Урок русского языка по теме "Правописание чередующихся гласных а–о в корнях -лаг-/-лож-, -раст-(-ращ-)/-рос-"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Закрепить правописание чередующихся гласных в корнях -лаг-/-лож-,-раст-(-ращ-)/-рос-.
  • Сформировать умение рассуждать при выборе чередующейся гласной в корне.
  • Сформировать умение находить слова с чередованием гласных в корне.

ХОД УРОКА

1. Синтаксический разбор предложения

Туристы проложили тропинку в зарослях шиповника.

2. Опрос правила в парах

3. Диктант с взаимопроверкой

Разложить костёр, рассмотреть приложение, слагать стихи, уложить багаж, располагаться на ночлег, чудесное растение, богатая растительность, росли берёзки, выращенный урожай, газовая отрасль, ростки подснежников.

4. Левую колонку букв прикройте листочком бумаги, а в правую вставьте пропущенные буквы и затем сверьтесь с ответом.

1)  а о о          1) пол..гать         пол..жить       пор..сль
2)  а о о          2) прдл..гать       прил  жить     Р..стов
3)  о а о          3) сл..жить          р..стение        выл..жить
4)  о о а          4) изл..жение     р..сточек         выр..щу
5)  о о о          5) вл..жить         р..сли              отл..жение
6)  о а а          6) ул..жить          сл..гать           подр..сту

5. Распределите слова в два столбика : а) с чередованием А/О в корне, б) с проверяемой гласной.

Росток, положение, слагать, растолкать, растекаться, роскошный, растение, разложить, выращенный, расстегнуть, изложение, роспись, растолковать.

6. Третий лишний! Найдите "лишнее" слово.

1) Р..сток, р..сли, подр..сли.
2) Р..стовщик, р..стить, р..стки.
3) Р..стов, р.сточек, р..стительность.
4) Зар..сли, пор..сль,  возр..ст.
5) Выр..стить, выр..щенный, водор..сль.
6) Отр..сль, выр..щу, р..стение.

7. Используя словосочетания из диктанта, составьте связный текст, орфограммы обозначьте.

8. Домашнее задание: составьте и запишите словосочетания с чередованием гласных в корне (орфограмму пропустите).