Основные подходы социально-педагогического сопровождения неблагополучных семей

Разделы: Социальная педагогика


Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. И только разрушив этот очаг относительного жизненного благополучия, мы начинаем по настоящему задумываться о том, где и какие ошибки были допущены, почему не удалось сберечь то, что мы так легко потеряли и вряд ли сможем воссоздать в том же виде. Хотя каждый взрослый человек более или менее отчетливо понимает, что его семейное счастье находится в его руках, очень немногие задумываются о счастье и благополучии воспитывающихся в семье детях, если, конечно, это не касается их собственных чад, да и то не всегда. И последствия подобного отношения к детям незамедлительно сказываются в виде тех или иных отклонений в их поведении и личностном развитии.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразные типы и разновидности семейных союзов. Если при явном семейном неблагополучии (алкогольная или наркотическая зависимость одного или нескольких членов семьи, семейные конфликты, насилие и жестокое обращение с детьми, асоциально-аморальное поведение родителей и т.п.) не возникает сомнения ни у педагогов, ни у общественности относительно того, что такие семьи не могут успешно справляться со своими основными функциями, прежде всего с воспитательными задачами, оказывают десоциализирующее влияние на детей, то его скрытые формы не вызывают особой тревоги и обеспокоенности. Внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием демонстрируют двойную мораль, которую дети довольно быстро усваивают и делают законом своей жизни.

Если говорить о причинах семейного неблагополучия, то и здесь не всё обстоит просто, как может показаться на первый взгляд. Резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между её членами, и прежде всего между родителями и детьми. Во-первых, увеличился разрыв между жизненными ценностями разных поколений. Во-вторых, возрос уровень притязаний со стороны родителей к своим детям в условиях разноуровневого обучения в образовательных школах; и наконец, в–третьих, наблюдается воздействие завышенных социальных требований.

Вследствие этого возросла напряжённость в общении родителей с детьми, резко увеличился уровень тревожности уже в начальной школе. С одной стороны, родители не располагают достаточным временем для выполнения воспитательной функции в необходимом объёме из-за дополнительной нагрузки на работе, значительно возросшей в последние годы. С другой стороны, многие родители не обладают знаниями, позволяющими решить ту или иную конкретную проблему, часто неожиданно возникшую в семейных отношениях.

Поскольку в настоящее время давление на российскую семью с каждым днём растёт и большая его доля приходится на детей, имеет смысл обратить внимание именно на эту категорию граждан, которые нуждаются в особой защите не только от социальных трудностей, но зачастую и от своих собственных родителей.

Среди многочисленных социальных институтов, пожалуй, трудно выделить такой, который мог бы сравниться с семьей по степени ее воздействия, как на личность, так и на многие процессы общественной жизни.

Работая с семьями, изучая их, мы убедились: одна из причин, обусловливающих сегодня невысокую эффективность воспитательных функций родителей, – их конфликтность. Совершенно очевидно, что любой семейный конфликт ведёт к возникновению у ребёнка серьёзных проблем, зачастую влечёт за собой ту или иную форму безнадзорности.

Одной из самых распространённых среди неблагополучных является неполная семья. Отсутствие полноценного образца для внутрисемейной социализации почти всегда ведёт к определённым нарушениям в психическом и личностном развитии ребёнка.

Учитывая разнородный характер неполных семей, выделены проблемы, сказывающиеся на психическом состоянии ребёнка в разведённой, осиротевшей и внебрачной семье. В наше время количество одиноких матерей, к сожалению, неумолимо растёт и поэтому очень важно знать, какие трудности социального и психологического порядка ожидают матерей-одиночек и их детей.

В научной литературе нет четкого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому в разных источниках наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической,  педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Так, например, социальная неустроенность родителей приводит к психологическому напряжению, что в свою очередь порождает семейные конфликты, обострения не только супружеских, но и детско-родительских отношений; ограниченность или отсутствие необходимых материальных средств не позволяет удовлетворять многие насущные потребности, отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье взрослых и детей, а порой толкает членов семьи на аморальные и асоциальные действия и поступки. Педагогическая некомпетентность взрослых ведет к нарушениям психического и личностного развития детей.

Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.

Таким образом, несмотря на вариативность смысловой нагрузки понятия «неблагополучная семья» главной ее особенностью является отрицательное, разрушительное десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое проявляется в виде разного рода ранних поведенческих  отклонений.

Душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия. Под неблагополучной мы склонны понимать такую семью, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

С учетом доминирующих факторов неблагополучные семьи условно можно разделить на две большие группы, каждая из которых включает несколько разновидностей. Первую группу составляют семьи с явной «открытой» формой неблагополучия: это так называемые конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально-криминальные и семьи с недостатком воспитательных ресурсов (в частности, неполные). Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки и поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, они оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Определенное влияние на педагогическую функцию семьи оказывает её состав, образование и возраст родителей, материальные и бытовые условия жизни. Все эти факторы необходимо учитывать при планировании индивидуальной работы с семьей.

Социальный паспорт школы представлен следующими данными: кол-во учащихся – 186 человек, полные семьи – 140(91%), неполные семьи – 15(9%), многодетные – 8(5,2%), опекаемые – 2(1,3%), малообеспеченные – 3(1,9%).

Образовательный уровень родителей – высшее образование имеют – 23% родителей, среднее специальное – 48% и среднее – 29%.

