Урок математики по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций". 7-й класс

Разделы: Математика

Класс: 7


Цель: вызвать учащихся на размышление о том, что людям необходимо знать и уметь, чтобы безошибочно определять, как расположены графики линейных функций.

Задачи.

1. Повторить определения по теме “Линейная функция”.

2. Научить по внешнему виду формул, задающих линейные функции, устанавливать взаимное расположение графиков этих функций.

3. Развивать интерес к предмету, повышать мотивацию к изучению данной темы.

4. Совершенствовать умения четко, ясно и аргументировано высказывать свою точку зрения, делать обобщения и выводы.

5. Развивать умение находить связь полученной информации с нашей современностью, с ее практическим применением в реальной жизни.

Проблема: Современные строительные технологии гарантируют качественное строительство, но жизнь показывает, что современные постройки часто претерпевают разрушение.

Проблемный вопрос: что необходимо знать и уметь для того, чтобы определять, как расположены относительно друг друга прямые на координатной плоскости?

Оборудование к уроку: м\м. аппаратура, презентация урока, карточки-таблички по КМД, карточки с заданиями для работы в группах, опорный конспект урока, записи на доске, учебники.

Развивающие модули содержания урока

Этап урока Развитие личностных качеств
1. Орг. часть

Приветствие. Подготовка к работе на уроке в группах.

(1 слайд)

Поведение (пунктуальность, организованность)
2. Целеполагание

1) Обозначение проблемы

- Город Кунгур основан в 1648 году, является одним из старейших городов Пермского края. В городе очень много старинных зданий, которые сохранились до сих пор. А рядом стоят современные постройки… Современные строительные технологии гарантируют качественное строительство, но жизнь показывает, что современные постройки часто претерпевают разрушение.

(2 слайд, 3 слайд. Презентация)

2) Проблемный вопрос урока (4 слайд)

- Что необходимо знать и уметь для того, чтобы определять, как расположены относительно друг друга прямые на координатной плоскости?

Мотивация восприятия.

Аналитичность мышления.

Речь.

3. Сообщение темы и целей урока. (6 и 7 слайды)

- Молодцы! Тема урока: “Взаимное расположение графиков линейных функций”.

- Сегодня на уроке мы:

1. Повторим определения по теме “Линейная функция”;

2. Научимся по внешнему виду формул, задающих линейные функции, устанавливать взаимное расположение графиков этих функций;

3. Закрепим полученные знания на практике.

Эффективное внимание,

 

4. Подготовка к работе в группах. (8 слайд)

1) Объяснение правил.

2) Заполнение табличек-сводок.

- Для дальнейшей работы я вас объединила в проектные бюро. Выберите в каждой группе главного диспетчера. В сводке сообщений впишите фамилии всех диспетчеров команды.

- Готовы к работе? Поехали!

Эмоции и чувства, ассоциативное мышление, самостоятельность ответственность, мотивация, восприятия
5. Повторение. (9 слайд)

1) Работа по карточкам.

Вопросы:

а) Что называется линейной функцией?

б) Что собой представляет график линейной функции? Сколько точек достаточно выбрать для построения графика линейной функции?

в) Какой вид имеет прямая пропорциональность?

г) Какова особенность расположения графика прямой пропорциональности на координатной плоскости?

Результаты занесите в таблички-сводки. (10 слайд)

2) Практическая значимость изучаемой темы. (11, 12, 13 слайды).

Аналитичность мышления, глубина мышления, поведение.

Ответственность, самостоятельность

6. Работа по новой теме урока

1) Исследовательская работа. (14 слайд)

Каждая группа получает карточку с заданием, заполняет таблицы. Строят графики линейных функций в системе координат, расположенной на рабочем столе монитора.

Группа №1.
В одной системе координат постройте графики функций у=3х, у=3х+4, у=3х-3.

Определите закономерность расположения графиков функций от коэффициента k и сходство в записи формул.

