Урок химии по теме "Гидролиз солей"

Разделы: Химия


Цель урока: организовать процесс осмысления представлений о гидролизе солей.

Задачи урока.

1) Обучающие:

- углубить знания об электролитах и, в частности, о свойствах солей;

- сформировать умения определять характер среды раствора по их составу, составлять ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей по первой стадии;

- продолжить формировать умения решать тестовые задания на основе КИМов;

- продолжить формировать умения пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока.

2) Развивающие:

- развивать познавательные умения наблюдать, сравнивать, делать логические выводы, объяснять результаты эксперимента на основании используемой теории.

3) Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента;

- воспитывать коммуникативные умения.

Форма проведения урока: самостоятельная познавательная деятельность обучаемых, работа в парах.

Метод обучения: исследовательский, словесный.

Оборудование и реактивы: (на каждом столе) учебник Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман “Химия 11” М. 2010, таблица растворимости, индикаторная шкала, универсальная индикаторная бумага, планшетки для работы с малыми количествами вещества, капельницы с растворами хлорида натрия, карбоната калия, нитрата цинка.

Ход урока: инструктивная карта (на каждого обучаемого).

Организация рефлексивного самоанализа урока обучающимися.

Этапы урока “Гидролиз”. 11 класс

1. Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к уроку, создание доброжелательной обстановки.

2. Актуализация знаний. (7-8 мин.)

Учитель. Урок мы начнем с повторения вопросов, необходимых для понимания сегодняшней темы. Работа будет проводиться по инструктивным картам.

Выполните задание № 1 (4 мин.).

Выбрать из перечня формул кислот и оснований слабые электролиты.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Двое учащихся выполняют задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка и обсуждение результатов.

Учитель. Давайте подытожим результаты (устные ответы):

- Какие основания относятся к слабым? (нерастворимые, кроме гидроксида аммония)

- Какие кислоты относятся к слабым? (нерастворимые, летучие, неустойчивые, органические).

Выполните задание № 2 (3 мин.).

Написать реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся выполняют задание. Один ученик выполняет задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка.

Учитель.

- Назовите тип реакции по составу и количеству участвующих веществ. (реакция обмена)

- Каков тип реакции по обратимости? (необратимая)

- Как еще называются реакции между кислотой и основанием? (реакция нейтрализации)

3. Целеполагание. (2 мин.)

Сообщаются цели и задачи урока, а также, значение темы.

- Процесс гидролиза играет важную роль в пищеварении и тканевом обмене веществ всех живых организмов, способствует поддержанию в организме кислотно-щелочного равновесия. Гидролиз широко используется в промышленности и лабораторной практике для получения жирных кислот, аминокислот, простых сахаров и других продуктов из природных высокомолекулярных полимеров.

- Вместе с тем, вопросы по гидролизу входят в задания ЕГЭ, диагностические и мониторинговые работы.

4. Изучение нового материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа, лабораторные опыты в парах, работа с учебником и таблицами). (20 мин.)

Учитель. Что же называется гидролизом?

“Гидро” - вода, “лизис” - разложение.

Следовательно, гидролиз солей – это разложение (взаимодействие) некоторых солей водой.

То есть, можно сказать, что это процесс, обратный реакции нейтрализации.

Обратимся к заданию № 2: мы с вами определили, что реакция необратима, слабым электролитом является только вода, то есть, соль в данном случае не взаимодействует с водой. Концентрация ионов водорода и гидроксила одинакова.

Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. Какими, в данном случае электролитами образован хлорид натрия? (сильной кислотой и сильным основанием). Что можно сказать о гидролизе? (гидролиз не происходит).

Выполните задание № 3 - лабораторный опыт.

Определение реакции среды растворов хлорида натрия, карбоната калия и нитрата цинка.

Занесите результаты опыта в таблицу № 2 инструктивной карты (Приложение № 1).

Сделайте заключение о реакции среды раствора и соотношении концентрации ионов водорода и гидроксила. Запишите свои умозаключения в таблицу.

В последней графе таблицы запишите вывод о ходе гидролиза, с учетом того, что гидролиз протекает по слабому иону.

Проводится обсуждение результатов.

Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образована слабым основанием и слабой кислотой).

Обратимся к учебнику на стр. 73 пункт IV. (Учащиеся читают текст учебника и заносят данные в таблицу). Реакция среды зависит от константы диссоциации соответствующего реактива. Если образуется нерастворимое основание и летучая кислота, то соль полностью разлагается водой, гидролиз протекает необратимо.

Выполните задание № 4.

Составление уравнений реакций гидролиза.

Следуя алгоритму и примерам, приведенным в учебнике (стр. 72-73), составьте уравнения реакций гидролиза для карбоната калия, нитрата цинка и сульфида алюминия. (Сильные учащиеся выполняют задание на доске).

Проводится обсуждение и самопроверка.

5. Закрепление, контроль и коррекция знаний. (10 мин.)

Выполнение теста (Приложение № 2) (один ученик выполняет тест на доске).

Учитель комментирует и дает методические рекомендации по рациональному выполнению тестов.

- Тестовые задания необходимо выполнять не только верно, но и быстро.

- В заданиях соли могут быть даны в виде формул или названий, поэтому необходимо хорошо знать номенклатуру солей.

- Необходимы знания об изменении окраски различных индикаторов, в зависимости от среды (см. таблицу на стенде).

- Часто для ответа не нужно составлять уравнения гидролиза, достаточно проанализировать состав соли (какими кислотой и основанием она образована) и использовать выведенные нами на уроке правила гидролиза.

- В части “В” даются задания на установление соответствия. Соли нужно соотнести: по типу гидролиза; по способности к гидролизу; по определению среды раствора или рН; по продуктам гидролиза. Достаточно, хорошо усвоить данные из составленной нами таблицы.

Проверка и обсуждение результатов теста. Пояснения учителя.

6. Информация о домашнем задании и выставление оценок наиболее активным учащимся. (2 мин.)

Внимательно прочитайте рекомендации. Выполните тест (Приложение № 3). При выполнении задания зафиксируйте время выполнения.

7. Организация рефлексивного самоанализа урока обучаемыми. (2 мин.)

Учащиеся заполняют таблицу самоанализа в инструктивной карте.