Цель урока:
- обобщить и систематизировать знания о типе речи – описание,
- развивать умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка,
- познакомиться с приемами работы над сочинением – описанием по картине,
- способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения.
На уроке мы развиваем основные учебные компетенции:
- ПРОБЛЕМНУЮ: готовность к решению проблем (структурируют информацию)
- КООПЕРАТИВНУЮ: умение работать в группах, договариваться между собой,
- КОММУНИКАТИВНУЮ: умение представить материал, выступать,
- ИНФОРМАЦИОННУЮ: умение использовать различные источники информации, работать с ними.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели урока.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Описание». На сегодняшнем уроке мы будем исследовать тексты-описания, обобщим все, что уже знаем о типе речи описании, поработаем над теоретическим материалом, посмотрим, как вы знаете и умеете пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка.
Презентация Слайд 1
2. Повторение теории
– Как различаем тексты по типу речи?Слайд 2.
Дайте определение типу речи – описание.Слайд
3.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова К.Г.
Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в
нашем сознании, что нельзя было бы передать
русским словом». И, действительно, нет
предмета, для которого человек не придумал бы
слова, не определил бы словами его свойства и
признаки. Слайд 4.
3. Работа над описанием слова
– Мы часто говорим, что русский язык велик и
могуч, однако при этом наша речь бывает бедна и
невыразительна. Причиной тому – наша лень,
неумение выбрать из множества похожих слов самое
нужное или самое выразительное.
А можно ли описать слово? Например, слово – весна.
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово
«весна»? Слайд 5.
Цвет – (яркий, теплый, солнечный, нежный,
приятный для глаз, согревающий),
Характер – (жизнерадостный, добрый, чистый,
дружелюбный, любящий, радостный, приветливый,
солнечный, теплый).
Запах – (чистый, свежий, зелени)
Звук – (звонкий, но нежный).
4. Обобщение изученного материала
1) Мы попробовали описать слово, а что мы еще
можем описать?
Какие виды описательных текстов вы знаете? (Описывать
можно предметы (вещи, животных, людей), место,
состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди
описаний различают описание места, описание
состояния, описание предмета).Слайд 6
2) Как же должна строиться композиция
сочинения-описания? Какой языковой материал
необходимо использовать, чтобы у нас получилось
художественное описание? Слайд 7
На эти вопросы мы должны ответить сегодня,
исследуя тексты-описания.
3) Дома вы анализировали и структурировали
материал, который нам встречался на уроках.
Сейчас группы будут нам представлять отобранный
материал, а ваша задача – проверить работу
группы и собственные таблицы. (группа
представляет материал. Остальные проверяют)
Проверяем. Слайды 8-9.
5. Работа с текстом
1) Пользуясь таблицей, определите вид описания, докажите свое мнение. Слайд 10.
- Издали, с пригорка, спокойно поглядывают старинные бревенчатые дома. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. Под холмом – ключ.
- С моего балкона видны крыши, еще покрытые снегом, узкие тротуары, утопающие в воде, люди, прыгающие через лужи.
- В лесу тихо. Не шелохнется ни одна веточка. Ни звука.
- В лесу мне встретился необыкновенный пень. Он был огромный, вокруг весь заваленный снегом, а в самом центре, как продолговатое зеркало, синела весенняя лужа.
2) А сейчас давайте поработаем с выданными текстами. Приложение 1,Слайд 11
Что же вы можете о них сказать. Какой вид описания? Почему? (Работа в группах)
Ответы представителей групп.
3) Какого стиля тексты перед нами?
Какова цель художественного описания? (Цель
художественного описания – дать яркое
представление о предмете, передать свое
впечатление о нем, «нарисовать» своими словами.)
Какие средства языка помогут нам в этом? (Изобразительно-выразительные
средства) Назовите их.
Приведите примеры из текстов, с которыми
работали на уроке (по группам).
4) Употребляем ли мы в речи все эти виды
описаний вместе? (Да, например, при описании картины).
Можно ли соединить все предложенные тексты в
один?
Если мы соединим наши тексты, то у нас может
получиться, например, описание картины.
Слайд 12
Картину “Март” создал замечательный русский
художник Исаак Ильич Левитан. “Март” — это
одно из самых радостных произведений Исаака
Левитана. Живописец сумел передать впечатление
первого по-настоящему весеннего дня.
Соединим наши тексты так, чтобы получился
текст-описание картины. В каком порядке лучше их
расположить? Почему? Придумайте и запишите
предложения-связки, необходимые, чтобы
получилось цельное описание. (Ребята работают,
затем зачитывают собственные варианты).
5) Я тоже хочу представить вам возможное соединение этих текстов.
Слайд 13.
На картине Исаака Ильича Левитана «Март»
изображён переходный момент в состоянии
природы (текст №2) Зима ушла и на смену
метелям, холодам пришло тепло.Смотришь вокруг
и чувствуешь дыхание весны. Природа просыпается.
Март – это первый вестник весны. Приветливо
голубеет небо над головой. Во всем чувствуется
оживление и ожидание осенних деньков. Прочитаем
получившийся текст.
Сюжет картины очень прост (Текст № 3) Перед
нами дорога, соединяющая деревню и сосновый
лес.
Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца
деревянного дома. Она дремлет на теплом солнышке.
Справа от крыльца растут стройные молоденькие
березки. За ними – небольшая полянка, а дальше
начинается сосновый лес.
Вот и всё, что мы видим на картине. Но
всмотритесь пристальней, и вы обнаружите
детали, неприметные сначала. (Текст № 1)
Деревья стоят недвижно, отбрасывая на снег
лиловые тени, устремляясь своими вершинами прямо
в небо. Их верхушки словно купаются в
прозрачной, как стекло, небесной синеве.
Белоствольные березы словно светятся на фоне
окружающих сосен. Почти на самой макушке берёзки
виден скворечник. Скоро в нем появятся новые
жильцы.
Писатель К.Г. Паустовский отмечает, что в
картине Март передана «настоящая весенняя
яркость неба над тающими сугробами, жёлтый
солнечный свет и стеклянный блеск талой воды,
капающей с крыльца дощатого дома».
6)Почему части нашего текста лучше соединять именно в такой последовательности?
(Наиболее типичной является следующая структура текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика.)
6. Творческая работа
1) Описывая картину, мы создаем тексты художественного стиля. Мы уже говорили о том, что наша задача – описывая, создать художественный образ, и помогают нам в этомизобразительно- выразительные средства.
2) Давайте подберем нужные слова для описания
еще одной весенней картины. Это картина И.И.
Левитана «Весна. Большая вода». Слайд 14.
– Что изображено на картине? Попробуем
описать состояние окружающей среды.
– Давайте опишем предметы, которые мы видим
на картине: составьте словосочетания и
предложения, употребляя эпитеты, метафоры,
сравнения для описания воды, деревьев, неба.
– Подумайте, какие действия, свойственные живым
существам, приписываются явлениям природы?
(Ребята подбирают эпитеты, метафоры, сравнения) Слайд 15.
7. Заключительное слово
– Мы с вами обобщили все сведения, изученные на уроках по типу речи – описание. Нашли ответы на вопросы нашего урока (Слайд 17) Думаю, вы еще раз убедились в том, что (чтение эпиграфа) Слайд 18.
8. Домашнее задание
Составьте текст-описание по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». (Картину можно посмотреть в Нетшколе в разделе «Домашнее задание» вместе с памяткой (Приложение 2) по написанию текста-описания).