Русский национальный орнамент необыкновенно интересное явление в русской культуре. В процессе обучения, знакомясь с «Мастером Украшения», учащиеся младших классов постигают тайну декоративного изображения, специфику работы художественными материалами, учатся приемам работы кистевой росписи и законам композиции, сочиняют узоры и орнаменты, постигают тайну гармонии цвета в украшении. Традиция русского национального орнамента, специфика росписей народных промыслов, символика элементов узоров, та область искусства, которой немало посвящено уроков в 5-8 классах.
И все равно русский орнамент – область, мало изученная в школьной программе, многое в ней остается еще неисследованным. Русское орнаментальное искусство находилось под сильным влиянием Востока и Запада. Заимствованы и переработаны были многие формы растительного орнамента. Основным источником служили Византия и Кавказ. Предлагаю при изучении символики русского национального орнамента и узора изучить восточные мотивы, которые необыкновенно обогатили национальный орнамент.
В работе пойдет рассказ о появлении в русском узоре восточного элемента, который называют: «турецкий огурец», «индийский огурец», «персидский кипарис», «турецкий боб», «индийский пальмовый лист», «пейсли» (декоративный орнамент каплеобразной формы). Вы познакомитесь с этим ярким, пестрым узором, который символизирует в «процветание», «жизнь», «огонь».
Круг, волна, клетка, полоска, ромб, «елочка» – так привычны в узорах народного творчества. Из них наши далекие предки составляли простейшие орнаменты, украшая предметы, одежду. Так, они пытались разобраться в устройстве мироздания, найти объяснение непонятному и таинственному окружающему миру, привлекая к себе добрые силы природы. Свое понимание мира человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом (рисунок 1). Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор, который украшал одежду, предметы быта, орудия труда.
В декоре русского национального костюма среди привычных мотивов узора, встречается элемент каплеобразной формы, который не очень похож на привычный растительный элемент. Между тем многообразие орнамента с этой формой, его пластичность, стали причиной огромной популярности «турецкого огурца» в качестве основного элемента в набивных тканях.
Этот элемент известен как «индийский огурец», «турецкий огурец» или боб, но чаще всего в Европе его называют «пейсли», хотя на родине величают «бута», что в переводе означает огонь. (Приложение 1)
Версий о происхождении и значении пейсли
существует несколько. До сих пор неизвестна
точно история его возникновения. Главная
проблема заключается в расшифровке символа и
датировке первоначального происхождения.
Контакты государств, торговля, военные походы,
религиозные миссии способствовали перемещению
символов, идей и стилей. Поэтому версий о
происхождении пейсли существует несколько.
Одни источники приписывают «огурец» персам,
которые использовали его на своих знаменитых
коврах. Другие – индусам, чей кашемир был украшен
узорами каплеобразной формы. И это только две
наиболее популярные теории. Известно, что в
древности «огурец» был распространен по всему
Востоку, и был замечен даже в Африке. По некоторым
источником, считается, что этот узор был привезен
из Египта, где он символизировал пшеничный колос,
как знак бессмертия.
Так что же представляет собой "восточный огурец"? По форме он напоминает проросший боб, завязь, зародыш, проросшее зерно. Это гимн производящим силам природы. В каждой стране существует свое объяснение такой каплеобразной формы. Например, в Индии он является символом жизни, энергии, движения вперед. Ее олицетворяли либо с манго (символом бога Ганеши), либо с пальмовым листом, но так или иначе он всегда была связана с силами природы.
В Турции узор именовали бобом, в Азербайджане – buta (в переводе– огонь), а общее для всех арабских стран название – «слеза Аллаха». В Индии считают, что подобная форма – один из символов движения, развития, энергии. Не случайно "огуречный" орнамент украшает свадебный наряд индийской невесты.
