Работа с текстом как форма подготовки к ЕГЭ

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Без процесса информатизации образования уже невозможно представить современную школу. При удачном и правильном сочетании гуманитарных дисциплин и ИКТ уроки  оказываются очень интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед нами учителями – словесниками, при применении информационных технологий, предполагают работу с текстом, с художественным словом. Необходимо сформировать прочные орфографические, пунктуационные, речевые знания и навыки. Бесспорным помощником в решении этих задач является ИКТ.
На уроках закрепления демонстрация фрагментов с использованием мультимедийного проектора повышает интерес к предмету, экономит время. Удобно проводить контроль ЗУН учащихся с применением тренажера. Использование  ИКТ позволяет дифференцировано подходить к каждому тексту. Сильный ученик выполняет компьютерное задание без подсказки, а менее подготовленный может воспользоваться помощью компьютера.

Применение компьютерных технологий позволяет мне:

  • наполнить уроки новым содержанием;
  • развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащегося;
  • формировать элементы информационной культуры;
  • поддерживать самостоятельность в освоение компьютерных технологий;
  • идти в ногу со временем.

Цели урока:

  • Образовательные:
    • систематизация знаний учащегося о системе языка и речи в процессе работы с текстом;
    • актуализирование умений, сформированных при их изучении.
  • Практические:
    • совершенствование рецептивно-аналитических коммуникативных умений, навыков анализа текста;
    • обучение исследованию текста, наблюдению за его строением; пониманию замысла автора;
    • обучение выделению основного в идейно-художественном своеобразии произведения;
    • рецензирование исходного текста;
    • создание собственного текста;
    • применение знаний, умений по переработке текста в незнакомой ситуации;
    • повышение производительности труда  учителя и учащегося на уроке, увеличить объем использования наглядности на уроке с применением ИКТ.
  • Общепредметные:
    • формирование элементов информационной культуры;
    • поддержание самостоятельности в освоении компьютерных технологий;
    • развитие ключевых компетентностей учащихся:  критического мышления (оценочность, стремление к выбору точки зрения, позиции)
    • развитие уменияя самостоятельно воспроизводить полученные знания, работать с текстовыми материалами.

Технология обучения: развивающая технология обучения, развитие критического мышления.

Тип урока: урок-практикум.

Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.

Технические средства: мультимедийная установка, персональные компьютеры.

Предполагаемые результаты:

  • Формирование языковой компетентности:
    • расширение знаний о системе языка и речи;
    • закрепление навыков анализа текста.
  • Формирование коммуникативной компетенции:
    • обучение умению рецензировать текст, создавая собственный текст.
  • Формирование правильной, литературной речи учащихся.
  • Формирование информационной культуры:
    • закреплять навыки работы учащихся с ИКТ.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.Вступительное слово учителя

Продолжаем нашу подготовку к ЕГЭ. Сегодня – урок-практикум по теме «Работа с текстом как форма подготовки к ЕГЭ».

2. Систематизация знаний о системе языка и речи (подготовка к работе с текстом)

Какие знания о системе языка и речи нам нужны, чтобы справиться с сочинением-рассуждением(поле С)?

Предполагаемый результат:

Умение: анализировать текст (определить тему, проблему, основную мысль, авторскую позицию, изобразительно-выразительные средства, стиль, тип речи).
Излагать текст сжато, подробно, писать творческую часть, излагать свои мысли правильно, грамотно. Это и будут цели нашего урока.
– Проверьте себя.
Перед вами кластер «Работа с текстом как форма подготовки к сочинению-рассуждению». Озвучьте его!
(Кластер – объединение нескольких элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица.) (Приложение  1)

Итак, мы вместе определили цель нашего урока:
Систематизация знаний о системе языка и речи в процессе работы с текстом. А знание  создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически, будем в процессе работы с текстом учиться мыслить критически.

2.1. Что нужно ещё знать, чтобы написать сочинение-рассуждение на «отлично», на 23 б.?

3. Работа над сочинением-рассуждением – это всегда работа с текстом.

Перед вами на мониторе текст. Послушайте его.

