Цель урока: организовать процесс осмысления представлений о гидролизе солей.
Задачи урока.
1) Обучающие:
- углубить знания об электролитах и, в частности, о свойствах солей;
- сформировать умения определять характер среды раствора по их составу, составлять ионные и молекулярные уравнения гидролиза солей по первой стадии;
- продолжить формировать умения решать тестовые задания на основе КИМов;
- продолжить формировать умения пользоваться опорными знаниями, составлять конспект урока.
2) Развивающие:
- развивать познавательные умения наблюдать, сравнивать, делать логические выводы, объяснять результаты эксперимента на основании используемой теории.
3) Воспитывающие:
- воспитывать аккуратность при выполнении эксперимента;
- воспитывать коммуникативные умения.
Форма проведения урока: самостоятельная познавательная деятельность обучаемых, работа в парах.
Метод обучения: исследовательский, словесный.
Оборудование и реактивы: (на каждом столе) учебник Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман “Химия 11” М. 2010, таблица растворимости, индикаторная шкала, универсальная индикаторная бумага, планшетки для работы с малыми количествами вещества, капельницы с растворами хлорида натрия, карбоната калия, нитрата цинка.
Ход урока: инструктивная карта (на каждого обучаемого).
Организация рефлексивного самоанализа урока обучающимися.
Этапы урока “Гидролиз”. 11 класс
1. Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие, проверка готовности класса к уроку, создание доброжелательной обстановки.
2. Актуализация знаний. (7-8 мин.)
Учитель. Урок мы начнем с повторения вопросов, необходимых для понимания сегодняшней темы. Работа будет проводиться по инструктивным картам.
Выполните задание № 1 (4 мин.).
Выбрать из перечня формул кислот и оснований слабые электролиты.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Двое учащихся выполняют задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка и обсуждение результатов.
Учитель. Давайте подытожим результаты (устные ответы):
- Какие основания относятся к слабым? (нерастворимые, кроме гидроксида аммония)
- Какие кислоты относятся к слабым? (нерастворимые, летучие, неустойчивые, органические).
Выполните задание № 2 (3 мин.).
Написать реакцию между гидроксидом натрия и соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.
Учащиеся выполняют задание. Один ученик выполняет задание у доски с обратной стороны. Проводится самопроверка.
Учитель.
- Назовите тип реакции по составу и количеству участвующих веществ. (реакция обмена)
- Каков тип реакции по обратимости? (необратимая)
- Как еще называются реакции между кислотой и основанием? (реакция нейтрализации)
3. Целеполагание. (2 мин.)
Сообщаются цели и задачи урока, а также, значение темы.
- Процесс гидролиза играет важную роль в пищеварении и тканевом обмене веществ всех живых организмов, способствует поддержанию в организме кислотно-щелочного равновесия. Гидролиз широко используется в промышленности и лабораторной практике для получения жирных кислот, аминокислот, простых сахаров и других продуктов из природных высокомолекулярных полимеров.
- Вместе с тем, вопросы по гидролизу входят в задания ЕГЭ, диагностические и мониторинговые работы.
4. Изучение нового материала (фронтальная беседа, самостоятельная работа, лабораторные опыты в парах, работа с учебником и таблицами). (20 мин.)
Учитель. Что же называется гидролизом?
“Гидро” - вода, “лизис” - разложение.
Следовательно, гидролиз солей – это разложение (взаимодействие) некоторых солей водой.
То есть, можно сказать, что это процесс, обратный реакции нейтрализации.
Обратимся к заданию № 2: мы с вами определили, что реакция необратима, слабым электролитом является только вода, то есть, соль в данном случае не взаимодействует с водой. Концентрация ионов водорода и гидроксила одинакова.
Соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. Какими, в данном случае электролитами образован хлорид натрия? (сильной кислотой и сильным основанием). Что можно сказать о гидролизе? (гидролиз не происходит).
Выполните задание № 3 - лабораторный опыт.
Определение реакции среды растворов хлорида натрия, карбоната калия и нитрата цинка.
Занесите результаты опыта в таблицу № 2 инструктивной карты (Приложение № 1).
Сделайте заключение о реакции среды раствора и соотношении концентрации ионов водорода и гидроксила. Запишите свои умозаключения в таблицу.
В последней графе таблицы запишите вывод о ходе гидролиза, с учетом того, что гидролиз протекает по слабому иону.
Проводится обсуждение результатов.
Какой еще может быть случай образования солей? (Соль может быть образована слабым основанием и слабой кислотой).
Обратимся к учебнику на стр. 73 пункт IV. (Учащиеся читают текст учебника и заносят данные в таблицу). Реакция среды зависит от константы диссоциации соответствующего реактива. Если образуется нерастворимое основание и летучая кислота, то соль полностью разлагается водой, гидролиз протекает необратимо.
Выполните задание № 4.
Составление уравнений реакций гидролиза.
Следуя алгоритму и примерам, приведенным в учебнике (стр. 72-73), составьте уравнения реакций гидролиза для карбоната калия, нитрата цинка и сульфида алюминия. (Сильные учащиеся выполняют задание на доске).
Проводится обсуждение и самопроверка.
5. Закрепление, контроль и коррекция знаний. (10 мин.)
Выполнение теста (Приложение № 2) (один ученик выполняет тест на доске).
Учитель комментирует и дает методические рекомендации по рациональному выполнению тестов.
- Тестовые задания необходимо выполнять не только верно, но и быстро.
- В заданиях соли могут быть даны в виде формул или названий, поэтому необходимо хорошо знать номенклатуру солей.
- Необходимы знания об изменении окраски различных индикаторов, в зависимости от среды (см. таблицу на стенде).
- Часто для ответа не нужно составлять уравнения гидролиза, достаточно проанализировать состав соли (какими кислотой и основанием она образована) и использовать выведенные нами на уроке правила гидролиза.
- В части “В” даются задания на установление соответствия. Соли нужно соотнести: по типу гидролиза; по способности к гидролизу; по определению среды раствора или рН; по продуктам гидролиза. Достаточно, хорошо усвоить данные из составленной нами таблицы.
Проверка и обсуждение результатов теста. Пояснения учителя.
6. Информация о домашнем задании и выставление оценок наиболее активным учащимся. (2 мин.)
Внимательно прочитайте рекомендации. Выполните тест (Приложение № 3). При выполнении задания зафиксируйте время выполнения.
7. Организация рефлексивного самоанализа урока обучаемыми. (2 мин.)
Учащиеся заполняют таблицу самоанализа в инструктивной карте.