План-конспект урока по теме "К.Драгунская. Лекарство от послушности". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель урока: познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской “Лекарство от послушности”; произвести анализ данного произведения.

Задачи урока:

1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; познакомить детей со сказкой “Лекарство от послушности”, её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.

2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.

3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.

Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса, портрет писательницы, таблица- алфавит для каждого ученика, компьютер (программа Paint), экран, проектор

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.

Вот дан долгожданный звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой “Лекарство от послушности”, которую написала К. Драгунская. (Cлайд № 1)

- Что бы вы конкретно хотели узнать из этой сказки? (Где и по какому рецепту можно получить такое лекарство).

- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать новую сказку, выявить самые интересные события и т.д.).

- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и чтобы нас было приятно слушать другим).

- Так давайте начнём урок с разминки речевого аппарата.

II. Разминка речевого аппарата (Слайд №2)

1. Чистоговорки.

  • Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
  • Ре-ре-ре - стоит домик на горе.
  • Ри-ри-ри - на ветках снегири. (Слайд № 3)

2. Скороговорки.

  • Проворонила ворона воронёнка.
  • Летели три вороны, пестры черноголовы. (Слайд №4)

3. Работа по таблице. (Слайд № 5)

III. Работа над чтением и содержанием сказки (Слайд № 6)

1. Знакомство с биографией К.Драгунской. (Заранее подготовленные дети рассказывают о К. Драгунской). (Слайд № 7)

2. Чтение сказки “Лекарство от послушности” учителем и сильными учениками. (C.152-157).

3. Вопросы по содержанию сказки.

- Что же в этой сказке правдиво, а что вымышлено?

- О каком лекарстве говорится в этой сказке? (О гномике).

- По какому рецепту можно было получить такого гномика?

Прочитайте. (Выборочное чтение).

- Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома?

(В домашних условиях не всегда и не все лекарства можно приготовить).

- У Кати Чигровой мама работает в аптеке, и она приготовила для нас сообщение. А Катя расскажет нам об этом.

4. – Вернёмся к сказке! Расскажите, что происходило в санатории до появления волшебного гномика? (с.153)

- Знал ли доктор Пяткин как вылечить этих детей?

- О каком чуде, волшебстве он мечтал?

- Найдите отрывок, в котором говорится, что стало происходить в санатории после появления гномика? Как лучше нам прочитать этот отрывок? (с.154-155 по ролям) (Слайд №11)

  • автор –
  • девочка с бантиком –
  • другая девочка –
  • рыжий мальчик –
  • мальчик в очках –
  • девочка с хвостиком –
  • гном –
  • воспитательница –

- Чем были заняты дети, когда наконец-то произошло волшебство?

5. Работа над алгоритмом (Слайд № 12, 13)

Гномик ____ Котёнок____ Мяч ____ Художник _____Невидимка __

Гномик ____ Дождь ____ Еловые шишки.

- С какой целью гномик превратился в котёнка? (Прививать любовь к животным и заботу о них).

- Почему он превратился в мяч? (Чтобы быть здоровыми, дети должны играть в подвижные игры, но помнить о ПДД).

- Что хотел привить детям гномик, превращаясь в художника? (Любовь к искусству).

- Получилось ли это у гномика? (Пока нет).

6. Чтение по решётке (Слайд № 14)

- Ну, а, что случилось дальше, давайте прочитаем по решётке.

(с. 155 “А гномик ...

...получше разглядела”.)

- Почему гномик превратил детей в лягушат?

7. Физминутка (Слайд № 15)

- На болоте 2 лягушки.
2 зелёные подружки.
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт - привет!

- Как Алла Потаповна догадалась, что это не настоящие лягушки?

- Почему она позвонила доктору? (с. 156)

8. Чтение с секретом (Слайд №16-19)

- Что предпринял доктор Пяткин, мы узнаем, если верно прочитаем этот отрывок на экране. (С.156)

Пр-ехал д-кт-р Пяткин.

- Здр-вств-йте! – -ором з-кри-ча-ли л-г-ш-та.

Д-ктор н-дел очк-, накл-н-лся п-ближе к л-г-ш-там , снял о-ки и упал в обм-рок . Но тут же вск-ч-л на -оги и ск-з-л:

- Случай оч-нь сл-жный! Необходимо п-с-ветоваться с заграничными докторами и зн-токами -яг-шек. Я нем-дл-нно увожу л-г-ш-к в Ам-рику. Алла Потаповна, вызыв-йте в-рт-лёт!

-Не х-тим в -мерику! - з-хнык-ли ляг-ш-т-. А один , самый б-льшой и толстый , стал пл-кать и зв-ть -а-у.

- Чтобы успокоить лягушат- ребят, давайте поиграем в игры!

9. Игры “ Найди ошибки” и “Прятки” с.157-158. (Слайд № 20)

10. Хоровое чтение С.158.

- Какими стали дети в конце всех событий?

- Почему они так изменились?

- Куда уехал гномик на своём автомобильчике?

11. Вывод (Слайд № 21)

- Понравилась вам эта сказка?

- Какой вывод вы сделали?

- Кто помог детям измениться в своём поведении? (гномик)

- Запомнили вы, как выглядел гномик?

- Кто может описать этого гномика, опираясь на следующую схему? Выберите верный ответ. (Слайд № 22-24)

- Ну, а теперь займите место у компьютера.

12. Физминутка

Все детки закрыли глазки. Они крепко спят и видят во сне этого волшебного гномика. Он маленького роста, с бородой и в красной шапочке. Вот он садится в автомобиль и. ... Но вдруг первый лучик солнца пробежался по глазкам ребят. Детки проснулись, сладко потянулись, посмотрели в окно, а там... капли дождя несмело постукивают по крышам домов. Они стали стучать всё чаще и чаще. Вот грянул гром... Блеснула молния,... И стало тихо...

- И в такой тишине давайте нарисуем волшебного гномика.

IV. Работа с компьютером (слайд №25).

Дети работают на компьютерах с программой Paint.

V. Итог урока

- Понравился вам урок?

- С какой писательницей мы познакомились?

- Какие моменты её жизни вам запомнились?

- Что вы можете сказать о герое этой сказки?

- О чём бы вам хотелось спросить гномика? Придумайте для него интересный вопрос.

 Рефлексия. (Слайд № 26)

- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.

- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.

- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.

- Спасибо всем за работу! (Слайд № 27)

VI. Оценки

VII. Домашнее задание: с. 158, отвечать на вопросы.

По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.