“Миссия педагога не в том, чтобы
привести детей к заранее известным результатам,
но в умении и готовности вместе с ними пройти
“путь” познания,
результаты которого не предопределены. В этом
суть педагогики сотворчества”.
Л.Г. Логинова
Каникулы – это мечта каждого школьника! Мечта о любимых занятиях, открытиях, об удовлетворении эстетических, творческих, познавательных и спортивных интересов, о поиске “нового себя”.
Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Он должен отражать их интересы, потребности, раскрыть их внутренний мир. В нем должны быть созданы оптимальные условия для безопасного времяпровождения, комфортного общения и личностного роста детей.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к самореализации.
Данная программа предполагает занятия в течение одной лагерной смены летней оздоровительной кампании с поэтапным накапливанием определенных умений и навыков и рассчитана на детей 7-15 лет.
Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания подрастающего поколения. Главную задачу туризма мы видим в том, чтобы открыть широкий простор для выявлений способностей детей, сделать их духовно богаче, осмысленней, многогранней, воспитать человека, способного противостоять трудностям, настоящего гражданина своей страны. В течение лагерной смены воспитываются дружба, товарищество, взаимопомощь, вырабатываются самостоятельность, наблюдательность, быстрота реакции, логичность мышления. Неопытный человек, попав в сложную обстановку, не всегда может принять верное решение, действовать грамотно и осмотрительно. Хороший турист, спортсмен - ориентировщик сможет быстрее и правильнее разобраться в сложной обстановке.
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости изменения своего отношения к жизни, к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Сочетание спортивного ориентирования, краеведения и туризма способствует формированию у ребенка представлений о взаимодействии человека и окружающей среды, навыков здорового образа жизни, любви к родному краю, стремления к показателям туристического мастерства.
В ходе реализации программы расширяется кругозор детей, развивается эстетического воображение, образное мышление, воспитывается внимание, активизируются познавательные процессы.
В программу включены мероприятия по направлениям: “Спортивно-туристическое”, “Патриотическое”, “Экологическое”, “Юнкор”, “Досуг”.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ “ВМЕСТЕ ВЕСЕЛО ШАГАТЬ”
Название программы | Программа “Вместе весело шагать” II лагерной смены летнего оздоровительного учреждения “Степнячок” при МКОУ СОШ № 8 (туристско-краеведческое направление) |
Авторы-составители программы | Тун-Цай Ольга Ильинична, Федорченко Светлана Анатольевна |
Название проводящей организации | Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение “Средняя общеобразовательная школа № 8” |
Адрес организации | Ставропольский край, Нефтекумский район, пос. Зимняя Ставка |
Форма проведения | Работа пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей |
Общее количество участников (детей и взрослых) | 30 |
Исполнители основных мероприятий | Педагоги МКОУ СОШ № 8 |
Условия успешной педагогической деятельности | Защита прав и интересов ребенка. Доброжелательность. Сотрудничество и содействие. |
Законодательная база программы | Конституция Российской Федерации. Закон РФ “Об образовании”. Закон Ставропольского края “Об образовании”. Конвенция ООН “О правах ребенка”. Устав МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка. Программа развития МКОУ СОШ № 8 пос. Зимняя Ставка. |
Ожидаемые результаты | Организация полноценного отдыха детей. Формирование разносторонне развитой личности. Оздоровление детей средствами туристско-краеведческого характера. Повышение заинтересованности к физической культуре и туризму. Сплочение детского коллектива. Повышение коммуникативных навыков детей. Организация системы временного самоуправления разновозрастного коллектива. Развитие самостоятельности, социальной и личной адаптации воспитанников. Развитие инициативности, творческого потенциала, ответственности, целеустремленности, самовыражения, самоутверждения и самореализации личности воспитанников. Привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности. Расширение кругозора. |
Механизм реализации программы | Психолого-социологические
исследования климата в отрядах лагеря (игры,
тренинги, тесты, анкетирование). Определение приоритетов и направлений деятельности воспитателей и детей. Кадровое обеспечение: начальник лагеря, воспитатели, медицинский работник, учитель физической культуры, библиотекарь, социальный педагог. Финансовое обеспечение (за счет средств МКОУ СОШ № 8, спонсорская помощь). |
Система контроля исполнения программы | Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря. |
Цель программы – популяризация активного летнего отдыха и оздоровления, обучение основам безопасности жизнедеятельности, изучение природы родного края, бережного отношения к ее богатствам, самореализация подростков.
