Цель урока: повторение изученного материала по теме “Фонетика”, закрепление изученных орфограмм, подготовка к диктанту с грамматическим заданием.
Тип урока: обобщающий.
Оборудование: презентация PowerPoint,
Методические приемы: обобщающе-повторительная беседа; творческие и игровые задания.
Ход урока
1. Организационный момент.
Организация класса. Объявление темы урока, цели.
(Слайд №1). Презентация
2. Повторение сведений о фонетике, графике и орфографии.
Учитель: Сегодня наши знания смекалка и находчивость помогут нам совершить путешествие. Мы отправимся с вами в страну Русского языка. Как вы знаете, в каждой стране есть главный город. Как он называется? (Столица).
Какой главный город в Графике? (Алфавит). Именно в нем нам сейчас и предстоит побывать.
Давайте вспомним, что нам известно об алфавите, о звуках и буквах.
(Слайд №2)
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Сколько гласных букв?
- Перечислите буквы русского алфавита?
- А сколько гласных звуков?
- А какие буквы не имеют звуков?
Задание 1: Выполните фонетический разбор слов: молоко, вьюга, яма.
(Слайд №3)
Учитель: Нас с вами приглашает проспект Орфографии и Пунктуации, с ними мы сейчас и встретимся.
Задание 2: Спишите предложение. Подчеркните грамматические основы предложения, начертите схему предложения. Объяснить правописание безударных гласных в корнях слов и в окончании существительных.
(Слайд №4)
На солнце темный лес зардел, в долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
Учитель: С площади Орфографии и Пунктуации мы с вами повернем налево и попадаем в “переулок Ударения”
Что такое ударение?
Задание 3: Поставьте ударения в следующих словах:
Алфавит, ворота, договор, досуг, квартал, звонить, звонишь, звонит, инженер, километр, свекла, силос, торт, торты, цемент, щавель.
(Слайд №5, 6)
(Слайд №7)
Задание 4: Попробуйте изменить ударения в записанных словах. Интересно, что у вас получится.
Хлопок, полки, пропасть, стоит, мелки, потом, сушу, замок, пары, дорога, крою, стрелки, мука, атлас, трусить, орган.
Учитель: Запоминанию правильного ударения способствует и отгадывание загадок. Приведем некоторые из них.
- Стелют на матрас меня, называюсь. (Простыня)
- Буквы-значки, как бойцы на парад, в строгом порядке построены в ряд. Каждый в условленном месте стоит, и называется все. (Алфавит)
- Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Неприметна, некрасива. Называется (крапива).
Задание 5: Укажите слова, в которых не совпадает количество звуков и букв.
Тюлень, рыба, солнце, честный, ложь, еж, ел, ель, листик, соловей.
(Слайд №8)
Задание 6: Укажите слова, в которых звуков больше, чем букв.
Пруд, яд, мой, ящик, слон, яркий, рояль, сесть, юг, язык.
(Слайд №9)
Задание 7: Укажите слова, в которых число букв и звуков совпадает.
Редька, место, грустный, въезд, цепь, ряд, чувства, объём, князь, плёнка.
(Слайд №10)
Задание 8: Укажите слова, в которых букв больше, чем звуков.
Сверстник, праздник, пять, яма, счет, речь, учиться, дело, вьюга, денёк.
(Слайд №11)
Подведение итогов урока.
Учитель: Мы с вами долго гуляли и вышли на набережную, путешествие на сегодня закончилось.
- Что интересного было сегодня на уроке?
- Что нового вы узнали?
Домашнее задание: написать сочинение на тему: Что мы узнали на уроке о фонетике.
(Слайд №12)