Цель урока: познакомить детей с идейным смыслом сказки К. Драгунской “Лекарство от послушности”; произвести анализ данного произведения.
Задачи урока:
1. Образовательные: продолжить знакомство детей с биографией и творчеством К.Драгунской; познакомить детей со сказкой “Лекарство от послушности”, её идейно- смысловым и художественным содержанием; продолжить работу над совершенствованием навыков чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью и выразительностью; формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать “вдумчивое чтение”.
2. Развивающие: развивать устную речь учащихся; развивать образное и логическое мышление; развивать артикуляционный аппарат, дикцию, словарный запас учащихся; развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, описывать главных действующих героев.
3. Воспитательные: воспитывать нравственность через анализ содержания произведения; воспитывать интерес к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей, воспитывать необходимые учебные качества: усидчивость, дисциплинированность, взаимовыручку.
Оборудование: О.В. Кубасова. Любимые страницы. Учебник для 4 класса, портрет писательницы, таблица- алфавит для каждого ученика, компьютер (программа Paint), экран, проектор
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, какое сегодня прекрасное утро. Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне.
Вот дан долгожданный звонок -
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой секундой в труде дорожи.
- Сегодня мы познакомимся со сказкой “Лекарство от послушности”, которую написала К. Драгунская. (Cлайд № 1)
- Что бы вы конкретно хотели узнать из этой сказки? (Где и по какому рецепту можно получить такое лекарство).
- Чему вам хочется научиться сегодня на уроке? (Научиться выразительно читать новую сказку, выявить самые интересные события и т.д.).
- Для чего вам это нужно? (Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно читать самим и чтобы нас было приятно слушать другим).
- Так давайте начнём урок с разминки речевого аппарата.
II. Разминка речевого аппарата (Слайд №2)
1. Чистоговорки.
- Ру-ру-ру - продолжаем мы игру.
- Ре-ре-ре - стоит домик на горе.
- Ри-ри-ри - на ветках снегири. (Слайд № 3)
2. Скороговорки.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Летели три вороны, пестры черноголовы. (Слайд №4)
3. Работа по таблице. (Слайд № 5)
III. Работа над чтением и содержанием сказки (Слайд № 6)
1. Знакомство с биографией К.Драгунской. (Заранее подготовленные дети рассказывают о К. Драгунской). (Слайд № 7)
2. Чтение сказки “Лекарство от послушности” учителем и сильными учениками. (C.152-157).
3. Вопросы по содержанию сказки.
- Что же в этой сказке правдиво, а что вымышлено?
- О каком лекарстве говорится в этой сказке? (О гномике).
- По какому рецепту можно было получить такого гномика?
Прочитайте. (Выборочное чтение).
- Почему Андрею Владимировичу не удалось завести гномика у себя дома?
(В домашних условиях не всегда и не все лекарства можно приготовить).
- У Кати Чигровой мама работает в аптеке, и она приготовила для нас сообщение. А Катя расскажет нам об этом.
4. – Вернёмся к сказке! Расскажите, что происходило в санатории до появления волшебного гномика? (с.153)
- Знал ли доктор Пяткин как вылечить этих детей?
- О каком чуде, волшебстве он мечтал?
- Найдите отрывок, в котором говорится, что стало происходить в санатории после появления гномика? Как лучше нам прочитать этот отрывок? (с.154-155 по ролям) (Слайд №11)
- автор –
- девочка с бантиком –
- другая девочка –
- рыжий мальчик –
- мальчик в очках –
- девочка с хвостиком –
- гном –
- воспитательница –
- Чем были заняты дети, когда наконец-то произошло волшебство?
5. Работа над алгоритмом (Слайд № 12, 13)
Гномик ____ Котёнок____ Мяч ____ Художник _____Невидимка __
Гномик ____ Дождь ____ Еловые шишки.
- С какой целью гномик превратился в котёнка? (Прививать любовь к животным и заботу о них).
