Пояснительная записка
Без процесса информатизации образования уже
невозможно представить современную школу. При
удачном и правильном сочетании гуманитарных
дисциплин и ИКТ уроки оказываются очень
интересными и для ученика, и для учителя.
Задачи, стоящие перед нами учителями –
словесниками, при применении информационных
технологий, предполагают работу с текстом, с
художественным словом. Необходимо сформировать
прочные орфографические, пунктуационные,
речевые знания и навыки. Бесспорным помощником в
решении этих задач является ИКТ.
На уроках закрепления демонстрация фрагментов с
использованием мультимедийного проектора
повышает интерес к предмету, экономит время.
Удобно проводить контроль ЗУН учащихся с
применением тренажера. Использование ИКТ
позволяет дифференцировано подходить к каждому
тексту. Сильный ученик выполняет компьютерное
задание без подсказки, а менее подготовленный
может воспользоваться помощью компьютера.
Применение компьютерных технологий позволяет мне:
- наполнить уроки новым содержанием;
- развивать творческий подход к окружающему миру, любознательность учащегося;
- формировать элементы информационной культуры;
- поддерживать самостоятельность в освоение компьютерных технологий;
- идти в ногу со временем.
Цели урока:
- Образовательные:
- систематизация знаний учащегося о системе языка и речи в процессе работы с текстом;
- актуализирование умений, сформированных при их изучении.
- Практические:
- совершенствование рецептивно-аналитических коммуникативных умений, навыков анализа текста;
- обучение исследованию текста, наблюдению за его строением; пониманию замысла автора;
- обучение выделению основного в идейно-художественном своеобразии произведения;
- рецензирование исходного текста;
- создание собственного текста;
- применение знаний, умений по переработке текста в незнакомой ситуации;
- повышение производительности труда учителя и учащегося на уроке, увеличить объем использования наглядности на уроке с применением ИКТ.
- Общепредметные:
- формирование элементов информационной культуры;
- поддержание самостоятельности в освоении компьютерных технологий;
- развитие ключевых компетентностей учащихся: критического мышления (оценочность, стремление к выбору точки зрения, позиции)
- развитие уменияя самостоятельно воспроизводить полученные знания, работать с текстовыми материалами.
Технология обучения: развивающая технология обучения, развитие критического мышления.
Тип урока: урок-практикум.
Форма урока: мультимедийный урок с использованием средств современных информационных технологий.
Технические средства: мультимедийная установка, персональные компьютеры.
Предполагаемые результаты:
- Формирование языковой компетентности:
- расширение знаний о системе языка и речи;
- закрепление навыков анализа текста.
- Формирование коммуникативной компетенции:
- обучение умению рецензировать текст, создавая собственный текст.
- Формирование правильной, литературной речи учащихся.
- Формирование информационной культуры:
- закреплять навыки работы учащихся с ИКТ.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.Вступительное слово учителя
Продолжаем нашу подготовку к ЕГЭ. Сегодня – урок-практикум по теме «Работа с текстом как форма подготовки к ЕГЭ».
2. Систематизация знаний о системе языка и речи (подготовка к работе с текстом)
– Какие знания о системе языка и речи нам нужны, чтобы справиться с сочинением-рассуждением(поле С)?
Предполагаемый результат:
Умение: анализировать текст (определить тему,
проблему, основную мысль, авторскую позицию,
изобразительно-выразительные средства, стиль,
тип речи).
Излагать текст сжато, подробно, писать
творческую часть, излагать свои мысли правильно,
грамотно. Это и будут цели нашего урока.
– Проверьте себя.
Перед вами кластер «Работа с текстом как форма
подготовки к сочинению-рассуждению». Озвучьте
его!
(Кластер – объединение нескольких элементов,
которое может рассматриваться как
самостоятельная единица.) (Приложение
1)
Итак, мы вместе определили цель нашего урока:
Систематизация знаний о системе языка и речи в
процессе работы с текстом. А знание создает
мотивировку, без которой человек не может
мыслить критически, будем в процессе работы с
текстом учиться мыслить критически.
2.1. Что нужно ещё знать, чтобы написать сочинение-рассуждение на «отлично», на 23 б.?
3. Работа над сочинением-рассуждением – это всегда работа с текстом.