Задачи:
- привлечь подростков к занятию туризмом;
- развивать физически, укрепить здоровье, закалить, привить навыки личной гигиены, нормы самообслуживания и общественно-полезного труда;
- формировать чувство коллективизма;
- дать определенный набор знаний и умений;
- организовать познавательный досуг;
- развитие географического кругозора;
- обучение навыкам выживания в природных условиях, оказания доврачебной помощи, приобретение опыта спасательных работ;
План реализации программы:
Подготовительный период (май - июнь) |
Подбор детей в оздоровительный лагерь. Медицинское обследование детей. Составление программы и планирование работы. Подготовка помещений для принятия детей. |
Организационный период (28 – 30 июня) |
Выработка законов жизни лагеря. Деление детей на группы (творческие или группы здоровья). Выбор органов самоуправления. Корректировка плана. |
Основной период (1-15 июля) |
Педагогическое, психологическое и
медицинское управление процессом оздоровления
детей. Работа творческих групп. Ведение дневника здоровья |
Заключительный период (17-18 июля) |
Подведение итогов жизнедеятельности
участников II лагерной смены по критерию
активности, инициативности достижений в
укреплении здоровья. Рефлексия. Обобщение опыта по организации II лагерной смены. |
В основу организации жизнедеятельности лагерной смены положены следующие принципы:
Принцип самореализации | - добровольность включения детей в ту
или иную деятельность; - обязательный учет половозрастных и индивидуальных особенностей детей; - создание ситуации успеха; - поощрение достигнутого; - признание личности человека растущего и развивающегося высшей социальной ценностью |
Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления | - создание ситуаций, требующих принятия
коллективного решения; - формирование чувств ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия; - защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений |
Принцип динамичности | - постоянная смена деятельности |
Принцип единства тематического содержания |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы используются следующие формы обучения:
- беседы,
- сюжетно-ролевые игры,
- тестирование,
- экскурсии и походы одного дня,
- творческие задания,
- экологические и трудовые десанты,
- спортивные эстафеты,
- конкурсные программы,
- минутки здоровья,
- минутки безопасности и др.
Необходимы как индивидуальные, так и групповые формы работы, особенно при овладении детей практическими навыками.
Методы организации образовательного процесса:
- метод словесного обучения;
- метод проблемного обучения;
- метод погружения;
- метод наблюдения;
- метод творческого самовыражения.
Для реализации программы необходимо наличие материально-технических средств: туристского и спортивного инвентаря, материалов для оказания первой медицинской помощи, информационные и фотоматериалы, библиотека, игровая и спортивная площадки, компьютерный класс.
Основные направления реализации программы:
Направление | Задачи | Виды деятельности |
Спортивно-туристическое | - формирование знаний о видах туризма; - физическое развитие детей; - формирование здорового образа жизни; - формирование чувства коллективизма |
- утренняя гимнастика; - минутки здоровья; - игры на свежем воздухе; - спортивные соревнования; - спортивные праздники; - водные процедуры; - экскурсии; - туристические слеты |
Патриотическое | - развитие уважительного отношения к
истории; - воспитание чувства патриотизма |
- беседы; - конкурсы; - экскурсии к памятнику, обелиску
|
Экологическое | - расширение кругозора учащихся, знаний
об экологических проблемах; - привитие навыков экологического поведения и природоохранительной деятельности |
- конкурсы рисунков; - экологические десанты; - викторины; - путешествия; - беседы; - фенологические наблюдения |
Юнкор | - развитие творческой индивидуальности; - обучение общению; - развитие эмоциональной сферы |
- оформление отрядных уголков; - фотозарисовки мероприятий; - оформление поздравительных открыток; - интервью с победителями; - подготовка и оформление отчета в форме газеты, презентации или видеоролика |
Досуг | - создание условий общения; - формирование навыков самореализации; - развитие мышления, памяти, внимания; - формирование положительных эмоций; - создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе |
- конкурсные программы; - настольные игры по интересам; - подвижные игры; - организация работы библиотеки; - проведение тематических часов; - путешествие по сказкам и др. |
КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ (Приложение 1)