Цели урока:
- Создание представления о зиме с использованием изученных произведений, а также на основе восприятия новых произведений искусства.
- Развитие у детей воображения, образного мышления, фантазии. Развитие умения работать в группах.
- Создание положительной мотивации учения. Воспитание любви к природе.
Проектные цели:
- умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;
- умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;
- умение выстроить защитную речь.
Оборудование:
- Презентация на мультимедиа.
- Листы формата А-3.
- Карандаши, фломастеры, ножницы, клей, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Предпроектный этап (вхождение в проектную деятельность)
1. Организационный момент
Чтобы в классе было тихо, Чтоб запомнился урок, Сядьте, дети, так, как будто Тихо падает снежок.
2. Сообщение темы и целей урока
Учитель держит в руках необычный конверт, читает загадку-стихотворение И. Пивоваровой «Письмо».
К нам пришло
Письмо одно,
Было странное оно.
Вместо марок –
Три снежинки,
А конверт –
Из чистой Льдинки,
А письмо не на листке,
А на беленьком
Снежке:*
– Скоро, скоро
К вам примчу,
На метелях
Прилечу,
Запляшу
И закружу
Снегом землю
Наряжу,
И деревья.
И дома... –
И подписано... (Зима). (Презентация. Слайды 2, 3)
– Сегодня на уроке мы будем работать над
проектом, посвященном какой теме? (Зима)
– Так как сейчас у нас урок литературного чтения,
то как вы думаете какие жанры произведений можно
использовать при работе над нашим проектом?
(Слайд 4)
– Запомните: проект – дело, в результате
которого получается продукт. Продуктом может
быть что угодно: стихотворение, рисунки, поделки,
спектакль и многое другое.
– Результатом (продуктом) нашей работы будет
литературная газета. А знание изученных
произведений о зиме поможет вам в создании
этой газеты.
– Для работы над проектом мы должны разделиться
на группы. Вспомним, какую работу в группе делает
редактор, секретарь, художник, защитник проекта?
– Я предлагаю вам вспомнить правила работы в
группе? (Слайд 6). Почему эти правила мы не можем
использовать при работе над проектом? Проговорим
правила при работе в группе, которые помогут
достигнуть результата.
Создание продукта проектной деятельности
3. Основная часть урока
Задание №1
Ребята! Пусть каждая страничка нашей литературной газеты имеет своё название. Вот и мы начнём нашу работу с выбора заголовка. У вас на партах лежат лист А3 и конверты. Откройте конверт под №1,в нем есть несколько вариантов заголовка вашей страницы. Выберите один из них, тот, который вам больше понравился, и картинку с соответствующую вашему заголовку, приклейте заготовки на вашу
Задание №2
Зима в России долгая и снег в разное время
выглядит по-разному. Есть у Сергея Иванова
рассказ«Каким бывает снег?» Писатель наблюдал за
особенностями снега в разные месяцы. Откройте
конверт №2 и возьмите заготовки.
Следующее задание называется – “Снежный
ковер”. У каждой группы будет свой снег. Сначала
вы внимательно прочитаете вслух отрывки из
рассказа и выберите слова, характеризующие снег,
запишите их на снежинки, которые у вас в
конвертах.
Расположите их на листе и приклейте её страницу.
Задание №3
Красота русской зимы воспета многими поэтами. Откроем конверт №3. Но вот беда, что произошло с нашим стихотворением? Оно рассыпалось. Ваша задача собрать стихотворение и приклеить его на свою страничку.
4. Физминутка «Зимний лес»
Мы пришли в наш зимний лес!
Сколько тут вокруг чудес!
Справа березка в наряде стоит
Слева елка на нас глядит.
Вот зайчишка пробежал
От лисы он убежал
Серый волк по лесу рыщет
Он себе добычу ищет
Все мы спрячемся сейчас
Не найдет теперь он нас
Пролетают снегири
Как красивы они
Кругом тишина и покой
Ну и нам пора домой.
Едем обратно на санях и поем песню «Приходила Зимушка».
Задание №4
Для русского народа зима – одно из самых
любимых времён года.
Наблюдая за явлениями природы зимой, народ
определял по ним, какими будут зима, весна, осень
и лето. Народ слагал о зиме пословицы, поговорки,
загадки. Откройте конверт №4 и наклейте на свои
странички пословицы, подходящие по вашей теме.
Задание №5
Наша зимняя страничка тоже не может обойтись
без зимнего рисунка. Я предлагаю вам
почувствовать себя юными художниками и немного
порисовать, оформить работу до конца. Трудиться
вы будете под музыку, которая называется
«Сказочная мелодия леса». В ней передаются
восторженные чувства людей, их радость, восторг,
восхищение зимней природой.
Ребята разрисовывают заготовки и украшают свои
работы. Затем работы вывешиваются на доску.
4. Следующий этап нашей работы заключается в том, что вы будете защищать свои проекты по следующему плану (слайд 9).
5. Итог урока. (Слайд 10) Посмотрите на доску и подумайте, на какую из ступенек вы бы определили свою группу в результате работы над проектом.