Группа №2.
В одной системе координат постройте графики функций у=7х, у=2х-4, у=-х+3.

Определите закономерность расположения графиков функций в зависимости от коэффициента k.

Группа №3.
В одной системе координат постройте графики функций у=-2х-1, у=3х-1, у=х-1.

Определите закономерность расположения графиков функций в зависимости от числа m.

Группа №4.
В одной системе координат постройте графики функций у=2х+3, у=2х+3.

Сделайте вывод о взаимном расположении графиков функций.

2) Физкультминутка (15 слайд)

- Прежде чем мы займемся серьёзно практической работой, необходимо выйти из-за пультов управления и размяться

*Для глаз.

*Для торса.

3) Вывод о расположении графиков линейных функций на координатной плоскости. (16 слайд)

- Если коэффициенты k равны, то графики линейных функций параллельны.

- Если коэффициенты k различные, то графики линейных функций пересекаются.

- Графики линейных функций пересекаются, если m равно одному и тому же числу.

- Графики линейных функций совпадают, если совпадают значения k и значения m.

- Сверим информацию с информацией в таблице.

Группы выставляют отметки в своих сводках за это задание. (17 слайд)

4) Тест на соответствие. (18 слайд)

- Усвоение нового материала проверяем тестом. Необходимо соединить стрелочками параллельные прямые, пересекающиеся прямые, совпадающие прямые. На выполнение теста 2 минуты.

- Для проверки теста внутри команды обменяйтесь работами по часовой стрелке. Смотрим правильный ответ на экране.

- Критерии оценки: (19 слайд).

  • Без ошибок - 5
  • 1 ошибка - 4
  • 2 ошибки - 3
  • 3 и более ошибок – 2

- Результаты занесите в таблички- сводки.

Подводят итог, выставляют оценку за урок. (20 слайд)

Аналитичность мышления, умение точно и четко высказывать свою точку зрения, умение соотносить полученную самостоятельно информацию с предложенным эталоном.

Бережное отношение к своему здоровью.

Умение точно и четко высказывать свою точку зрения.

Умение соотносить полученную самостоятельно информацию с предложенным эталоном, умение анализировать и делать выводы

Умения применять полученные знания на практике, внимание, речь, умения строить по координатам.

Критическое мышление, умение разобраться в своих чувствах, ощущениях.

Интерес к предмету.

7. Д/з. (слайд 21).

1. Для всех : с.113 №939, №941, опорный конспект.

2. (по выбору) Составить кроссворд не менее 15 слов по теме “Линейная функция и её график”.

3. (по выбору) Сочинить сказку, где главной героиней является линейная функция.

Свобода выбора, творческий подход в решении проблем
8. Выводы по теме урока, соотнесение с нашей современной жизнью. (22, 23 слайды)

- Вернемся к проблемному вопросу урока.

- Что необходимо знать и уметь для того, чтобы определять, как расположены относительно друг друга прямые на координатной плоскости?

- Для чего, в каких ситуациях вам могут пригодиться эти знания?

- В каком бы доме вы хотели жить? И почему?

Глубина мышления, речь, поведение, эмоции, творчество в применении полученных знаний и решения проблемы
9. Рефлексия

- Сегодня каждый из вас оценил свою работу и работу своих товарищей по группе. Я предлагаю вам оценить и мою работу таким образом. Если урок вам показался бесполезным, скучным, то соедините отрезками цифры 3 на координатной плоскости; если урок вам понравился, но кажется, что чего-то недостаточно, то соедините 4; а если вы поняли материал и научились распознавать как расположены графики линейных функций в системе координат, то соедините 5.  (Слайд 24)

Самостоятельность аналитичность, глубина мышления, речь, поведение, эмоции, умение разобраться в себе и оценить работу свою и другого
10. Итог урока, оценивание

Работа с карточками по КМД.

- Выставленные вами оценки за работу на уроке поставьте в дневники.

Ответственность, самостоятельность

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3