Форма урока: урок-путешествие по страницам Библейской истории.
Цель занятия: анализируя Библейские события, дети должны извлечь уроки из прошлого, что происходило с людьми, если они исполняли волю Божию, какие бедствия и несчастья постигали людей, при нарушении заповедей, данных Богом.
Задачи:
- Обобщить полученные знания о жизни первых людей в раю, грехопадении и его последствиях, отразившихся на последующих поколениях людей;
- Развивать умение анализировать ситуацию и самостоятельно делать выводы;
- Создать у детей ощущение успешно завешённой познавательной работы и пробудить их дальнейший интерес к изучению ОПК. Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Оборудование: мультимедийный
проектор, ноутбук, презентация слайдов,
фрагменты аудиозаписи классической музыки,
музыкальный центр,
раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Приветствие. Сообщение темы занятия.
Учитель: Нас ждёт с вами необычный
урок (Презентация. Слайд
№1) мы отправляемся с вами в путешествие на
машине времени в прошлое, где станем
очевидцами тех событий, о которых мы с вами
говорили в течении нескольких уроков(Слайд №
2) . Мы должны с вами вспомнить не только
само событие, его участников, но мы должны также
уметь проанализировать его и привести из
далёкого прошлого свод правил Благочестия для
всех наших современников, потому что мы знаем,
что человек, не знающий своего прошлого, не может
жить счастливо в настоящем.
(Слайд №3) А Библия является кладезем
духовной мудрости, из которого люди черпают
жизненно важные знания на протяжении нескольких
тысячелетий.
Итак, мы с вами садимся поудобнее, закрываем
глаза, и вот мы в пути.
II. Повторение с сообщением нового материала
1. Повторение изученного материала
Где это мы? (Слайд №4) Какие
красивая природа перед нашим взором? Да,
несомненно, вы правы мы в Эдемском саду. Рай –
дивное творение Бога, но венец Божественного
творчества– это человек. Адам и Ева – первые
люди, сотворенные Богом. Что мы знаем о них? Как
они жили в Раю? (Слайд №5)
Ученик: Жизнь людей в раю была исполнена
радости и любви. Совесть их была спокойна, сердце
было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни
болезней, ни смерти. Питались
они плодами райских деревьев. Бог являлся им раю видимым образом, как Отец детям, сообщал им всё нужное. И была в раю во всём воля Божия и Божий порядок.
2. Эвристическая беседа с учащимися
Учитель: В чем заключалась воля
Божия для Адама? Какую заповедь Господь дал
первым людям?
Ученик: Наполнять землю своими
детьми, чтобы умножался род человеческий,
обладать землёю, хранить и возделывать её и
владычествовать над всеми животными.
Ученик: Первая заповедь – заповедь
послушания, Господь Бог позволил Адаму
пользоваться всем в раю, повелев воздерживаться
только от одного – древа познания добра и зла.
Учитель: Свобода человека– это
испытание его любви и благодарности Творцу.
Давайте, посмотрим, что же произошло дальше.
(Слайд №6) Ева вкусила плод с древа
познания добра и зла, и дала вкусить его Адаму
Ученик:. Потом они стали оправдываться перед
Господом, обвиняя друг друга, а потом и Самого
Господа.
Учитель: (Слайд №7) Изгоняя,
Адама и Еву из рая, Господь не оставил их без
утешения. Он дал обетование, которое должно было
их поддерживать в дни последующих испытаний и
невзгод. Господь обещает людям, что от жены
родится Спаситель, который сокрушит главу змия и
примирит человека с Богом. Это обещание Божие о
пришествии Спасителя давало великое утешение .
Раскаялись ли Адам и Ева?
Ученик: Да, Адам и Ева глубоко
раскаялись в том, что ослушались Бога., и до конца
своих дней испрашивали у Бога прощение за
содеянное.
Учитель: (Слайд №8) Теперь,
Адам находится в числе праотцев– ветхозаветных
святых, почитаемых церковью как исполнителей
воли Божией.
Чему нас учит история Адама и Евы?
3. Коллективная работа учащихся по выведению правил
Ученик: Бог для Адама и Евы – Отец,
именно через Него они вошли в этот мир. Бог любил
Адама и Еву и желал им только добра. (Слайд №9)
Мы входим в мир через наших родителей. Нам надо
слушаться родителей, т.к. у них больше жизненного
опыта. Они желают нам только добра, и как могут
пытаются уберечь нас от бед.
