Цель урока: Познакомить учащихся с классификацией горных пород и минералов, слагающих земную кору; сформировать представление о магматических, осадочных и метаморфических горных породах; начать формировать у учащихся умения различать горные породы по внешним признакам; уметь приводить примеры использования горных пород человеком.
Тип урока: Изучение нового материала.
Продолжительность урока: 45 минут.
Структура урока:
1. сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности;
2. подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний;
3. ознакомление с новым материалом;
4. первичное осмысление и закрепление связей и отношений в объектах изучения;
5.постановка задания на дом;
6.подведение итогов урока.
Оборудование урока: схемы на доске; раздаточный материал (“Горные породы и минералы”, шкала твердости); презентация с рисунками или фото готовых изделий из горных пород и минералов.
Методические рекомендации: на уроке при характеристике видов горных пород, привлекать учащихся, для чтения материала.
Аннотация: Данный урок, проводился в 6 классе при изучении темы “Литосфера”. При проведении урока были использованы методы: наглядности (коллекция горных пород), частично-поисковый, исследовательский (при выполнений практической работы), фронтальный опрос при закреплении полученных знаний, репродуктивный, рассказ, инновационный метод в виде мультимедийной презентации с применением гиперссылок.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный момент: Проверка подготовленности учащихся к уроку. Проверка учащихся по списку.
2. Проверка домашнего задания. (индивидуальные карточки. Приложение 1)
Литосфера Земли и ее строение
Карточка 1
- Каково внутренне строение земного шара?
- Зачем нужно изучать строение Земли?
Литосфера Земли и ее строение
Карточка 2
- Что такое земная кора?
- Зарисуйте виды земной коры.
Литосфера Земли и ее строение
Карточка 3
- Напишите название внутренней оболочки Земли,
которая:
а) имеет самую высокую температуру ;
б) состоит из магмы;
в) твердая;
г) соприкасается с другими оболочками Земли; - Какие виды земной коры вы знаете?
3. Изучение нового материала.
Земная кора сложена разнообразными горными породами. Считается, что термин “горная порода” в современном смысле впервые употребил в 1798 русский минералог и химик В.М. Севергин.
(Просмотр презентации) По происхождению горные породы делятся на три группы: магматические (эффузивные и интрузивные), осадочные и метаморфические. Магматические и метаморфические горные породы слагают около 90 % объёма земной коры, однако, на современной поверхности материков области их распространения сравнительно невелики. Остальные 10 % приходятся на долю осадочных пород, занимающие 75 % площади земной поверхности.
Приложение 2. Магматические горные породы — породы, образовавшиеся из магмы при её остывании и затвердевании на поверхности Земли (излившиеся магматические породы, или эффузивы — базальт, вулканическое стекло, пемза) или в глубине Земли (глубинные магматические породы — гранит, габбро, диорит, дунит и др.).
Метаморфические горные породы — породы, образовавшиеся из первоначальных пород в результате изменения состава или их свойств, т. е. любые горные породы, претерпели значительные изменения под действием высоких температур, давления и растворов (мрамор — измененный известняк; кварцит — измененные песчаники; глинистый сланец — глина).
Осадочные горные породы образовывались на поверхности Земли в результате осаждения минералов, частичек и обломков пород в водной среде (морях, реках, океане) и на суше.
Различают обломочные осадочные горные породы — валуны, галька, щебень, гравий, песок, алеврит,- глина, суглинок и т. д.; химогенные — соль, гипс, доломит и т. д., образуются в результате химического осаждения в растворах; биогенные — ракушечник, известняк, мел, ископаемые угли и т. д.
Горные породы состоят из более мелких частиц, природных агрегатов – минералов. Минерал — от лат. “руда”, это природное тело, относительно однородное по химическому составу и физическим свойства. По химическому составу все минералы можно условно разделить на “простые” и “сложные”. Простые минералы состоят практически из одного химического элемента, например, самородное золото, железо, серебро, сера, алмаз. Сложные — все остальные минералы (кварц, слюда, полевые шпаты, гранат, циркон, рубин, изумруд, гранат, малахит). Существует более 3000 видов минералов.
Почти все горные породы для человека являются минеральными богатствами.
Какие виды минеральных богатств вы знаете? Назовите
Это интересно.
1. В Москве существует прекрасный минералогический музей, где представлены образцы мрамора, гранита и известняка. Этот музей выполняет 2 функции сразу, он знакомит посетителей с минералами и одновременно перевозит людей, так как является Московским метрополитеном.
Практическая работа. Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам).
Задание. С использованием набора образцов горных пород, заполните таблицу “Характеристика горных пород”, используя для определения твердости шкалу твердости Мооса (Приложение 3), распечатки с описанием цвета и блеска.
Горная порода (название) | Происхождение | Твердость и хрупкость | Цвет | Блеск | Применение |
3. Закрепление пройденного материала.
Ответьте на вопросы.
1. Какие виды горных пород вы знаете?
2. Чем отличаются магматические горные породы от осадочных?
3. В чем особенность метаморфических горных пород.
4. По каким свойствам различаются горные породы?
Немного загадок.
Росли на болоте растения.
Теперь – это топливо и удобрения. (Торф).Он черный и блестящий,
Помощник настоящий:
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)На кухне у мамы
Помощник отличный,
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)В воде родится,
А воды боится. (Соль)
Домашнее задание: параграф 17. задание 5 письменно.
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)Порода горного царства
Из шпата, слюды и кварца. (Гранит)
Список литературы.
- Агеева И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2005. -240с.
- Вигорова В.Г. Основы минералогии с элементами кристаллографии: Учебное пособие для студентов негеологических специальностей.
- Вигорова В.Г. Определение горных пород без микроскопа: Методические рекомендации. Изд. 2\ Урал. гос. пед. ун-т; Екатеринбург, 2003. 30 с.
- Герасимова Т.П. и др. Физическая география: Нач. курс: Учеб. для 6 кл. сред. шк./ Т.П. Герасимова, Г.Ю. Грюнберг, Н.П. Неклюкова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 1992. – 192 с.: ил., карт. - (География).
- География. Справочник абитуриента \ Т.С. Майорова - М.: Филол. об-во “СЛОВО”, АСТ, Компания “Ключ-С”, Центр гуманитарных наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. – 704с.