Задачи:
- Образовательные:
- познакомить детей со свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, интересного;
- уточнить и закрепить знания детей о круговороте воды в природе, о значении воды.
- Развивающие:
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы;
- формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
- активизировать словарь детей словами: модель, глобус, суша, материки, круговорот воды, пресная вода.
- Воспитательные:
- воспитывать интерес, бережное отношения к воде.
Интеграция образовательных областей: познание
Оборудование:
- Демонстрационный:
- глобус,
- рисунок-схема «Движение воды в природе»
- Раздаточный:
- 12 стаканов с водой,
- цветные палочки,
- термос с горячей водой,
- 10 ч. ложек ,
- 12 сахаринок,
- одеколон,
- зеркальце,
- тарелка со спичками,
- 10 стаканов,
- банка с водой.
Предварительная работа с детьми:
Беседа о водовороте воды в природе, рассматривание картинок о явлениях природе: снег, дождь, град, радуга и эксперименты с водой, со снегом, со льдом.
ХОД НОД
– Ребята, дети старшей группы не смогли отгадать загадку, они просили нас с вами отгадать её:
На ноге стоит одной
Крутит, вертит головой
Нам показывает страны,
Реки, горы, океаны. (Глобус)
– А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли.)
– А как вы понимаете – модель Земли? (Дети высказывают, объясняют)
– Правильно, дети, глобус – это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде.
– А что мы можем узнать о нашей планете Земля, посмотрев на её модель, то есть, посмотрев на глобус? (Можно увидеть моря, океаны, горы, реки, страны…)
– Глобус показывает форму нашей планеты Земля, характер её поверхности, где океаны, моря, а где суша , то есть материки. (Показать на глобусе)
– Ребята, а почему на глобусе очень много синего цвета? (Синий цвет – это вода :моря, океаны, реки , озёра )
Если на карту Земли посмотреть,
Земли на Земле всего одна треть.
Но странный вопрос возникает тогда,
Планета должна называться вода ?
– Ребята, вы согласны с автором этого шуточного
стихотворения?
– Почему? (Дети объясняют)
– А что вы знаете о воде? Какая она?
– Кому нужна вода?
– Зачем вода нужна растениям?
– А как они её получают?
– Почему животные не могут жить без воды?
– Ребята, а людям нужна вода?
(Дети объясняют, делают выводы, читают стихотворение о воде.)
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить,
Без неё нам не прожить!
– Ребята, для жизни человека вода имеет очень важное значение. А откуда вода появляется в кране?
– А вы знаете, что на нашей планете Земля очень много воды, но не вся она пригодна растительному, животному миру и человеку нужна вода пресная. А какая это вода пресная? Может вы знаете о ней?
– Правильно, пресная вода – это вода без солей. А в морях ,в океанах, как вы знаете, вода – солёная. Жить в такой воде, питаться могут только морские обитатели. А людям употреблять такую воду не возможно, поэтому. Люди берут воду из подземных скважин артезианскую, родниковую – это в посёлках, деревнях. А в городах, где много живёт людей и нужно много воды, вода поступает в краны из рек, очищенная на водоочистительных предприятиях, где лаборанты следят за тем, чтобы вода была чистая, хорошего качества. Питьевую воду нужно беречь. Почему?
(Дети объясняют)
– А ещё необходимо беречь воду потому что запас
пресной воды на нашей планете уменьшается, в
связи с плохой экологической обстановкой; реки
загрязняются, высыхают, исчезают некоторые
небольшие речушки, а глубоководные реки
становятся мелкими.
– А как вода поступает в реку?
– Ребята, что такое круговорот воды в природе?