Учитель: Родители часто ставят нам
запреты, нарушение которых может привести к
непоправимой беде. Нередко ребёнок, не понимая
этого, обижается и злится. Но именно в
послушании родителям заключается защита от
многих несчастий.
Ученик: Эта история учит нас тому,
что надо осторожно относиться к советам
незнакомых людей, и прежде чем принять решение
нужно обязательно посоветоваться с родителями.
Ученик: Человек не должен стремиться к
преждевременным знаниям, всегда помня пословицу:
« Всему своё время».
Учитель: А если некому дать совет, то
кого надо слушаться? Совесть – это есть голос
Божий. Итак, ребята, помним наше основное
задание, мы должны составить правила для наших
современных детей, которые вы будете передавать
из поколения в поколение. (Слайд №10)
1) Слушайся родителей, и убережёшь себя от всякого зла;
2) Не злись, если тебе делают замечание, немного позже, ты поймёшь, что это полезно тебе;
3) Испрашивай совета у родителей, а не у посторонних людей, если спросить совета не у кого, то слушай голос совести, она непременно подскажет тебе, как себя вести в той или иной ситуации.
4) Не стремись к преждевременным знаниям, ты узнаешь всё в своё время.
Мы с вами перелистываем следующую страницу Библии (Слайд №11), и читаем.
4. Коллективное чтение отрывка из книги «Бытие» Ветхого Завета с обсуждением в ходе чтения
1 У Адама и Евы родился сын Каин, и сказала:
приобрела я человека от Господа.
2 И еще родила брата его, Авеля. И был Авель
пастырь овец, а Каин был земледелец.
3 Спустя несколько времени, Каин принес от
плодов земли дар Господу,
4 и Авель также принес от первородных стада
своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и
на дар его, (Слайд №12)
5 а на Каина и на дар его не призрел.
Учитель: Давайте поразмышляем над этим отрывком из Библии? Почему Господь не принял жертву Каина?
Ученик: Этим Господь показал, что
обращает внимание не столько на наши жертвы(
добрые дела), сколько на наше внутреннее
расположение: с каким сердцем мы их совершаем.
Каин сильно огорчился, и поникло лице его.
6 И сказал Господь Каину: почему ты
огорчился? и отчего поникло лице твое?
7 если делаешь доброе, то не поднимаешь ли
лица? а если не делаешь доброго, то у дверей
грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты
господствуй над ним.
Учитель: Как вы думаете, о каких дверях
идёт речь?
Ученик: Конечно, о дверях в наше
сердце. Господь Сам лично сказал Каину, что
нельзя зло пускать в сердце. Не зло должно
господствовать над человеком, а человек над злом.
8 И сказал Каин Авелю, брату своему. И когда
они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата
своего, и убил его. (Слайд №13)
Учитель: Какое злое чувство Каин пустил
в свое сердце?
Ученик: Зависть. Вместо того, чтобы
порадоваться за Авеля и подумать почему Господь
не принял его жертву. Каин задумал злое – убил
своего брата.
9 И сказал Господь Каину: где Авель, брат
твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату
моему?
Учитель: Что вы услышали в ответе Каина?
Ученик: Ложь, дерзость, бесстыдство.
10 И сказал: что ты сделал? голос крови брата
твоего вопиет ко Мне от земли;
11 и ныне проклят ты от земли, которая
отверзла уста свои принять кровь брата твоего от
руки твоей;
12 когда ты будешь возделывать землю, она не
станет более давать силы своей для тебя; ты
будешь изгнанником и скитальцем на земле.
13 И сказал Каин Господу: наказание мое
больше, нежели снести можно;
14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли,
и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и
скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со
мною, убьет меня.
15 И сказал ему Господь: за то всякому, кто
убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь
Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним,
не убил его.
Учитель: Почему Господь так сказал?
Ученик: Этим Господь показал, что люди
не должны сами чинить друг над другом расправу. В
Библии Господь говорит: « У меня отмщение и
воздаяние».
Учитель: Как вы понимаете эти слова?
Ученик: Человек не должен впускать в
свое сердце чувство мести. Только Господь, как
любящий Отец, может наказывать за грехи.
Учитель: Чему научила нас
история Каина и Авеля?