Первичное знакомство с текстом. (Приложение  2)

3.1. Кто автор отрывка? Назовите произведение.

Предполагаемый результат: Гоголь Н.В. «Мертвые души»

Учитель: Обращаясь к Гоголю, мы в полной мере осознаем значение его бесценного наследия для нашего времени  и снова, и снова убеждаемся: Гоголь с нами, Гоголь вечен. То, о чем писал Гоголь, актуально и сегодня.

3.2. А о чем этот текст? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова авторская позиция?

Выполняя тестовое задание к тексту, вы должны ответить на эти и другие вопросы. (Приложение 3).

Предполагаемый результат:

Познакомьтесь с критериями оценки. Поставьте себе оценку в таблице электронного теста.

«5»–6 верных ответов;
«4»–4-5 верных ответов;
«3»–3 верных ответов;
«2»1–2 верных ответов.

4. Герменевтический анализ текста

– Итак, текст о лицемерии. Подберите  синонимы к этому слову.

Предполагаемый результат: раболепство, низкопоклонство, лесть, подхалимство, хамелеонство.

Автор говорит о людях, подобных Чичикову, затрагивает проблему двуличности русского человека. Глядя на современную Россию, сложно не согласиться с Гоголем.
Сочинение – рассуждение ставит перед вами творческую речевую задачу, которая предлагает выразить вам свое отношение к поднимаемой проблеме (одно из творческих заданий).
Что значит «выразить свое отношение к поднимаемой проблеме»? Откроем на мониторе  «памятку». Познакомьтесь! (Приложение 4)
Первые три пункта мы определили в текстовом задании. Прокомментирую пятый пункт.
Логические доказательства – логическое умозаключение от частных фактов к общему (выводу). Во-первых…Во-вторых…Итак…
Изобразительные (литературные источники)
Ссылки на авторитет (пословицы, поговорки, высказывание конкретного лица (ученый, писатель)
– На какие литературные источники можно сослаться, приводя аргументы по данной проблеме текста?

Предполагаемый результат: Чичиков, Молчалин, городничий (из «Ревизора»)

Много еще подобных примеров можно отыскать в русской литературе и в жизни. Можно над этим горько посмеяться, а можно просто философски вздохнуть: «Эхе-хе!»

5. Редактирование текста

А сейчас вы попробуете себя в роли экспертов, перед вами на мониторе сочинение, творческая часть учащегося. Пользуясь памяткой, проверьте, верно ли выражено свое отношение к поднимаемой проблеме, проверьте грамотность.
(делайте пометки в тетрадях или подчеркивайте в тексте)
(Приложение  5)

Предполагаемый результат (на мониторе) (Приложение 6)

Ключ:

Речевые – 2
Орфографические – 2
Пунктуационные – 3

Оцените себя:

«5» – 7 найденных ошибок
«4» – 5-6
«3» – 3-4
«2» – ниже 3 найденных ошибок

Наверное, и вам приходилось, к сожалению, наблюдать такие картины, когда человек меняется в зависимости от ситуации. Лицемерит, «прогибается» перед тем, кто сильнее, и это его унижает, несовместимо с чувством собственного достоинства. Так что же нужно, чтобы решить эту проблему?
Чтение стиха Андрея Дементьева «Я ненавижу в людях ложь».

6. Творческая работа по данному тексту

Предлагаю детям использовать оценочные слова и речевое клише. (Приложение  7)

Предполагаемый результат: (Приложение 8)

Рефлексия

По окончании урока учащиеся отвечают на вопросы анкеты:

1. Какую оценку вы поставили бы за урок (учителю, себе)?
2.Какие знания нужны, чтобы создать свою творческую работу по прослушанному (прочитанному) тексту?
3. В чем испытываешь затруднение (из перечисленных знаний)?
4. Что вам дает использование на уроках русского языка ИКТ?

Домашнее задание

Рецензирование друг у друга творческих работ.

Индивидуальное задание: Творческая работа по данному тексту «Вырази свое отношение к поднимаемой проблеме» «О толстых и тонких». Гоголь «Мертвые души».