«Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму»
Китайская пословица
За последние 10-15 лет образование претерпело
большие и важные изменения. Быстро развивающийся
в повседневной жизни прогресс вынуждает вносить
коррективы и в такое, казалось бы, консервативное
направление, как образование. Современная школа,
ориентированная на новые стандарты образования,
побуждает педагогов искать и применять на уроках
новые технологии, новые методы, новые подходы.
С другой стороны, большинство специалистов
сходят в том, что и сами дети XXI века имеют свои
особенности, отличаются от предшествующих
поколений.
За последние годы сильно изменилось качество
внешней среды, окружающей ребенка: значительно
повысилась интенсивность ритмов жизни, сильно
увеличился поток информационной насыщенности,
ежедневно обрушивающийся на ребенка. При этом
эмоциональный климат во многих семьях часто
характеризуется повышенной тревожностью и
раздражительностью, а в отношениях детей и
родителей появилось больше дистанцированности,
чем в прежние годы,– у «выжатых» на работе
родителей просто не остается сил, чтобы поиграть,
почитать с детьми.
В результате, многим детям сегодня сложно
строить отношения с людьми, адаптироваться в
коллективе, у них присутствуют повышенная
гиперактивность и тревожность, не редки
проявления агрессии. Школа для ребенка
является центром освоения социума. Поэтому все
эти особенности современному педагогу
приходится учитывать, и решать на уроке не только
образовательные и воспитательные, но и
психологические задачи.
Чтобы создать на уроке благоприятный
эмоциональный фон, комфортную атмосферу,
способствующую раскрепощению и активизации
учеников, раскрытию их творческого потенциала и
индивидуальности, учитель может
использовать определенные методы и технологии,
заимствованные в психологии.
Одним из таких методов является арт-терапия. Арт-терапия –
сегодня считается одним из наиболее мягких, но
эффективных методов, дающих возможность любому
человеку выразить свой внутренний мир через
художественные приёмы и творчество, такие как
рисование, лепка, музыка, актёрское мастерство и
многое другое. Этот метод не имеет ограничений и
противопоказаний, и поэтому часто используется в
педагогике, социальной работе и бизнесе.
Метод арт-терапии:
- Помогает снять эмоциональное напряжение и стресс;
- Развивает творческое мышление и эмоциональный интеллект;
- Позволяет безопасно проявить негативные чувства и проработать их;
- Улучшает внутреннее самочувствие;
Детям часто трудно выразить свои чувства и
эмоции словами, зато они умеют и любят рисовать,
лепить, клеить. Средствами искусства ребенок
может выразить себя: рисовать счастье, лепить
печаль и танцевать настроение… Одной из самых
интересных и простых в исполнении техник
арт-терапии является коллаж. Коллаж (от фр. collage —
приклеивание) — технический приём в изобразительном
искусстве, заключающийся в создании
художественных произведений путем наклеивания
на какую-либо основу предметов и материалов,
отличающихся от основы по цвету и фактуре. Для
изготовления коллажа не требуется никаких
особых навыков, что сразу снимает у детей барьер
неумения, а материалы для работы используются
простейшие – картинки, ткань, бисер, цветная
бумага, бусинки и т.д., всегда имеющиеся в любом
доме.
Так как музыка как вид искусства сама по себе
имеет выразительный и изобразительный аспекты,
воздействует на наши эмоции и воображение, то
техника коллажа органично вплетается в
структуру урока музыки.
Рассмотрим использование данной технологии на
уроке музыки во 2 классе III четверти тема
«Сказка будет впереди. Детский музыкальный
театр. Балет». Знакомство детей с понятием
музыкального театра и балета происходит на
музыкальном материале балета С. Прокофьева
«Золушка». Музыка Прокофьева сама по себе
обладает не только большой выразительностью,
передающей чувства и эмоции героев, но и особой,
ощущаемой изобразительностью, характерной для
всего творчества композитора. Поэтому
применение изобразительного метода – создание
карты эмоций героини в виде коллажа – вполне
закономерный выбор.
Тема урока: «Сказка будет впереди. Детский музыкальный театр. Балет». Это 2-й урок по данной теме в разделе «В музыкальном театре»
Цели и задачи:
- Обучающие:
- знакомство с творчеством С. Прокофьева;
- закрепление понятия балет;
- освоение понятий выразительности и изобразительности в музыке.
