Цель урока: на примере сопоставления произведений композитора П. И. Чайковского и художника В.В. Верещагина рассказать о событиях и героях Отечественной войны 1812 года.
Задачи урока:
- Обучающие: формирование умений в работе с музыкальным и художественным текстом и справочной литературой. Развитие самостоятельного мышления, умения анализировать, объяснять, выделять главное.
- Развивающие: развитие навыков владения устной и письменной речью. Расширение кругозора и познавательных интересов с помощью культурного наследия.
- Воспитывающие: формирование потребности в познавательной и просветительской деятельности. Воспитание коммуникативной культуры через взаимодействие и сотрудничество.
Вид урока: семинар.
Форма урока: интегрированный урок.
Форма деятельности: выступления, дискуссия, представление презентаций и видеоклипов, слушание музыки.
Музыкальный материал: П. И. Чайковский “Торжественная увертюра “1812 год”.
Материально-техническое обеспечение урока: компьютер, проектор, демонстрационный экран, электронные дидактические материалы.
Ход урока
Организационный момент
Проведению семинара предшествует подготовка к нему. Разделившись на группы (докладчики по теме, техники – создатели медиа продуктов, аналитики и оппоненты), ученики выполняют опережающее задание: на основе изученного и проработанного учебного и дополнительного материала подготовить доклады, рефераты, аналитические справки и медиа продукцию. Дать определение словам “Родина”, “Патриот”, “Герой” (составить синквейн). Подобрать и прочитать стихи, посвященные событиям 1812 года.
I. Введение
Слайд 1 –2
Учитель: Дорогие ребята! Тема урока – семинара посвящена событиям войны 1812 года, двухсотлетие которой недавно отмечала наша страна. Отечественная война повлияла на духовную жизнь России, общественное сознание, а также на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство. Празднование двухсотлетнего юбилея всколыхнуло общество. Интернет сайты, телепередачи, публикации, исторические реконструкции с документальной точностью воспроизводят героическую эпоху. Вместе с тем некоторые современные отечественные и зарубежные историки пытаются зачеркнуть героическое прошлое и переписать историю в угоду заинтересованных лиц. В наше время очень важно знать историю родной страны и бережно относиться к прошлому.
II. Основная часть
Слайд 3
Во все времена богатыри и воины земли русской совершали подвиги во славу Родины. Их воспевали в былинах и русских народных песнях, им посвящены картины художников и стихи поэтов, русские композиторы в своих произведениях прославляют героев Отчизны.
Слайд 4 – 5
Что такое Родина? Какая она? Почему человек защищает свою Родину? Каждый ли способен на героический поступок? Не раз каждый из нас задавал себе такой вопрос. Давайте вместе порассуждаем и ответим на эти вопросы.
Рассуждения учеников: Родина – это место, где родился человек. Большая родина – это государство, где мы живем, малая родина – его любимый и родной город, для нас - это Самара. Родина это наша отчизна, отчий дом для всех. Каждый из нас с детства любит свою страну и свой отчий дом.
Учитель: Чувство любви к Родине, героизм и патриотизм присуще всем людям? Если ты не воин, как тогда ты можешь проявить подобные чувства? Дети высказывают свое мнение.
Во время домашней подготовки у вас была возможность поразмышлять и записать свои мысли, в виде синквейна, дав определение словам “Родина”, “Патриот”, “Герой”.
Вы долгое время работали в трех творческих группах, готовясь к семинару. Объединитесь сейчас вновь. Сравните и обсудите собственные синквейны, а затем прочтите совместно получившийся вариант.
Слайд 6
Скажите, пожалуйста, что общего вы находите в определениях? (рассуждения детей) Ребята, вы обратили внимание, что во всех трех синквейнах встречаются слова “Родина” и “любит”, давайте вместе сформулируем качества, присущие сынам России. Записываем на доске общие мысли.
Учитель: Подходят ли людям, вставшим на защиту России в 1812 году данные определения? Как вы объясните русскую поговорку “Не родился тот на свете, кто бы русских победил”? Приведите примеры? (рассуждения детей) Давайте послушаем сообщение о тех событиях.
Слайд 7
Докладчики об исторических событиях и фактах (информация №1 для учителя в Приложении).
