Урок окружающего мира по теме "Как человек использует свойства воды". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели урока Минимакс
1 линия развития (умение объяснить мир): сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важных свойствах воды: несжимаемости, одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества.
2 линия развития (отношение к миру): научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.
Минимум: свойства воды, выталкивающая сила, текучесть, несжимаемость, способность растворять вещества.

Оборудование: оборудование для опытов по изучению выталкивающей силы воды, плавания дерева и железа, сообщающиеся сосуды, банка с водой и марганцовка, фильтр, шприц.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение к деятельности – Здравствуйте, ребята! Начнем урок ОМ. Сегодня на уроке вы будете выступать в роли исследователей, поэтому я вам хочу пожелать удачи и успехов. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу удачи.
– Отгадайте загадку:

Чего в гору не выкатить,
В решете не унести,
И в руках не удержать?

– Правильно, сегодня на уроке мы будем говорить о воде.

 

 

 

Вода

2. Актуализация и затруднение в индивидуальной деятельности – Давайте мы с вами выясним, а что мы знаем о воде? Что такое вода?

1. Для чего живым организмам нужна вода?
2. В каких состояниях бывает вода?
3. Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?
4. Какие предметы тонут в воде, а какие – нет?

 

– Жидкое вещество
– Для питания, роста.
– В жидком, газообразном, твердом
– Похолодание, понижение темп – замерзание, потепление, повышение темп – испарение.
Гипотезы детей записываются на доске.

3. Постановка учебной задачи – Пока этого не знаем.
– Прочитаем диалог на с. 82. О чем рассуждают наши герои?
– Какой у вас возникает вопрос?
– Попробуйте сформулировать тему урока.

Где и как свойства воды помогают человеку? (Учитель проблемный вопрос записывает на доске)
Тема: «Как человек использует свойства воды»
4. «Открытие» новых знаний. Поиск решений – О каких свойствах воды вы уже знаете?
– Где мы используем эти свойства?
– Как вы думаете это все свойства воды?
– Как нам узнать какими еще свойствами обладает вода?
– Полистайте параграф учебника и скажите, какие ключевые слова вам встретились?
– Как вы думаете, почему эти слова выделены жирным шрифтом?
– Задание по группам. Вы исследовательская лаборатория. Вам необходимо, работая в группе, найти в тексте информацию где и как человек использует свойства воды.

1 группа работает с 82-83 (1 абзац)
2 группа – с.83 (3 абзац)
3 группа – с.83 (4 абзац)
4 группа – с.84
5 группа – с.85 (1 абзац)
6 группа – с.86 (2 абзац и до конца)

– Давайте выясним, что сейчас нужно сделать каждой группе?
– Какие умения вам помогут это сделать?
– Если вы забыли порядок выполнения заданий обратитесь к памятке на с.4

– Нет вкуса, цвета, запаха.

 – В быту, в хозяйстве, для приготовления пищи.
– Нет

– Прочитать в учебнике.

– Все жидкости текучи, выталкивающая сила, закон сообщающихся сосудов, растворитель, несжимаемость, делает погоду.
– Это свойства воды.

 

 

 

– Узнать где и как использует человек свойства воды
Находить информацию в тексте, работать в группе.

5. Физминутка Гимнастика для глаз  
  – Послушаем ваши открытия.
– 1 группа. Выталкивающая сила.

– 2 группа. Закон сообщающихся сосудов.
– 3 группа. Текучесть
Мы считаем, что вода не имеет форму. Но ученый Жозеф Плато доказал, что есть форма всякой жидкости – шар. Но сила тяжести мешает принимать эту форму, и она растекается или принимает форму сосуда.
– 4 группа.  Растворитель

– Все ли вещества растворяются в воде?
– Поэтому воду фильтруют.
– 5 группа. Несжимаемость.

– Благодаря этому свойству тело живых организмов сохраняют форму. (растения)
– 6 группа. Расширяется при нагревании и замерзании.
– Как мы ответим на вопрос урока?

– Это свойство используется при строительстве плотов, сплав по реке, для судоходста, подъем груза со дна. Опыт.
– Фонтан, водопровод. Опыт.

– Действует сила тяжести, которая притягивает воду к земле. Водяное колесо (турбина), водяная мельница, гидроэлектростанция

 

– В жизни стирка, приготовление пищи, медицина. Опыт.
– Нет.

Опыт
– Гидравлический пресс и домкрат. Опыт
– Термометр.
Люди изучили свойства воды и научились применять их в своих целях, изобрели различные механизмы.

6. Применение знаний – Давайте откроем тетради на с.33 и выполним задание 2, 3 вместе  
7. Самостоятельная работа – А задание 4 выполните самостоятельно.
– Сверьте свой ответ с доской.
– Кто хочет оценить свою работу.
Дети выполняют С/р
Дети сверяются с доской.
2-3 человека оценивают свою работу
8. Рефлексия. Итог урока. – Вы получили удовольствие от работы?
– Закончите мое предложение:
Самое интересное задание для меня…
Самое трудное задание для меня… Ты преодолел трудности?
– Дома я предлагаю вам на выбор любое задание из тетради.
– Наш урок окончен. Благодарю всех за работу.