Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели деятельности педагога: организовать работу по ознакомлению с буквой И, и научить устанавливать различие в произнесении гласных и согласных звуков, различать гласные и согласные звуки, определять место звука(и0 в слове и подбирать слова с этим звуком, объяснять выбор фишки при обозначении звука, выполнять звукобуквенный анализ слов; создать условия для развития речи, мышления, памяти.
Планируемые результаты образования:
- Предметные: знают букву И; умеют выполнять звуковой анализ слов, называют со звуком (и) в начале слова, середине и в конце слова(по рисункам), определить звуковые схемы слов.
- Метапредметные (критерии сформированности компонентов универсальных учебных дейчтвий УУД)
- Познавательные: логические – составление различных имен с изученными буквами; воспроизведение по памяти информации, необходимый для решения учебной задачи.
- Регулятивные: принимать и сохранить учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать свое действие.
- Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающим.
- Личностные: высказывают свое мнение, оценивают собственную учебную деятельность; свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность.
ХОД УРОКА
– Доброе утро!
Я смотрю на ваши лица –
Хорошо, отрадно мне,
Словно я в большой, дружной
И приветливой семье!
– Дети посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Вы начать урок готовы?
Д: Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
1. Самоопределение к деятельности.
Артикуляционная гимнастика.
– Мне хочется, чтобы ваше хорошее настроение не
пропало. Поэтому мы сейчас поиграем с вами в игру
«Угадай букву» (артикуляционная гимнастика)
– Я буду показывать губами звук (без голоса), а вы
должны назвать букву, которая этот звук
обозначает.(дети называют букву, а карточки с
этими буквами прикрепляют к доске)
– Что объединяет эти буквы? Почему? (Эти буквы
все гласные, при произношении нет преграды)
– На какие две группы можно разделить эти
гласные? (Первые гласные указыв. на твердость
впереди стоящих согласных, а вторая на мягкость
согласных )
На доске представлены иллюстрации персонажей
– Сказка начинается!
«Жили-были Лис и Ослик. Жили они в зоопарке. Жили
не тужили. Днем было весело очень часто в гости
приходили учащиеся, а вечером Ослик читал книги,
а Лис скучал. Однажды Лис заболел. На него напала
сильная скука. Каждый день одно и то же. Надоело!
– сказал Лис.
Тогда Лис спросил Ослика: «Почему тебе не скучно
никогда?»
– Я читаю книги,– ответил Ослик
– Если твои книги помогут побороть скуку, –
сказал Лис, – я их тоже почитаю». – Сегодня Лис и
Ослик гости нашего урока. Попробуем доказать
Лису, что тот, кто много читает скуки не знает.
2. Открытие нового знания
а) звуковой анализ слов «Лис», «Улитка»
– Как-то Ослик сказал Лису «Смотри, ты большой,
а имя у тебя короткое, я маленький, а имя у меня
длиннее».
Лис Ослику не поверил.
– Докажем правоту Ослика, выполнив
звукобуквенный анализ слов «Лис», «Ослик» .
б) Коллективная работа (один ученик у доски)
– Давайте вместе произнесем слово лис и ослик.
(Слова напечатаны на доске)
«– Оказывается, в наших именах есть одинаковая
буква? – удивился Лис?».
3. Оюъявление темы и постановка учебной задачи.
– Какая это буква?
– Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
– Мы сегодня знакомиться со звуком И и буквой,
которая ее обозначает.
– Ребята, как кричит Ослик? (Иа).
– Назовите первый звук. Определите гласным или
согласным является звук И ?
Определите второй звук.
в) Упражнения в выделении звука И (Игра «Узнай звук»)
– Если услышите в словах звук И –хлопаем в
ладоши, а если звука И нет, то топаем ногами: ель,
ива, стол, индюк, окно, слива, яблоко, книга,
синица, юбка, шаги (слайд)
– В каких словах звук (И) был в начале слова?
– В середине слова?
– В конце слова?
1) ива, индюк
2) слива, книга, синица
3) шаги
Физминутка
Работа по учебнику
Открыли букварь на стр. 56
– Внимательно послушайте стихотворение и
придумайте название.
– С чем автор сравнивает букву И?
– На что похожа буква И?
– Можем ли мы увидеть звук И? (Мы звуки
произносим и слышим)
– Звук И мы обозначим Буквой И.
Дифференцированная работа (конструирование)
– Сложите букву И из карандашей
– Сколько карандашей понадобилось?
г) работа в парах
– Посмотрите в учебник и скажите, что
изображено на рисунке? (Флаги, гиря)
– Вы должны составить схему к этим словам (два
ученика у доски)
– Ребята, посмотрите на доску и скажите, что за
букву вы видите
– Чем отличается печатная тетрадь от прописной?
– Сейчас мы с вами будем учиться писать
заглавную – прописную букву и прописную
строчную и в рабочих тетрадях. (С середины
верхней нерабочей строки большая наклонная
линия с закруглением вверху и внизу и большая
наклонная линия с закруглением внизу). (с верхней
рабочей строки маленькая наклонная с
закруглением внизу).
Дифференцированная работа (моделирование)
– У вас на партах лежат кусочек шерстяной
нитки. Попробуйте выложить из этой нити букву И
заглавную прописную.
– А теперь работаем в тетрадях (одну строчку)
Итог урока. Рефлексия деятельности.
– Ослику и Лису очень понравился урок.
– Над каким звуком и буквой мы сегодня работали?
– Кто отлично освоил тему и может рассказать
другу, поднимите красный карандаш.
– Кто хорошо освоил наш урок, поднимите синий
карандаш.
– Кто ни совсем понял, поднимите зеленый
карандаш. Мы с вами ребята на следующем уроке
продолжим.