Учитель: Очень часто, одни и те же события трактуются по - разному, а исторические факты искажаются. Например: еще живы ветераны ВОВ, а некоторые современные историки пытаются зачеркнуть их подвиги, переписать историю в угоду заинтересованных лиц. Были ли подобные искажения, непонимания или другие суждения о войне 1812 года?
Слайд 8
Тезисы и выступление оппонентов
Проведение дискуссии по вопросам оппонентов, поиск истины. Подытоживает дискуссию учитель (информация №2 для учителя в Приложении).
Учитель: Где и как узнать правду истории? (научные источники, воспоминания очевидцев и т. д.) Скажите, пожалуйста, а произведения искусств могут быть носителями правды или это лишь художественные вымыслы? (рассуждения детей)
Слайд 9 – 20
Презентация учителя о В.В. Верещагине и цикле его картин “1812 год. Наполеон в России”
Учитель: Картины Верещагина и его комментарии к картинам потрясают своей правдивостью, достоверностью и эмоциональностью. Художник изобразил
картины боя, воспел подвиги народа – солдат, крестьян, казаков. Но самое главное, Верещагин развенчал миф о Наполеоне – великом полководце и герое-освободителе всех народов. Картины художника тому подтверждение. Расстрел мирного населения, разорение храмов, превращение их в стойло или спальню, сжигание икон… какие можно подобрать слова к таким подвигам “героя”? Это дикость и варварство.
Выступление аналитиков: История создания серии картин “1812 год”, сюжет, герои, место произведения в творчестве автора и мировой культуре, судьба произведения, отношение автора (информация №3 для учителя в Приложении).
Слайд 21 – 23
Учитель: Не только картины В. Верещагина, но и личность автора впечатляет зрителей. Признанный художник, ненавидящий войну и рассказавший всему миру об ее ужасах. И в тоже время воин, защитник Родины, погибший за нее.
В начале урока вы из трех синквейнов составили определение: “Человек, любящий свою прекрасную и любимую Родину. Он созидатель, живущий во благо своей Родины. Отдает жизнь за Родину. Такого человека называют героем, патриотом, гражданином, сыном России”. Совпадает ли с этим определением личность В. В. Верещагина? (высказывания и аргументы детей)
Слайд 24 – 25
Учитель: Современником В. В. Верещагина был гениальный русский композитор П. И. Чайковский. Он сочинил Торжественную увертюру “1812 год”, посвященную событиям, о которых мы сейчас говорили. На предыдущих уроках мы с вами изучали жизненный и творческий путь композитора.
Скажите, пожалуйста, определение - “Человек, любящий свою прекрасную и любимую Родину. Он созидатель, живущий во благо своей Родины. Отдает жизнь за Родину. Такого человека называют героем, патриотом, гражданином, сыном России”, - совпадает с личностью Чайковского? Кто-то из детей заметит, что Чайковский не погиб за Родину. Разбираем предложение: “Отдает жизнь за Родину”. Необходимо подвести детей к мысли, что для выдающихся деятелей культуры, жизнь и творчество неразделимы. Давайте заменим слово “жизнь” на слово “творчество”. “Отдает творчество для Родины” - подходит это выражение к деятельности Чайковского? (рассуждения и примеры детей)
Слайд 26 – 32
Презентация учителя о “Торжественной увертюре “1812 год” П. И. Чайковского”
Выступление аналитиков: рассказ о программности увертюры и ее сюжетом развитии
(информация №4 для учителя в Приложении).
Слшание музыки: “Торжественная увертюра “1812 год” П. И. Чайковского”.
Вывод аналитиков: Музыка Чайковского ярко и зримо передает и чувства людей и оттенки состояний: растерянность и гнев (когда враг пересек границу России и во всех церквях и храмах объявили об этом); сосредоточенность, мужественность, (сопротивление врагу); смелость, решимость, удаль, героизм (главное сражение под Бородино); ликование народа и прославление героев (Родина спасена). Образ врага проходит свои этапы развития. Марсельеза, олицетворяющая наполеоновскую армию, звучит сначала уверенно, бодро и решительно, но затем растворяется в верхних регистрах - зло побеждено.