- Почему он превратился в мяч? (Чтобы быть здоровыми, дети должны играть в подвижные игры, но помнить о ПДД).
- Что хотел привить детям гномик, превращаясь в художника? (Любовь к искусству).
- Получилось ли это у гномика? (Пока нет).
6. Чтение по решётке (Слайд № 14)
- Ну, а, что случилось дальше, давайте прочитаем по решётке.
(с. 155 “А гномик ...
...получше разглядела”.)
- Почему гномик превратил детей в лягушат?
7. Физминутка (Слайд № 15)
- На болоте 2 лягушки.
2 зелёные подружки.
Утром рано просыпались,
Полотенцем растирались.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет,
Всем друзьям физкульт - привет!
- Как Алла Потаповна догадалась, что это не настоящие лягушки?
- Почему она позвонила доктору? (с. 156)
8. Чтение с секретом (Слайд №16-19)
- Что предпринял доктор Пяткин, мы узнаем, если верно прочитаем этот отрывок на экране. (С.156)
Пр-ехал д-кт-р Пяткин.
- Здр-вств-йте! – -ором з-кри-ча-ли л-г-ш-та.
Д-ктор н-дел очк-, накл-н-лся п-ближе к л-г-ш-там , снял о-ки и упал в обм-рок . Но тут же вск-ч-л на -оги и ск-з-л:
- Случай оч-нь сл-жный! Необходимо п-с-ветоваться с заграничными докторами и зн-токами -яг-шек. Я нем-дл-нно увожу л-г-ш-к в Ам-рику. Алла Потаповна, вызыв-йте в-рт-лёт!
-Не х-тим в -мерику! - з-хнык-ли ляг-ш-т-. А один , самый б-льшой и толстый , стал пл-кать и зв-ть -а-у.
- Чтобы успокоить лягушат- ребят, давайте поиграем в игры!
9. Игры “ Найди ошибки” и “Прятки” с.157-158. (Слайд № 20)
10. Хоровое чтение С.158.
- Какими стали дети в конце всех событий?
- Почему они так изменились?
- Куда уехал гномик на своём автомобильчике?
11. Вывод (Слайд № 21)
- Понравилась вам эта сказка?
- Какой вывод вы сделали?
- Кто помог детям измениться в своём поведении? (гномик)
- Запомнили вы, как выглядел гномик?
- Кто может описать этого гномика, опираясь на следующую схему? Выберите верный ответ. (Слайд № 22-24)
- Ну, а теперь займите место у компьютера.
12. Физминутка
Все детки закрыли глазки. Они крепко спят и видят во сне этого волшебного гномика. Он маленького роста, с бородой и в красной шапочке. Вот он садится в автомобиль и. ... Но вдруг первый лучик солнца пробежался по глазкам ребят. Детки проснулись, сладко потянулись, посмотрели в окно, а там... капли дождя несмело постукивают по крышам домов. Они стали стучать всё чаще и чаще. Вот грянул гром... Блеснула молния,... И стало тихо...
- И в такой тишине давайте нарисуем волшебного гномика.
IV. Работа с компьютером (слайд №25).
Дети работают на компьютерах с программой Paint.
V. Итог урока
- Понравился вам урок?
- С какой писательницей мы познакомились?
- Какие моменты её жизни вам запомнились?
- Что вы можете сказать о герое этой сказки?
- О чём бы вам хотелось спросить гномика? Придумайте для него интересный вопрос.
Рефлексия. (Слайд № 26)
- Оцените свою работу на уроке. Кому было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите свою фишку весёлому человечку.
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите фишку второму человечку.
- Кому на уроке работать было очень трудно, с заданием не справлялись, положите свою фишку грустному человечку.
- Спасибо всем за работу! (Слайд № 27)
VI. Оценки
VII. Домашнее задание: с. 158, отвечать на вопросы.
По вопросу презентации обращайтесь к автору статьи.