- Воспитательные:
- формирование умения работать в коллективе;
- умение принимать решения на основе альтернативных мнений;
- умение идти на компромисс;
- развитие волевых качеств личности;
- умение вести диалог, слушать и слышать товарищей.
- Психологические:
- помочь детям преодолеть застенчивость и неверие в свои силы;
- основываясь на жизненном опыте детей, определить круг эмоций, характерных для переживаний в схожих ситуациях;
- помочь осознать, что негативные переживания не уникальны, они характерны для всех людей, но, они временные и проходящие;
- научить строить свою реальность, раскрыться и принять всё новое в своей жизни.
Материалы и оборудование: листы ватмана, газеты, журналы, открытки, карандаши, фломастеры, клей ПВА, ножницы, CD-проигрыватель, музыкальные записи.
Тип урока: закрепление нового материала.
ХОД УРОКА
– Ребята, на прошлом уроке мы познакомились с
вами с удивительным миром балета. Дорогу в эту
сказочную страну нам показал замечательный
русский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев.
Кто помнит, как назывался его балет? («Золушка»)
Вы хотели бы побывать в этой стране еще разок?
– Да!
– Но путь туда не близок! Чтобы вновь
повстречаться с героями балета «Золушка» нам
придется совершить путешествие на ракете! Вы
готовы? Тогда заводите мотор!
Этап разогрева
Этап разогрева можно сравнить с разминкой, которую проводят спортсмены перед началом соревнований. Задача этого этапа — максимально раскрепостить детей для того, чтобы они могли быть спонтанными в своем самовыражении и реализовать себя наиболее полно.
«Ревущий мотор» – упражнение
«Вы представляете как ревет мотор настоящей ракеты ? «Рррмм!» Сейчас мы попробуем завести его все вместе. Один из вас начинает, произнося «Рррмм!», и быстро поворачивает голову к соседу. Его сосед тут же вступает в гонку и быстро произносит свое «Рррмм!», повернувшись к следующему соседу. Таким образом, «рев мотора» быстро передается по классу, пока не сделает полный оборот. Кто хотел бы начать?»
Упражнение проводится по цепочке, вовлекая всех учеников класса
– Ракета готова к запуску, полет начинается! (Под песню «Космонавт» В. Степанова дети изображают работу двигателя и полет ракеты.)
В темном небе звезды светят
Космонавт летит в ракете.
День летит и ночь летит
И на звезды вниз глядит.
Сверху видит он поля
Реки, горы и моря
Видит он весь шар земной
Шар земной – наш дом родной.
– Стоп. Глушите двигатель. Прилетели! А чтобы нам дали разрешение на посадку на этой планете, мы должны отгадать загадку:
Сказать волшебные слова,
Взмахнуть предметом тем едва:
Цветочки мигом расцветут
Между сугробов там и тут.
А можно дождь наколдовать,
Пирожных сразу штучек пять.
И лимонада, и конфет…
Вы назовите тот предмет! (Волшебная палочка)
– Молодцы! Пропуск получен! (Учитель может показать детям волшебную палочку) Конечно, это волшебная палочка, с помощью которой фея-крестная, совершала свои превращения!
Основной этап – изготовление коллажа
– Ну, а теперь, давайте вкратце вспомним
содержание отрывка из балета, который мы слушали
в прошлый раз – (введение сказки в урок методом
припоминания). Какие моменты там изображены?
Поездки на бал, сцена бала, бой часов, побег с бала
и конец превращений.
– Сейчас мы с вами послушаем отрывок из балета
С.С. Прокофьева «Золушка» еще раз, постарайтесь
определить, какие предметы изображены в музыке?
Прослушивание музыкального отрывка из балета.
Обсуждение. Обычно дети сразу же безошибочно называют изображенные в музыке предметы, можно вспомнить еще предметы, присутствующие в этом отрывке сказки и записать все ответы на доске:
- зал во дворце,
- лестница,
- часы,
- карета,
- лошади,
- платье,
- тыква,
- башмачок,
- дорога и т.д.