Иногда "огурец" изображают с ножкой-черешком и тогда его называют "пальмовым листом". Название "персидский кипарис" тоже неслучайно: это старинная традиция народного искусства: один лист представляет все дерево. Кипарис – дерево священное, стилизованное изображение ветки или кипарисового дерева, считавшееся символом жизни и вечности. И тогда его называли «бута».
В Иране изображение «турецкого огурца» — пожелание счастья, благополучия дому. Узоры и рисунки с его изображением встречаются в рисунках ковров, тканей, произведений декоративно-прикладного искусства, а также декоре архитектурных сооружений. Элемент орнамента в виде "боба" с четко очерченными контурами встречается в узорах на предметах прикладного искусства Средней Азии, носит название «тус-тупи».
Центром производства тканей с таким узором в Европе был шотландский город Пейсли, отсюда происхождение названия узора – пейсли. У него была бурная история, в разные времена он, то возносился на пик популярности, то куда-то исчезал, но скоро вновь возрождался.
В Европу он попал в конце ХVІІІ века, когда аристократия пребывала в восторге от кашемировых шалей с необычным для того времени рисунком. «Пейсли» воспринимали как амулет – якобы он отгонял злых духов. Вторую волну популярности создали солдаты Британской армии, возвращавшиеся из колоний с кашемировыми шалями с узорами «пейсли». Тем, что мотив пользуется спросом до сих пор, мы обязаны не только шотландцам. После некоторого спада интереса к пейсле в начале 20 века, в 60-е годы узор снова стал пользовать особой популярностью, когда мир захватила субкультура хиппи.
Новинку быстро освоили французы: они стали штамповать узор в промышленных количествах. За ними подтянулись голландцы и англичане. Растущая конкуренция привела к тому, что во Франции королевским указом производство и импорт «пейсли» был запрещён с 1686 по 1759 годы.
Откуда же у этого узора такое необычное название «турецкий огурец»? Это русское название: в отечественном текстиле узор приобрёл форму огурца, а поскольку Восток у нас ассоциировался всегда с Турцией, то получился такой симбиоз.
В наши дни мотив турецкого огурца широко используется в дизайне: в интерьере, в узорах на постельном белье, в декоративных подушках, шторах, посуде, облицовочной плитке, обоях, разных аксессуарах и элементах декора (кованых, вязаных, вышитых, расписных и пр.). Кроме этого, огуречные узоры используют в ювелирном деле, кулинарии, татуаже и в маникюрном искусстве, ландшафтном дизайне и пр. «Турецкий боб» не только изображают на предметах, но порой сами предметы повторяют их форму.
Мотивы «Турецкого огурца» в России особенно особой популярностью стали пользоваться в набивных тканях начиная с в 18 века. Павловские и платки, шали, ивановский ситец украшали традиционным красочным набивным орнаментом, демонстрирующий все разнообразие рисунков, богатство сочетания цветочно-растительных и орнаментальных мотивов, смелость в использовании ярких красок, сочность колорита, безудержность фантазии русских мастеров. Огуречные мотивы в узорах вызывают восхищение.
Традиционная палитра турецкого огурца — яркие насыщенные цвета. Благодаря своей универсальности и разнообразию он прекрасно подходит для любого интерьера или предмета.
Существует несколько вариантов композиций
расположения мотива – «огурца». Орнамент
состоит из повторяющихся элементов – капель: в
одном направлении, в зеркальном, или в
произвольном. Оставшееся свободное пространство
заполняется декоративными элементами в
растительном стиле, кругами или различными
графическими элементами.
Внутри капля тоже украшается (рисунок
2)
Познакомившись с изображением узора, состоящего из турецкого огурца, учащиеся, несомненно, откроют для себя новые интересные стороны русского национального орнамента. Вооружившись фантазией, экспериментируя в композиции, цвете, добьются множества новых композиций. Кроме того работа с узорами турецкого огурца, пейсли предоставляет учителю возможность развить художественные навыки, которые в будущих рисунках учащиеся с успехом могут использовать в практике.
Работы учащихся 1, 4, 5 класса