Война – страшное событие. Она проверяет людей на прочность. Защитникам Отечества - слава! Слушая увертюру, как бы становишься очевидцем происходивших событий. В музыке увертюры переданы основные этапы войны 1812 года: начало войны – Бородинское сражение - отступление врага – победа. Музыка Чайковского рассказывает об исторических событиях, позволяет эмоционально пережить их и лучше понять. Помогает сохранять память о предках, их героических подвигах.
Слайд 33 – 35
Учитель: Художники, поэты, композиторы вносят свою лепту, свой творческий труд во благо Родины. Очень часто памятники культуры способствуют в поиске истины и часто являются доказательством истины.
События и героизм народа в войне 1812 года запечатлены во многих произведениях русской культуры, в том числе и в литературе. В Санкт-Петербурге в центре Дворцовой площади, стоит устремленная ввысь Александровская колонна, установленная в честь победы над Наполеоном. В здании Зимнего дворца расположена портретная галерея героев Отечественной войны. По величайшей эпопеи того времени, запечатленной в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, были созданы опера “Война и мир” С. С. Прокофьева и одноименный фильм С. Ф. Бондарчука.
Памятник М. И. Кутузову и героям войны 1812 года расположенный перед зданием музея - панорамы “Бородинская битва”, создал скульптор Н. Томский. Бородинское сражение стало одним из самых кровопролитных сражений XIX века и всех, бывших до него. По самым скромным оценкам совокупных потерь, каждый час на поле погибало 2500 человек. Некоторые дивизии потеряли до 80 % состава!
Слайд 36
Учитель: В славную летопись героических подвигов и доблестных дел внесли и жители нашего края. Д. Давыдов написал статьи о А. В. Суворове, М. Ф. Каменском, Я. П. Кульневе, Н. Н. Раевском и других героях России. У него консультировались писатель Вальтер Скотт и историк М. Н. Загоскин.
Поэт выступал против малейшего искажения истории Отечественной войны, так как, уже тогда за границей, особенно во Франции, стало распространяться мнение о якобы случайной победе русских над армией Наполеона. Давыдов придавал большое значение своим военным запискам, в которых утверждал истинный взгляд на события 1812 года и объяснял настоящую причину победы, заключенную в силе русского патриотизма.
Слайд 37
Учитель: Наш урок подходит к концу. Каждый из вас, наверное, нашел ответы на вопросы, прозвучавшие в начале урока (слайд 4, высказывания детей).
Слайд 38
Давайте вместе прочитаем мысли выдающихся людей о Родине. Выберите, пожалуйста, понравившееся из прочитанных высказываний и прокомментируйте его. Так кого же мы называем патриотом, сыном России?
Слайд 39
В заключение, давайте посмотрим видеоклипы, созданные вами и посвященные героям войны 1812 года.
Просмотр видеоклипа: “Героям войны 1812 года посвящается”.
III. Заключение
Подведение учащихся к выводу по теме урока, обсуждение выступлений, высказывание каждого участника семинара об уроке.
Вывод:
Учитель: О жизни наших предков и их подвигах рассказывают не только документальные источники, но и памятники отечественной культуры. Произведения композитора Чайковского и художника Верещагина натолкнули нас на размышления о войнах, амбициях, героизме, патриотизме.
Во всем мировом изобразительном искусстве нет столь правдивого по документальной обоснованности, глубокого по содержанию, широкого по охвату и эмоционально страстного произведения, как серия картин Верещагина о событиях Отечественной войны.
Благодаря таким произведениям, как Торжественная увертюра “1812 год” П. И. Чайковского и серия картин В. В. Верещагина, происходит познание и сохранение памяти о российской истории и рождается гордость за людей, которые защищали, берегли свою Родину и были преданы России.
Рефлексия:
• Понравилась ли вам такая форма урока (семинар)?
• Расскажите об этапах и видах деятельности в процессе подготовки к семинару.
• Что было сложнее всего, а что не составило труда?
• Чего достигли, а что не удалось?
• Назовите источники информации.
• Пригодится ли вам информация, полученная на уроке и в процессе подготовки?
Домашнее задание:
• Эссе “России верные сыны”;
• Продумать пожелания по проведению следующих уроков – семинаров;
• Ответить письменно на вопросы анкеты (из раздела Рефлексия).
Завершение урока - благодарность, прощание.