Урок по развитию речи "Тип речи – описание". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цель урока:

  • обобщить и систематизировать знания о типе речи – описание,
  • развивать умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка,
  • познакомиться с приемами работы над сочинением – описанием по картине,
  • способствовать развитию чувства слова и желания создавать свои словесные произведения.

На уроке мы развиваем основные учебные компетенции:

  • ПРОБЛЕМНУЮ: готовность к решению проблем (структурируют информацию)
  • КООПЕРАТИВНУЮ: умение работать в группах, договариваться между собой,
  • КОММУНИКАТИВНУЮ: умение представить материал, выступать,
  • ИНФОРМАЦИОННУЮ: умение использовать различные источники информации, работать с ними.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели урока.

– Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока: «Описание». На сегодняшнем уроке мы будем исследовать тексты-описания, обобщим все, что уже знаем о типе речи описании, поработаем над теоретическим материалом, посмотрим, как вы знаете и умеете пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка.

Презентация Слайд 1

2. Повторение теории

– Как различаем тексты по типу речи?Слайд 2.
Дайте определение типу речи – описание.Слайд 3.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова К.Г. Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом». И, действительно, нет предмета, для которого человек не придумал бы слова, не определил бы словами его свойства и признаки. Слайд 4.

3. Работа над описанием слова

– Мы часто говорим, что русский язык велик и могуч, однако при этом наша речь бывает бедна и невыразительна. Причиной тому – наша лень, неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное или самое выразительное.
А можно ли описать слово? Например, слово – весна.
Скажите, какие ассоциации у вас вызывает слово «весна»? Слайд 5.

Цвет – (яркий, теплый, солнечный, нежный, приятный для глаз, согревающий),
Характер – (жизнерадостный, добрый, чистый, дружелюбный, любящий, радостный, приветливый, солнечный, теплый).
Запах – (чистый, свежий, зелени)
Звук – (звонкий, но нежный).

4. Обобщение изученного материала

1) Мы попробовали описать слово, а что мы еще можем описать?
Какие виды описательных текстов вы знаете? (Описывать можно предметы (вещи, животных, людей), место, состояние (природы, человека) и др. Поэтому среди описаний различают описание места, описание состояния, описание предмета).Слайд 6

2) Как же должна строиться композиция сочинения-описания? Какой языковой материал необходимо использовать, чтобы у нас получилось художественное описание? Слайд 7
На эти вопросы мы должны ответить сегодня, исследуя тексты-описания.

3) Дома вы анализировали и структурировали материал, который нам встречался на уроках. Сейчас группы будут нам представлять отобранный материал, а ваша задача – проверить работу группы и собственные таблицы. (группа представляет материал. Остальные проверяют)
Проверяем. Слайды 8-9.

5. Работа с текстом

1) Пользуясь таблицей, определите вид описания, докажите свое мнение. Слайд 10.

  • Издали, с пригорка, спокойно поглядывают старинные бревенчатые дома. С противоположной стороны подпирает село высокий холм. Под холмом – ключ.
  • С моего балкона видны крыши, еще покрытые снегом, узкие тротуары, утопающие в воде, люди, прыгающие через лужи.
  • В лесу тихо. Не шелохнется ни одна веточка. Ни звука.
  • В лесу мне встретился необыкновенный пень. Он был огромный, вокруг весь заваленный снегом, а в самом центре, как продолговатое зеркало, синела весенняя лужа.

2) А сейчас давайте поработаем с выданными текстами. Приложение 1,Слайд 11

Что же вы можете о них сказать. Какой вид описания? Почему? (Работа в группах)

Ответы представителей групп.

3) Какого стиля тексты перед нами?

Какова цель художественного описания? (Цель художественного описания – дать яркое представление о предмете, передать свое впечатление о нем, «нарисовать» своими словами.)
Какие средства языка помогут нам в этом? (Изобразительно-выразительные средства) Назовите их.
Приведите примеры из текстов, с которыми работали на уроке (по группам).

4) Употребляем ли мы в речи все эти виды описаний вместе? (Да, например, при описании картины).
Можно ли соединить все предложенные тексты в один?
Если мы соединим наши тексты, то у нас может получиться, например, описание картины.
Слайд 12
Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. “Март” — это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня.
Соединим наши тексты так, чтобы получился текст-описание картины. В каком порядке лучше их расположить? Почему? Придумайте и запишите предложения-связки, необходимые, чтобы получилось цельное описание. (Ребята работают, затем зачитывают собственные варианты).

5) Я тоже хочу представить вам возможное соединение этих текстов.

Слайд 13.

На картине Исаака Ильича Левитана «Март» изображён переходный момент в состоянии природы (текст №2) Зима ушла и на смену метелям, холодам пришло тепло.Смотришь вокруг и чувствуешь дыхание весны. Природа просыпается. Март – это первый вестник весны. Приветливо голубеет небо над головой. Во всем чувствуется оживление и ожидание осенних деньков. Прочитаем получившийся текст.
Сюжет картины очень прост (Текст № 3) Перед нами дорога, соединяющая деревню и сосновый лес.
Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома. Она дремлет на теплом солнышке.
Справа от крыльца растут стройные молоденькие березки. За ними – небольшая полянка, а дальше начинается сосновый лес.
Вот и всё, что мы видим на картине. Но всмотритесь пристальней, и вы обнаружите детали, неприметные сначала. (Текст № 1)
Деревья стоят недвижно, отбрасывая на снег лиловые тени, устремляясь своими вершинами прямо в небо. Их верхушки словно купаются в прозрачной, как стекло, небесной синеве.
Белоствольные березы словно светятся на фоне окружающих сосен. Почти на самой макушке берёзки виден скворечник. Скоро в нем появятся новые жильцы.
Писатель К.Г. Паустовский отмечает, что в картине Март передана «настоящая весенняя яркость неба над тающими сугробами, жёлтый солнечный свет и стеклянный блеск талой воды, капающей с крыльца дощатого дома».

6)Почему части нашего текста лучше соединять именно в такой последовательности?

(Наиболее типичной является следующая структура текста-описания. Сначала даётся общая картина окружающего (место, время и т.д.), потом взгляд как бы фокусируется на предмете и даётся его характеристика.)

6. Творческая работа

1) Описывая картину, мы создаем тексты художественного стиля. Мы уже говорили о том, что наша задача – описывая, создать художественный образ, и помогают нам в этомизобразительно- выразительные средства.

2) Давайте подберем нужные слова для описания еще одной весенней картины. Это картина И.И. Левитана «Весна. Большая вода». Слайд 14.
– Что изображено на картине? Попробуем описать состояние окружающей среды.
– Давайте опишем предметы, которые мы видим на картине: составьте словосочетания и предложения, употребляя эпитеты, метафоры, сравнения для описания воды, деревьев, неба.
– Подумайте, какие действия, свойственные живым существам, приписываются явлениям природы?

(Ребята подбирают эпитеты, метафоры, сравнения) Слайд 15.

7. Заключительное слово

– Мы с вами обобщили все сведения, изученные на уроках по типу речи – описание. Нашли ответы на вопросы нашего урока (Слайд 17) Думаю, вы еще раз убедились в том, что (чтение эпиграфа) Слайд 18.

8. Домашнее задание

Составьте текст-описание по картине И.И.Левитана «Весна. Большая вода». (Картину можно посмотреть в Нетшколе в разделе «Домашнее задание» вместе с памяткой (Приложение 2) по написанию текста-описания).

Приложение 3