Перед вами на мониторе текст. Послушайте его.
Первичное знакомство с текстом. (Приложение 2)
3.1. Кто автор отрывка? Назовите произведение.
Предполагаемый результат: Гоголь Н.В. «Мертвые души»
Учитель: Обращаясь к Гоголю, мы в полной мере осознаем значение его бесценного наследия для нашего времени и снова, и снова убеждаемся: Гоголь с нами, Гоголь вечен. То, о чем писал Гоголь, актуально и сегодня.
3.2. А о чем этот текст? Какую проблему поднимает в нем автор? Какова авторская позиция?
Выполняя тестовое задание к тексту, вы должны ответить на эти и другие вопросы. (Приложение 3).
Предполагаемый результат:
Познакомьтесь с критериями оценки. Поставьте себе оценку в таблице электронного теста.
«5»–6 верных ответов;
«4»–4-5 верных ответов;
«3»–3 верных ответов;
«2»1–2 верных ответов.
4. Герменевтический анализ текста
– Итак, текст о лицемерии. Подберите синонимы к этому слову.
Предполагаемый результат: раболепство, низкопоклонство, лесть, подхалимство, хамелеонство.
Автор говорит о людях, подобных Чичикову,
затрагивает проблему двуличности русского
человека. Глядя на современную Россию, сложно не
согласиться с Гоголем.
Сочинение – рассуждение ставит перед вами
творческую речевую задачу, которая предлагает
выразить вам свое отношение к поднимаемой
проблеме (одно из творческих заданий).
Что значит «выразить свое отношение к
поднимаемой проблеме»? Откроем на мониторе
«памятку». Познакомьтесь! (Приложение
4)
Первые три пункта мы определили в текстовом
задании. Прокомментирую пятый пункт.
Логические доказательства – логическое
умозаключение от частных фактов к общему
(выводу). Во-первых…Во-вторых…Итак…
Изобразительные (литературные источники)
Ссылки на авторитет (пословицы, поговорки,
высказывание конкретного лица (ученый, писатель)
– На какие литературные источники можно
сослаться, приводя аргументы по данной проблеме
текста?
Предполагаемый результат: Чичиков, Молчалин, городничий (из «Ревизора»)
Много еще подобных примеров можно отыскать в русской литературе и в жизни. Можно над этим горько посмеяться, а можно просто философски вздохнуть: «Эхе-хе!»
5. Редактирование текста
А сейчас вы попробуете себя в роли экспертов,
перед вами на мониторе сочинение, творческая
часть учащегося. Пользуясь памяткой, проверьте,
верно ли выражено свое отношение к поднимаемой
проблеме, проверьте грамотность.
(делайте пометки в тетрадях или подчеркивайте в
тексте)
(Приложение 5)
Предполагаемый результат (на мониторе) (Приложение 6)
Ключ:
Речевые – 2
Орфографические – 2
Пунктуационные – 3
Оцените себя:
«5» – 7 найденных ошибок
«4» – 5-6
«3» – 3-4
«2» – ниже 3 найденных ошибок
Наверное, и вам приходилось, к сожалению,
наблюдать такие картины, когда человек меняется
в зависимости от ситуации. Лицемерит,
«прогибается» перед тем, кто сильнее, и это его
унижает, несовместимо с чувством собственного
достоинства. Так что же нужно, чтобы решить эту
проблему?
Чтение стиха Андрея Дементьева «Я ненавижу в
людях ложь».
6. Творческая работа по данному тексту
Предлагаю детям использовать оценочные слова и речевое клише. (Приложение 7)
Предполагаемый результат: (Приложение 8)
Рефлексия
По окончании урока учащиеся отвечают на вопросы анкеты:
1. Какую оценку вы поставили бы за урок (учителю,
себе)?
2.Какие знания нужны, чтобы создать свою
творческую работу по прослушанному
(прочитанному) тексту?
3. В чем испытываешь затруднение (из
перечисленных знаний)?
4. Что вам дает использование на уроках русского
языка ИКТ?
Домашнее задание
Рецензирование друг у друга творческих работ.
Индивидуальное задание: Творческая работа по данному тексту «Вырази свое отношение к поднимаемой проблеме» «О толстых и тонких». Гоголь «Мертвые души».