(Объяснения детей)
– Дети, посмотрите на рисунок, когда солнце нагревает поверхность водоёма или суши, содержащаяся там вода превращается в пар и поднимается в воздух высоко. вверху, насыщенный влагой воздух охлаждается, образуются облака , тучи, которые с помощью ветра передвигаются в воздухе и выпадают на землю в виде осадков: летом – дождя, зимой – снега. Так происходит круговорот воды в природе. (Физкультминутка “Ходят капельки по кругу” )
– Ребята, давайте поиграем с вами в игру. Я буду
– мама Тучка, а вы – мои детки Капельки Подбежали
ко мне все мои детки-Капельки. Вот какая Тучка
стала большая. Вдруг подул сильный ветер и
капельки. (Под музыку дождя танцуют. Музыка
стихает, дети присели) очутились на земле,
притихли, но им скучно стало по одиночку и
собрались они сначала маленькими ручейками.
Встретились ручейки и стали большой рекой. (Взявшись
за руки дети под музыку выполняют упражнение
“змейка”). Плыли Капельки по большой реке и
попали в океан (дети образуют круг, присели).
И тут вспомнили Капельки, что мама Тучка
наказывала им вернуться домой. А тут как раз
солнышко пригрело, Капельки стали
лёгкими-лёгкими и начали подниматься вверх к
своей маме Тучке (дети встают, приподнимая руки
вверх).
Все капельки испарились под лучиками солнца и
вернулись к своей маме Тучке.
– Ребята, а какие вы знаете свойства воды ?
– Давайте пройдём с вами в нашу лабораторию и узнаем о них с помощью опытов.
Опыт 1. Вода – жидкая.
(Один стакан пустой, второй – с водой). Предложить детям аккуратно перелить воду.
Вывод: Потому, что она жидкая. Это свойство помогает воде, она течёт по трубам.
Опыт 2. У воды нет формы.
Налить воду в сосуд разной формы (в пробирку, стакан, блюдце)
Вывод: Вода приобретает форму сосуда.
Опыт 3. У воды нет запаха.
Предложить детям понюхать воду в стакане, потом капнуть капельку одеколона и ещё раз понюхать, почувствовать запах.
Вывод: У воды нет запаха, но может приобретать запах другого вещества.
Опыты 4-5. Способность растворять, у воды нет вкуса
Взять стаканы с кипяченой водой, попробовать ее вкус, добавить в разные стаканы сахар, соль, лимонный сок, размешать и ещё раз попробовать её вкус.
Вывод: У воды нет вкуса ,но вода может приобретать вкусы других веществ.
Вывод: Вода имеет способность растворять некоторые вещества.
Опыт 6. Пар – это тоже вода.
Открыть термос с горячей водой и над ним подержать зеркальце , видны капельки воды (зеркальце запотело)
Вывод: Горячая вода превратилась в пар.
Опыт 7. Спичечные бега.
В тарелку положить спички в определённой форме, налить немного воды, (изменений нет). Когда положить посредине кусочек сахара, спички изменили своё положение. Почему?
Вывод: Сахар впитывает воду и возникает течение, которое меняет положение спичек.
Опыт 8. Вода прозрачная. 2 стакана (1 – с водой 2 – с молоком). В оба стакана положить палочки.
В каком стакане видна палочка , а каком – нет. Почему?
Вывод: Вода – прозрачная , а молоко – нет .
– Ребята, представьте себе, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной, как в сказке “молочная речка с кисельными берегами”. Могли бы рыбы, растения жить, развиваться в таких молочных реках? (Нет)
– Ребята, непрозрачная (мутная) вода не пропускает солнечных лучей, а без этого в водоёмах: реках, озерах не смогут расти водоросли. А если не будет растительности, то нечем будет питаться животному миру, рыбам.
Всем нужна чистая, прозрачная вода! Поэтому, нельзя загрязнять водоёмы, воду нужно беречь и беречь природу на нашей планете!
(Чтение стихотворений детьми)
О земля, муравейник людской,
Дом родной без конца и без края.
Ты нас кормишь и поишь водой,
Как тебя не беречь, дорогая?
– Сохраним моря и воздух,
Недра, лес и тишину,
– Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим!
– Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!