Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза

Разделы: Логопедия


ТЕМА

  • ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
  • ЛЕКСИЧЕСКАЯ: Жанры устного народного творчества.
  • ГРАММАТИЧЕСКАЯ: Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством Ь).

ЦЕЛИ

1) Формировать умение различать твёрдые и мягкие фонемы.

2) Развивать фонематическое восприятие и умение производить звуко-буквенный анализ и синтез слов различной структуры.

3) Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью Ь.

4) Расширять и уточнять знания детей по теме “ Устное народное творчество”.

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

- Сядет тот, кто правильно выделит из слова первый звук и определит каким цветом обозначим этот звук в схеме.

ПУГОВИЦА ТЮЛЬПАН ШАПКА КИСТОЧКА

(На доске схема П- Т- ШК-) /цвет букв соответствует звуку из слов напечатанных выше/

1) - Какие гласные помогут на письме показать мягкость согласного звука? Составьте к схеме на доске слово

(ПОТЕШКИ)

2) -Что такое потешки? (Весёлые стихи)

- В учебнике по чтению есть раздел “ Устное народное творчество”. Что это такое?

(Творчество - выдумка; народное – придумал народ; устное – не умели писать, передавали устно.)

- Потешки – это жанр устного народного творчества. (Карточку с этим словом повесить на доску.)

3) - Подумайте, что я сейчас прочитаю?

“У кого глаза на рогах, а дом на спине?

(Это загадка. Отгадка – УЛИТКА)

- Следующий раздел устного народного творчества – это загадки.(Карточку с этим словом повесить на доску.) Назовите в этой отгадке 2 звук.(ЛЬ)

- Каким цветом обозначим этот звук в схеме? (Зелёным цветом) ---Почему? (Этот звук мягкий)

- С помощью какой буквы обозначим мягкость этого звука на письме? (И)

- Отгадайте загадку: “5 мальчиков, 5 чуланчиков: разошлись мальчики в тёмные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик.”

(Пальцы)

- Назовите 3-ий звук. Каким цветом обозначим в схеме? Почему? С помощью какой буквы обозначим мягкость на письме (ЛЬ, зелёным, этот звук мягкий, на письме мягкость обозначим с помощью Ь)

- Ь знак - хитрый знак, не назвать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.

СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. РАБОТА В ТЕТРАДИ

- Сегодня мы продолжим различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Поговорим для чего нужен Ь.

1. Отгадайте русскую народную загадку, выделите мягкий звук, определите способ обозначения мягкости, запишите на нужную строку:

гласной:

Ь:

*Принялась кума за дело,
Заиграла и запела:
Ела, ела дуб, дуб,
И сломала зуб, зуб. (ПИЛА)

* Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (ОСЁЛ)

 * Я вода, по воде плаваю. (ЛЬДИНА)

* В воде купался, да сух остался. (ГУСЬ)

2. Посмотрите на доску. Где мы можем встретиться с этими героями?/картинки ЗАЙЦА,МЕДВЕДЯ, ЛИСЫ и т.д./

(В сказках)

- Вспомните самые первые сказки, которые вы услышали в детстве. (“ КОЛОБОК” “РЕПКА” “ТЕРЕМОК” т.д.)

- Давайте поможем Колобку избежать печального конца. Для этого из названия картинок возьмём и запишем только слова с Ь (КАРТИНКИ: УГОЛ-УГОЛЬ ГАЛКА-ГАЛЬКА)

- Обведите букву Ь.

3. На листочках записана сказка. В ней пропущены Ь знаки. Прочитайте и найдите ошибки.

(Дети называют эти слова, место Ь. Учитель записывает эти слова на доске. Затем дети эти слова записывают в тетрадь по памяти. Сверить.)

4. Разгадай, что зашифровано (РЕБУС):

7 РАЗ (рисунок ЛИНЕЙКИ), А 1 РАЗ (рисунок НОЖНИЦ).

Ответ: (7 раз измерь, а 1 раз отрежь.)

- Что это зашифровано? (Пословица)

(Карточку с этим словом повесить на доску.)

- Запишите пословицу, обведите Ь с согласной буквой.

5. Повтори: СЕНЬКА И САНЬКА ВЕЗЛИ СОНЬКУ НА САНКАХ.

-Что мы сейчас проговорили? (Скороговорку)

-Это ещё один жанр устного народного творчества.

Запишите эту скороговорку. Найдите ошибки на доске.

(СЕНКА И САНКА ВЕЗЛИ СОНКУ НА САНКАХ.)

ИТАК: С помощью чего на письме будем обозначать мягкость согласного звука?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

(НА ДОСКЕ)

- Составьте слово (ИГРЫ)

- Это тоже раздел устного народного творчества.

ИТАК:  Какие жанры устного народного творчества вспомнили?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти игры, загадки, пословицы т.д.