Ученик: Никогда ни кому не
завидовать, и если у кого-то что-то лучше
получается, не надо затаивать злобу.
Учитель: Как можно справиться с
чувством зависти?
Ученик: Причину своих неудач
необходимо искать в самом себе: смотреть в свое
сердце и всегда помнить, что именно зависть
явилась причиной падения любимого ангела Божия
Денницы, и причиной первого братоубийства.
(Слайд №14)
Итак, правила:
5) Не завидуй, а радуйся счастью ближнего твоего.
6) Если у тебя что-то не получается, ищи причину своих неудач в самом себе.
7) Не мсти.
8) Учись владеть своими чувствами и желаниями, старайся искоренить зло в своём сердце.
Учитель: Перелистываем следующую страницу. Рассматривая иллюстрации, вспомним о событиях до потопа и после. (Слайд №15)
5. Рассказ с опорой на слайд
Ученики рассказывают о событиях связанных с потопом с опорой на слайды. (Слайды № 16, 17, 18, 19)
Учитель: Какое свидетельство нам
осталось в память об этом назидательном событии
из истории?
Ученик: Ковчег на горе Арарат. (Слайд
№20)
Учитель: Ребята, я хочу предложить вам
небольшой тест: (Приложение №2)
6. Проверка знаний, тестирование
Учитель: Проверка тестирования (дети
зачитывают предложение с правильным ответом).
Учитель: Итак, ребята, какие уроки мы
можем извлечь из этой истории.
Ученик: У человека есть – два
пути: к добру и к злу. Право выбора остаётся за
ним. Выбирая между добром и злом, человек
должен помнить, что зло рано или поздно будет
наказано, а добро вознаграждено. Зло – это дорога
в погибель. А добро путь к спасению.
Учитель: Давайте, выведем правила
для нас с вами: (Слайд №21).
9) У человека свободная воля – право выбора между добром и злом всегда остаётся за человеком.
10) Зло ни когда не преуспеет, добро же всегда вознаграждается.
Учитель: На следующей странице перед нами предстаёт такая картина (Слайд №22). Объясните её.
Ученики рассказывают о том, что случилось в семье Ноя после потопа.
Учитель: Чему учит нас эта история
между Ноем и Хамом? (Слайд №23).
Ученик: Господь позднее дал
заповедь через Моисея «Почитай отца и мать твою,
и долголетен будешь на земле».
Учитель: Очень сильно благословение
родителей, хотя проклятье родителей несёт
большую силу. (Слайд №24). Много примеров не
почитания родителей, взрослых, учителей в
наши дни, ни для кого не секрет как некоторые
дети позволяют себе по хамски обращаться со
своими родителями, учителями. И возмездие
приходит скоро, долго ждать не приходится. Один
священник рассказывал о своих одноклассниках –
их было три человека, для которых не было ничего
святого, могли поднять руку не только на
родителей, но даже и на учителей. И буквально,
через 5-6 лет один умер от СПИДа, ноги его сгнивали
заживо, другого убили, третий скитается по
психическим больницам.
7. Эвристическая беседа
Учитель: И ещё урок мы можем
извлечь из этой истории. Ответьте на вопрос: «Когда
человек от чего-то отворачивается?» (Слайд
№25).
Ученик: Когда он чего-то не хочет видеть,
например, что-то неприятное или страшное.
Учитель: А почему хочет закрыться от
этого?
Ученик: Т.к. этот неприятный или
страшный образ может вновь и вновь возвращаться
к человеку. Например, детям, которые любят
смотреть фильмы ужасов, часто снятся кошмары.
Учитель: Чтобы худые образы не
возникали в голове, человек не должен впускать их
в себя. Например, человек не знает бранных
слов и в мыслях они у него не всплывут. Поэтому мы
должны хранить свой разум от непристойных
образов как видимых, так и словесных. В противном
случае эти худые образы будут, как мусор засорять
наше сознание. А что мы можем отнести к видимым и
словесным образам.
(Ответы детей: фильмы и компьютерные игры с драками и убийствами, непристойные картинки, бранные слова….)
Итак, делаем выводы: (Слайд №26).
11) Почитай родителей, старших, учителей, да благо тебе будет.
12) Помогай родителям, предупреждая их во всём.
13) Храни свой ум и чувства от всякой мерзости, не засоряй своё сознание худыми образами.