– А теперь я поставлю музыку еще раз, а вы подумайте, какие чувства, эмоции испытывала Золушка: по пути на бал, на самом балу, когда услышала бой часов, бежала по лестнице, подъезжала карета, волшебство закончилось и бальное платье превратилось в лохмотья, шла обратно к дому по лесу?
Второе прослушивание музыкального отрывка из балета
Записываем ответы детей на доске:
- надежда,
- воодушевление,
- счастье,
- тревога,
- ужас,
- разочарование,
- печаль,
- уныние и т.д.
– Пробуем соединить нарисованные предметы с определением эмоций и переживаний Золушки, посмотрим, что у нас получится:
- Дорога надежд
- зал воодушевления
- платье счастья
- лошади тревоги
- часы ужаса
- лестница разочарований
- карета печали
- дорога уныния и т.д.
– А теперь нам с вами предстоит удивительная работа: используя все имеющиеся материалы, мы постараемся изобразить Дорогу, которую прошла Золушка!
Изготовление группового коллажа «Карта эмоций Золушки»
– Для начала вы должны подобрать и вырезать из газет, журналов, открыток те предметы, которые записаны у нас на доске. Может быть, вам захочется вырезать что-то еще, что привлечет ваше внимание и дополнит общую картину. Затем, расположите вырезанные картинки на ватмане, но сразу не приклеивайте! Посмотрите на них, подвигайте, определите лучшее место для каждой. Теперь приклеиваем картинки и подписываем их, в соответствии с эмоциями Золушки (как делали на доске: Дорога надежд ------зал воодушевления и т.д.). Затем рисуем дорогу, соединяющую все эти предметы. А теперь посмотрите на получившуюся картину, может вам хочется добавить чего-то еще на этой Дороге для большей яркости переживаний? Можно приклеить кусочки ткани, меха, бусинки, что-то дорисовать и т.д.
(Работа выполняется коллективно под музыкальное сопровождение)
– Посмотрите, какой большой путь прошла Золушка, и как менялись ее переживания на этом пути!
Этап анализа работы
Проводится путем постановки учителем вопросов на осмысление проделанной работы и получение ответов детей:
– Вам понравился процесс работы?
– А знакомы ли вам такие чувства?
– Когда, при каких обстоятельствах вы испытывали
похожие эмоции?
– Что вы делали, чтобы преодолеть эти состояния?
– Что вы можете посоветовать Золушке, чтобы
помочь поскорее выйти из этого состояния?
– Куда дальше поведет ее эта дорога?
– Что было дальше в сказке, и какие чувства
испытывала при этом Золушка?
Проведя анализ, мы делаем вывод, что
отрицательные эмоции – это только точка на
карте, из нее всегда можно найти выход. Хотим ли
мы надолго задерживаться в точке негативных
эмоций? Мы можем посмотреть, куда нас приведет
дорога, а можем сами выбрать свой путь.
– Ребята, мы познакомились с удивительным
балетом С. Прокофьева. Скажите, вам трудно было
понимать, о чем говорилось в музыке без слов? А
нужны вам были слова для того, чтобы понять, что
чувствует Золушка?
Вот какой замечательный и волшебный мир балета!
Такова замечательная сила музыки! Она может не
только выражать, но и изображать!
Мы еще не раз побываем на этой волшебной планете,
а сейчас нам пора возвращаться. А на прощание мы
споем песню « В мире много сказок» сл. Ю. Энтина,
муз. В. Шаинского и скажем сказке: «До новых
встреч!» – выход из сказки
Используя на этом уроке изобразительный метод арт-терапии – коллаж, мы решаем не только образовательные, но и воспитательные, и психологические задачи:
- показываем выразительные и изобразительные особенности музыки
- объединяем детей в коллективной работе
- обучаем навыкам успешного общения (умение слушать и слышать, выстраивать диалог)
- развиваем коммуникативные навыки
- развиваем умение сопереживать
- основываясь на жизненном опыте детей, определяем круг эмоций, характерных для переживаний в схожих ситуациях
- выясняем, что эти отрицательные эмоции не уникальны, их испытывают все люди
- помогаем осознать, что негативные переживания временные и проходящие
- стимулируем творческую активность
Все это происходит в атмосфере волшебства и сказочности, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность и навыки взаимодействия, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.