Конспект НОД в подготовительной к школе группе "Круговорот воды в природе"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Образовательные:
    • познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного;
    • уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
  • Развивающие:
    • развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
    • формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
    • активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
  • Воспитательные:
    • воспитывать интерес, бережное отношения к воде.

Интеграция образовательных областей: познание  

Оборудование:

  • Демонстрационный:
    • глобус,
    • рисунок-схема «Движение  воды в природе»
  • Раздаточный:
    • 12 стаканов с водой,
    • цветные палочки,
    • термос с горячей водой,
    • 10 ч. ложек ,
    • 12 сахаринок,
    • одеколон,
    • зеркальце,
    • тарелка со спичками,
    • 10 стаканов,
    • банка с водой.

Предварительная работа с детьми:

Беседа о водовороте воды в природе, рассматривание картинок о явлениях природе: снег, дождь, град, радуга и эксперименты с водой, со снегом, со льдом.

ХОД НОД

– Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:

На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)

– А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли.)

– А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют)

– Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.

– А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)

– Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша , то есть материки. (Показать на глобусе)

– Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки , озёра )

Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?

– Ребята, вы согласны с автором этого шуточного стихотворения?
– Почему? (Дети объясняют)
– А что вы знаете о воде? Какая она?
– Кому нужна вода?
– Зачем вода нужна растениям?
– А как они её получают?
– Почему животные не могут жить без воды?
– Ребята, а людям нужна вода?

(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!

– Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?

– А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?

– Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях ,в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому. Люди берут воду из подземных скважин артезианскую, родниковую – это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?

(Дети объясняют)

– А ещё необходимо беречь воду потому что запас пресной воды на нашей планете уменьшается, в связи с плохой экологической обстановкой; реки загрязняются, высыхают, исчезают некоторые небольшие речушки, а глубоководные реки становятся мелкими.
– А как вода поступает в реку?
– Ребята, что такое круговорот воды в природе?

(Объяснения детей)

– Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. (Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )

– Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду – мама Тучка, а вы – мои детки Капельки Подбежали ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка стала большая. Вдруг подул сильный ветер и капельки. (Под музыку дождя танцуют. Музыка стихает, дети присели) очутились на земле, притихли, но им скучно стало по одиночку и собрались они сначала маленькими ручейками. Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись за руки дети под музыку выполняют упражнение “змейка”). Плыли Капельки по большой реке и попали в океан (дети образуют круг, присели). И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка наказывала им вернуться домой. А тут как раз солнышко пригрело, Капельки стали лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки вверх).
Все капельки испарились под лучиками солнца и вернулись к своей маме Тучке.

– Ребята, а какие вы знаете свойства воды ?

– Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.

Опыт 1. Вода – жидкая.

(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.

Вывод: Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.

Опыт 2. У воды нет формы.

Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)

Вывод: Вода приобретает форму сосуда.

Опыт 3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать, почувствовать запах.

Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.

Опыты 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса

Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.

Вывод: У воды нет вкуса ,но вода может приобретать вкусы других веществ.

Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.

Опыт 6. Пар – это тоже вода.

Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце , видны капельки воды (зеркальце запотело)

Вывод: Горячая вода превратилась в пар.

Опыт 7. Спичечные бега.

В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?

Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.

Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой  2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.

В каком стакане видна палочка , а каком – нет. Почему?

Вывод: Вода – прозрачная , а молоко – нет .

– Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках? (Нет)

– Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.

Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!

(Чтение стихотворений детьми)

О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
– Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
– Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
– Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!