Учитель: И мы уже на следующей странице Библии. Мы видим Вавилонскую башню. (Слайд №27).Вспомним, что это за сооружение.
Ученики рассказывают о создании Вавилонской башни. (Слайд №28).
Учитель: Какое положительное значение
имело рассеяние людей по земле?
Ученик: Люди разошлись по всей земле.
Учитель: Люди разошлись по земле, и
память их стала затемняться. Они забывали
предания предков. И вместе с ними истинного Бога. Что
было причиной удаления от Бога?
Ученик: Грехи.
Учитель: Праведников, хранивших
истинную веру, становилось всё меньше и меньше, а
кругом были трудности, опасности, непонятные
вещи. Людям был нужен видимый Бог, который всегда
рядом, Они стали почитать предметы, ( солнце, луну,
воду) и поклоняться им. Такие изображения
называются идолами и кумирами. На земле вместо
Богопочитания распространилось идолопоклонство
или язычество. (Слайд №29).
Учитель: Как вы думаете, существует ли
идолопоклонство в современном мире? (Ответы
детей) (Слайд №30).
Учитель: Кого сегодня люди называют
кумирами? Как они им поклоняются? ( Ответы
детей)
Учитель: Существуют ли в нашей жизни
предметы почитания, которым поклонялись
язычники? Что такое астрология? ( Ответы детей)
(Слайд №31).
Учитель: Что такое суеверие? Нужно ли
бояться чёрной кошки? ( Ответы детей) Ваши
заявки на правила: (Слайд №32).
14) Помни, что гордым Бог противится: не гордись ничем.
15) не сотвори себе кумира, не покланяйся творениям рук человеческих.
Учитель: И теперь посмотрите,
где мы находимся…Мамврийская дубрава. Что это за
гостеприимный хозяин, который встречает всех
людей и приглашает в дом свой. (Слайд №33).
Ученик: Авраам.
Учитель: (Слайд №34).Господь
среди языческого народа избирает крепкого духом
и верой патриарха Авраама, а в его лице и весь
еврейский народ. И повелевает ему пойти в землю
Ханаанскую, которая будет впоследствии
принадлежать Аврааму и его народу. Когда Авраам
пришёл туда, то устроил там жертвенник и принёс
Богу благодарственную жертву. После этого земля
Ханаанская стала называться землёй обетованной,
т.е. Обещанной т.к. Бог обещал её Аврааму и его
потомству.
Перед нами икона Андрея Рублёва «Троица»
(Слайд №35). Опишите те события, которые
представлены на иконе.
Ученики рассказывают историю про встречу
Авраама со Святой Троицей.
Учитель: Каким образом Авраам сумел
доказать, что он действительно верен Богу?
Ученик: (Слайд №36) Он не пожалел
своего единственного сына, когда Господь
приказал принести его в жертву. Но видя
непоколебимость Авраама, ангел Господень
остановил его.
Учитель: Давайте прочтём правила:
(Слайд №37)
16) будь добродетельным, гостеприимным, страннолюбивым.
17) имей твердую веру в Бога, как Авраам, и Господь не оставит тебя в тяжёлой ситуации.
У нас получился довольно обширный свод правил Благочестия, давайте прочтём его полностью. (Слайд №38)
III. Подведение итогов.
Мы славно потрудились, вспомнили и
проанализировали почти все события из книги
Библии «Бытие», чтобы у вас сохранилась память об
этом уроке, каждый в конце занятия получит свод
правил, который пусть послужит руководством ко
всей вашей жизни.
Домашнее задание к следующему уроку будет такое:
нарисовать рисунок к самому запомнившемуся
фрагменту из Ветхого Завета и подобрать к нему
правило.
Давайте прочтём стихотворение «Святая Троица».
(Слайд №39)
В образе трёх странников, увидев Авраам
У дуба Тя Мамврийского, о Троица Святая,
Навстречу поспешив, упал к твоим ногам,
«Не мимоидите его»,– смиренно умоляя;
Странноприимству в дар услышал от Тебя
Он обещание желанного дитя!
О Троице! Услышь и наш молебный глас:
И милостью воззрев, не мимоиди нас,
И храм душевный наш убогий посети,
И свет померкший в нем, Собою просвети,
И пламенем любви Божественной согрей
Сердца, оледеневшие под бременем страстей;
Да принесём и мы священные плоды
Любви к Тебе святой и веры чистоты!
(Слайд №40)