Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста через реализацию проекта

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Постановка проблемы: При тщательном анализе гигиенических навыков, освоенных детьми группы “Рябинка”, выявилась следующая проблема: У детей недостаточный уровень гигиенической культуры.

2. Обоснование проблемы (причины)

Родители УМК Персонал ДОУ Дети
Не способствуют повышению гигиенической культуры, так как не осознают важность проблемы в возрасте трёх лет. Мало игрового оборудования по формированию гигиенической культуры Недостаточно высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения. У детей не сформирована потребность в использовании личных средств гигиены (носовой платок, расчёска,...)

3. Цель проекта: Способствовать формированию культурно-гигиенических навыков у детей и повышению уровня санитарной культуры у взрослых

4. Задачи:

Родители УМК Педагоги Дети
Привлечь родителей к вопросу формирования культурно-гигиенических навыков их детей, помочь им осознать важность данной проблемы. Пополнить учебно-методическое обеспечение группы игровым оборудованием по формированию КГН Повысить свою санитарную культуру Пробудить у детей интерес к предметам гигиены, процессам выполнения гигиенических процедур

5. Действия:

Родители УМК Педагоги Дети
- Нацеливание родителей на соучастие в проекте

- Привлечение внимания родителей к поднятой проблеме (индивидуальные беседы)

- Привлечение мам к конкурсу причесок для девочек (стрижек для мальчиков)

- Привлечение родителей к сбору "посылки для Грязнулек"

- Ознакомление родителей с результатами конкурса “Наши успехи в постижении науки гигиены”

- Изготовление куклы-би-ба-бо Мойдодыр

- Изготовление разноцветных платочков для игр

- Изготовление самодельных мыльных пузырей

- Изготовление пособия "Кривое зеркало"

- Чтение литературы по формированию КГН

- Самоанализ относительно собственного уровня санитарной культур

- Приобщение родителей к формированию посылки для Грязнулек

- Письменные консультации для родителей “Формирование КГН в возрасте 3-4 лет", "Учимся чистить зубы"

- Чтение сказки “Мойдодыр”

- Проблемные ситуации

- Игры с водой (купание пупсиков)

- