ТЕМА
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ: Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
- ЛЕКСИЧЕСКАЯ: Жанры устного народного творчества.
- ГРАММАТИЧЕСКАЯ: Второй способ обозначения мягкости согласных (посредством Ь).
ЦЕЛИ
1) Формировать умение различать твёрдые и мягкие фонемы.
2) Развивать фонематическое восприятие и умение производить звуко-буквенный анализ и синтез слов различной структуры.
3) Совершенствовать умение детей обозначать мягкость согласного звука на письме с помощью Ь.
4) Расширять и уточнять знания детей по теме “ Устное народное творчество”.
ХОД УРОКА
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
- Сядет тот, кто правильно выделит из слова первый звук и определит каким цветом обозначим этот звук в схеме.
ПУГОВИЦА ТЮЛЬПАН ШАПКА КИСТОЧКА
(На доске схема П- Т- ШК-) /цвет букв соответствует звуку из слов напечатанных выше/
1) - Какие гласные помогут на письме показать мягкость согласного звука? Составьте к схеме на доске слово
(ПОТЕШКИ)
2) -Что такое потешки? (Весёлые стихи)
- В учебнике по чтению есть раздел “ Устное народное творчество”. Что это такое?
(Творчество - выдумка; народное – придумал народ; устное – не умели писать, передавали устно.)
- Потешки – это жанр устного народного творчества. (Карточку с этим словом повесить на доску.)
3) - Подумайте, что я сейчас прочитаю?
“У кого глаза на рогах, а дом на спине?
(Это загадка. Отгадка – УЛИТКА)
- Следующий раздел устного народного творчества – это загадки.(Карточку с этим словом повесить на доску.) Назовите в этой отгадке 2 звук.(ЛЬ)
- Каким цветом обозначим этот звук в схеме? (Зелёным цветом) ---Почему? (Этот звук мягкий)
- С помощью какой буквы обозначим мягкость этого звука на письме? (И)
- Отгадайте загадку: “5 мальчиков, 5 чуланчиков: разошлись мальчики в тёмные чуланчики, каждый мальчик в свой чуланчик.”
(Пальцы)
- Назовите 3-ий звук. Каким цветом обозначим в схеме? Почему? С помощью какой буквы обозначим мягкость на письме (ЛЬ, зелёным, этот звук мягкий, на письме мягкость обозначим с помощью Ь)
- Ь знак - хитрый знак, не назвать его никак.
Он не произносится, но в слово часто просится.
СООБЩЕНИЕ ЦЕЛИ УРОКА. РАБОТА В ТЕТРАДИ
- Сегодня мы продолжим различать твёрдые и мягкие согласные звуки. Поговорим для чего нужен Ь.
1. Отгадайте русскую народную загадку, выделите мягкий звук, определите способ обозначения мягкости, запишите на нужную строку:
гласной:
Ь:
*Принялась кума за дело,
Заиграла и запела:
Ела, ела дуб, дуб,
И сломала зуб, зуб. (ПИЛА)* Сер, да не волк,
Длинноух, да не заяц,
С копытами, да не лошадь. (ОСЁЛ)
* Я вода, по воде плаваю. (ЛЬДИНА)
* В воде купался, да сух остался. (ГУСЬ)
2. Посмотрите на доску. Где мы можем встретиться с этими героями?/картинки ЗАЙЦА,МЕДВЕДЯ, ЛИСЫ и т.д./
(В сказках)
- Вспомните самые первые сказки, которые вы услышали в детстве. (“ КОЛОБОК” “РЕПКА” “ТЕРЕМОК” т.д.)
- Давайте поможем Колобку избежать печального конца. Для этого из названия картинок возьмём и запишем только слова с Ь (КАРТИНКИ: УГОЛ-УГОЛЬ ГАЛКА-ГАЛЬКА)
- Обведите букву Ь.
3. На листочках записана сказка. В ней пропущены Ь знаки. Прочитайте и найдите ошибки.
(Дети называют эти слова, место Ь. Учитель записывает эти слова на доске. Затем дети эти слова записывают в тетрадь по памяти. Сверить.)
4. Разгадай, что зашифровано (РЕБУС):
7 РАЗ (рисунок ЛИНЕЙКИ), А 1 РАЗ (рисунок НОЖНИЦ).
Ответ: (7 раз измерь, а 1 раз отрежь.)
- Что это зашифровано? (Пословица)
(Карточку с этим словом повесить на доску.)
- Запишите пословицу, обведите Ь с согласной буквой.
5. Повтори: СЕНЬКА И САНЬКА ВЕЗЛИ СОНЬКУ НА САНКАХ.
-Что мы сейчас проговорили? (Скороговорку)
-Это ещё один жанр устного народного творчества.
Запишите эту скороговорку. Найдите ошибки на доске.
(СЕНКА И САНКА ВЕЗЛИ СОНКУ НА САНКАХ.)
ИТАК: С помощью чего на письме будем обозначать мягкость согласного звука?
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(НА ДОСКЕ)
- Составьте слово (ИГРЫ)
- Это тоже раздел устного народного творчества.
ИТАК: Какие жанры устного народного творчества вспомнили?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Найти игры, загадки, пословицы т.д.