Современные технологии помощи неблагополучной семье осуществляются через комплексный, дифференцированный, системно-деятельностный  подходы.

Основная роль в работе с неблагополучными семьями принадлежит зам. директора по ВР, классным руководителям, педагогу-психологу, социальному педагогу.

Главной целью работы является формирование позитивного отношения к детям как высшей ценности человеческих отношений и к семье как наиболее целесообразной форме воспитания и жизнеобеспечения ребёнка.

Задачи:

  • разработка и осуществление действенных мер по стабилизации семьи, формированию нового взгляда на семью как наиболее благоприятную среду для полноценного физического, интеллектуального, эмоционального развития личности;
  • повышение педагогической культуры родителей учащихся и привлечение их к совместной с подростками  и педагогами деятельности;
  • определение роли семьи и формирование нравственно-этических ценностей личности учащегося;
  • организация и проведение семейного досуга и совместного творчества;
  • всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей;
  • создание системы оказания психолого-педагогической помощи родителям учащихся.

Основная же  задача – помочь члену семьи (независимо от возраста и социального положения) осознать проблему, которая мешает его нормальной жизнедеятельности, посредством использования методов социально-психологической и  социально-педагогической работы.

Принципы, применяемые в работе с семьёй:

  • Повышение её активной жизненной позиции.
  • Повышение престижа здоровой семьи.
  • Воспитание коммуникативной культуры.
  • Поддержка самореализации членов семьи.
  • Социальное партнёрство служб, работающих в системе социальной помощи семье.
  • Профилактика семейных проблем.

Этапы работы с семьёй:

1. Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений  за помощью.
2. Первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи, знакомство со всеми членами семьи, её окружением.
3. Диагностика причин неблагополучия семьи, её особенностей, ценностных ориентаций.
4. Составление социального паспорта семьи.
5. Составление плана работы с неблагополучной семьёй и его реализация.
6. Текущие и контрольные обследования семьи.
7. Анализ результатов работы с неблагополучной семьёй.

Формы работы:

1. Социальный патронат.
2. Консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.)
3. Социально-педагогический мониторинг семьи.
5. Родительские тематические собрания.
6.  Психодиагностика (мониторинг).
7.  Психокоррекция.
8.  Психопрофилактика и просвещение.

Механизм реализации:

Осуществляется через:

  • мониторинговые исследования и определение перспектив;
  • установления партнерских отношений педагогов, родителей, детей, создание единого социокультурного пространства;
  • психолого-педагогическое сопровождение психологического просвещения родителей, вовлечение родителей в педагогическое самообразование, проведение совместных проблемных семинаров;
  • внедрение здоровьесберегающих технологий;
  • привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению национальных духовных традиций;
  • организация совместной деятельности учащихся и взрослых: военно-патриотическое, интеллектуальное, научно-техническое, художественное, эстетическое, экологическое, физическое воспитание;
  • создание системы оказания психолого-педагогической и социально- педагогической помощи родителям учащихся.

Примерный план работы с неблагополучными семьями

1. Составление социальных паспортов семей. сентябрь
2. Составление списков семей, состоящих на профилактическом учёте в школе, малообеспеченных, многодетных, семей «группы риска». октябрь
3. Составление актов обследования неблагополучных семей (патронат) октябрь
4. Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания и обучения детей. в течение года
5. Беседы с родителями по правам и обязанностям родителей ноябрь
6. Посещение семей на дому 1 раз в месяц (по необходимости чаще)
7. «Круглый стол» для родителей с привлечением специалистов из администрации посёлка, амбулатории, детского дворового клуба, КСК. декабрь
8. Привлечение родителей к участию в проведении праздников, конкурсов, классных часов, походов, экскурсий и т.д. в течение года
9. Психокоррекционная работа с неблагополучными семьями и детьми январь-март
10. Проведение тематических лекториев, родительских собраний. в течение года.
11. Индивидуальные беседы с родителями о трудоустройстве, отдыхе детей в летний период. февраль
12. Проведение мониторинга работы с неблагополучными семьями апрель
13. Анализ работы с неблагополучными семьями май

Ожидаемые результаты работы, их социальная эффективность:

  • возрождение традиций семейного воспитания, утверждение
    здорового образа жизни;
  • улучшение микроклимата в семье;
  • обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком (подростком);
  • оказание практической помощи родителям, при возникновении проблемных ситуаций;
  • уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности,
    правонарушениям и злоупотреблению психоактивными веществами в подростковой среде;
  • повышение уровня психолого – педагогической культуры педагогов и родителей;
  • улучшение взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;
  • активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

В работе с семьёй необходимо, чтобы родители приняли школу как дом, где хорошо и тепло их детям, и постоянно заботились бы об этом доме. А школа, в свою очередь помогла бы родителям установить со своими детьми такие отношения, чтобы каждый член семьи был самым любимым и самым необходимым. Мы признаём и всячески поддерживаем главенствующую роль семьи в воспитании детей.

Таким образом, успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря педагогическому такту и этике взаимоотношений; умению социальных педагогов, педагогов-психологов и классных наставников видеть сложные взаимоотношения в семье, деликатно их корректировать, гармонизировать. Участвуя в жизни класса, родители общаются и с другими детьми, лучше понимают своего ребёнка; охотнее воспринимают советы учителя, психолога, социального педагога.

Приложение 1