Цели урока:
- Выявить уровень осознания учащимися содержания пройденного.
- Развивать рефлексивные способности учащихся.
- Создавать условия для осмысления учащимися собственного опыта, для формирования потребности в осознании своего развития.
Оборудование: Презентация
Дидактический материал (Самостоятельная работа, тесты, материал для работы в группе, стихотворения А.Демченко).
Ход урока
Этапы урока | Цели этапа | Описание этапа | Содержание |
1.Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Цель урока, тип урока; тематические рамки повторяемого содержания: Создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность | Чтение и комментарий отрывка из
стихотворения Б.Окуджавы Прием “закончи предложение”, “лишнее предложение” (слайды 2,3) |
2.Самостоятельная деятельность по известной норме и организация учебного затруднения | Готовность мышления и осознание потребности к выявлению причин затруднений в деятельности. | Самостоятельное воспроизведение
способов действий. Активизация соответствующих мыслительных операций, внимания, памяти. Проведение самостоятельной работы (индивидуальная деятельность учащихся) Самопроверка учащимися своей работы по готовому образцу с фиксацией результатов |
Самостоятельная работа №1, №2 с самопроверкой по эталону (слайды) |
3. Рефлексивная самоорганизация | Построение проекта выхода из затруднения на основе рефлексивного анализа и формирование способности к его выполнению | Учащиеся, допустившие ошибки: 1) На основе рефлексивного метода самостоятельно конструируют (или выбирают из имеющихся) алгоритм исправления ошибок. 2) На основе алгоритма исправления ошибок, выявляют и фиксируют место и причину (способы действий) ошибки. 3) На этой основе уточняют цель дальнейшей деятельности на уроке. 4) Исправляют свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона. 5) Придумывают пример на способ действия, в котором допущена ошибка. Учащиеся, не допустившие ошибок: 1) Сравнивают свое решение с предложенным эталоном. 2) Выполняют задания творческого характера |
Исправляют свои ошибки, записывают в
тетрадь правильные ответы, проговаривают вслух
объяснения, приводят примеры на способ действия,
в котором допущена ошибка.
Задание “Роль односоставных предложений в стихах” (Стихи А.Демченко Приложение №3) |
4.Фиксирование изменений учебных способностей | Согласованное фиксирование способов действий, в которых допущены ошибки. | Учащиеся в группах фиксируют свои
ошибки и указывают их причины. Уточняют соответствующие способы действий. Составляют согласованный перечень способов действий, в которых допущены ошибки. В своей группе формулируют содержательную тему урока. |
Работа в группах: Задания для работы в группах Самопроверка по эталону |
5.Обобщение затруднений во внешней речи | Усвоение способов действий, вызвавших затруднения | Обсуждение типовых затруднений Называются способы действий, которые вызвали затруднение. |
Проговорить формулировки определений |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Учащиеся, допустившие ошибки: 1) Выполняют самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки. 2) Проводят самопроверку своих работ по готовому эталону и фиксируют знаково результаты. Учащиеся, не допустившие ошибок: 1) Выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу или эталону. |
Задания по группам, работают с теми же заданиями.
Задания творческого характера (слайд 10) |
7.Включение в систему знаний и повторение | Включение используемых способов действий в систему знаний, выделение границ применения знаний, установление между используемыми способами действий локальных связей, повторение и закрепление ранее изученного | При положительном результате предыдущего
этапа: учащиеся выполняют задания, в которых
рассматриваются способы действий, связанные с
ранее изученными и между собой. Также решаются
задания на подготовку к изучению следующих тем. При отрицательном – учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта. |
Задания на подготовку к изучению
следующей темы: “Неполное предложение” Анализ примеров. |
8.Рефлексия деятельности на уроке каждого учащегося и класса в целом | Рефлексивный анализ своей деятельности, деятельности своей группы и класса в целом. | Организуется рефлексия деятельности на
уроке каждого учащегося и класса в целом. 2) Проводится самооценка учениками деятельности на уроке. 3) Анализируется, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления. 4) Учащиеся фиксируют степень соответствия результатов деятельности и поставленной цели. 5) Планируется дальнейшая деятельность и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества, обеспечивающее подготовку мышления учащихся к деятельности на следующем уроке). |
Анализ “Рефлексивного листа” |