Открытый урок информатики по теме "Деловая графика в электронных таблицах". 9-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 9


Цели урока:

  • познакомить учащихся с возможностями электронных таблиц Excel при создании элементов деловой графики – диаграмм;
  • рассмотреть виды диаграмм и их применение при решении задач;
  • развитие информационной культуры учащихся, умения сравнивать и анализировать, логического мышления, грамотной речи, памяти, внимательности;
  • воспитание взаимоуважения, умения работать в группах, самостоятельности, усидчивости;
  • формирование навыков здорового образа жизни.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: ПК, проектор, учебник “Информатика и ИКТ” 9 класс, презентация “Деловая графика в ЭТ”, раздаточный материал с заданиями, плакат для физминутки.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Изучение нового материала.
  4. Физминутка.
  5. Первичное закрепление.
  6. Итог урока.

Ход урока

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. (Улыбка учителя)

2) Сообщение темы и целей урока.

Мы с вами продолжаем работать с электронными таблицами. Тема нашего урока “Деловая графика в электронных таблицах”. Сегодня вы узнаете, что такое деловая графика, познакомитесь с основными видами диаграмм, узнаете их особенности.

Работать на уроке будем в группах. Прошу всех соблюдать правила работы в группе.

II. Актуализация знаний

Сейчас я вам предлагаю выполнить небольшой тест, для того чтобы вспомнить основные понятия пройденных тем.

Тест выполняем в группах, вам дается 3 мин.

(Выполнение теста)

Учитель: Время вышло. Пожалуйста, поменяйтесь работами между группами, проведем взаимопроверку. За каждый правильный ответ ставим “+”. В итоге пишем количество полученных баллов.

(Взаимопроверка по слайду 1)

Ключ к тесту:

1 2 3 4 5
Б В Б В Б

Учитель: Итак, я попрошу вас вернуть работы группам и по одному из группы отчитаться по тесту.

(Выступления учащихся. Обсуждение ошибок)

Учитель: Я вижу, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Молодцы!

III. Изучение нового материала

Учитель: А сейчас переходим к изучению новой темы. По ходу моей лекции вам нужно будет заполнить следующую таблицу (раздать по группам) и в тетрадях записать основные определения.

Тип диаграммы Вид Назначение
Круговая диаграмма    
     
     

Итак, начинаем.

Компьютерная презентация “Деловая графика”.

Слайд 2. Под термином деловая графика понимаются графики и диаграммы, наглядно представляющие информацию о чем-либо.

Слайд 3. С помощью богатой библиотеки диаграмм Excel можно составлять диаграммы и графики разных видов: гистограммы, круговые диаграммы, столбчатые, графики и др., их можно снабжать заголовками и пояснениями, можно задавать цвет и вид штриховки в диаграммах, печатать их на бумаге, изменяя размеры и расположение на листе, и вставлять диаграммы в нужное место листа.

Слайд 4. Диаграмма – это средство наглядного графического изображения информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины.

Слайд 5. Круговая диаграмма служит для сравнения нескольких величин в одной точке. Особенно полезна, если величины в сумме составляют нечто целое (100%).

Слайд 6. Пример. В ВССШИ в 2011-2012 уч. г. обучается мальчиков и девочек. Построить круговую диаграмму, показывающую соотношение полов.

Слайд 7. Столбчатая диаграмма (гистограмма) служит для сравнения нескольких величин в нескольких точках.

Слайд 8. Пример. Построить диаграмму, показывающую количество выпускников ВССШИ за последние 5 лет.

Высота столбиков определяется количеством выпускников в каждом году.

Слайд 9. Линейная диаграмма (график) служит для того, чтобы проследить за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.

Слайд 10. Пример. Построить линейную диаграмму, отражающую изменение количества выпускников ВССШИ в течение последних пяти лет.

Вместо столбиков просто отмечается их высота (точками, черточками, крестиками — неважно) и полученные отметки соединяются прямыми линиями.

Учитель: Это были основные виды диаграмм, с которыми мы будем работать.

(Экран выкл)

IV. Физминутка.

Мы очень плодотворно поработали, давайте отдохнем!

Гимнастика для глаз. Сядьте удобнее, расслабьтесь. Выберите любое поле и двигайте глазами по указанному направлению. Выберите другое поле. Двигайте глазами.

V. Первичное закрепление

Наш урок продолжается. (Улыбка учителя)

Сейчас мы будем выполнять практические задания из вариантов ГИА. У каждой группы по 2 задания. (раздать задания). На выполнение дается 10-15 мин. Разделите обязанности в группе.

Прокомментировать задания:

Обратите внимание, в задании 1 вам дана электронная таблица. И по данным этой таблицы построены диаграммы. Вам необходимо выбрать правильно построенную диаграмму.

(!!! В некоторых ячейках содержатся формулы. По этим формулам нужно найти значения ячеек.)

В задании 2 также дана ЭТ по компьютерному магазину. Необходимо заполнить пустые столбцы и построить схематично диаграмму. После выполнения задания один учащийся из группы объясняет ход решения задачи.

(Выполнение заданий учащимися. Учитель контролирует)

Учитель: Я вижу, что вы справились с заданиями. Прошу группы прокомментировать свои работы.

(Выступление учащихся о проделанной работе)

VI. Итог урока.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1) Рефлексия. (Cлайд 11)

Каждой группе необходимо устно ответить на 3 вопроса:

- Что узнали нового?

- Что было полезным?

- В чем затруднились?

(Ответы групп)

Учитель: Я рада, что мы с вами хорошо поработали, узнали много новой и полезной информации. На следующих уроках мы будем учиться строить диаграммы за ПК.

1) Домашнее задание §21 прочитать пункты 1-2 (до условной функции), придумать ЭТ о вашем классе.

2) Оценки за урок. (Прокомментировать)

Я благодарю вас за урок! До свидания!

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6

Приложение 7

Приложение 8