые тексты, характеризующие все разделы первой части симфонии. Каждой группе необходимо, прослушав все разделы, найти описание заданной Вам теме. Выполнив это задание, мы дадим ответы на поставленные вопросы.
/Слайд №12/ /Прослушивание /
Вступление: Данная часть начинается широкой, распевной эпической мелодией. Музыка вступления величественная, энергичная, мужественная, рисует образ героического народа. Она развивается, растет, наполняется все большей мощью.
Образ мирного времени: Мелодия этой темы лирическая, певучая, тихая, плавная, спокойная. Она похожа на колыбельную песню. Мелодия ее как будто растворяется в тишине. Все дышит спокойствием мирной жизни.
“Эпизод нашествия фашистов”: рисует картину вторжения разрушительной силы. Поначалу тихое звучание кажется безобидным, но с каждым разом к монотонной мелодии подключается звучание новых инструментов и эта тема превращается в колоссальное чудовище - машину уничтожения. Кажется, что она сотрет в порошок все живое на своем пути
Противостояние русского народа: В тот момент, когда кажется, что железная махина с грохотом движется прямо на слушателя, происходит неожиданное. Начинается противодействие. Появляется мотив сопротивления. В этой теме как будто разыгрывается симфоническая битва.
Учитель: Представители групп, мы все внимательно вас слушаем.
(выступление)
/Слайд №13/
Учитель: Дмитрий Дмитриевич Шостакович писал: “Когда грохочут пушки, поднимают свой могучий голос наши музы. Поэты писали стихи, композиторы сочиняли музыку - и все это было востребовано. Может, еще и потому выстояли наши отцы и деды в той страшной войне?”
И песни, которые звучат в наши дни, это память тех незабываемых лет. Я предлагаю вам сегодня, познакомится с одной из таких песен.
5. Вокально-хоровая работа
/Слайд №14/ /Поэтапное разучивание песни/
“Солдаты минувшей войны”
Муз. Б.Фиготина, сл. Л.Чикина
Горят над могилами павших
Победные звезды страны...
Сужается круг прошагавших
Дорогами прошлой войны.
Припев:
Но памятью вечной в народе
Живут они, славы сыны.
В легенды и в сказки уходят
Солдаты минувшей войны.
Солдаты, солдаты,
Солдаты минувшей войны.
Прощаемся с ними всё чаще.
Всё меньше для тех, кто в живых,
Чеканят медалей звенящих
На память о днях фронтовых.Но подвиги их все дороже,
А песни всё громче о них.
И память ответственной ношей
Ложится на плечи живых.
Учитель: Завтра мы проснемся и увидим голубое небо и ясное солнце. И пусть так будет всегда. Именно для того чтобы мы жили беззаботно и счастливо, мужественно защищали свою Родину русские солдаты и офицеры. А композиторы и поэты увековечили события тех дней в своих песнях.
6. Рефлексия
Учитель: И так сегодня на уроке мы познакомились с симфонией №7, автором которой является Дмитрий Шостакович.
Эта симфония посвящена Блокадному Ленинграду
У вас на столах лежат карточки желтого и синего цвета. На заданные вопросы я прошу вас ответить “да” - желтой карточкой, “нет” - синей карточкой.
Я знал раньше | Я узнал на уроке | Хочу узнать больше | |
о Д. Шостаковиче | |||
о Симфонии №7 |
Учитель: На этом наш урок окончен. Спасибо за работу!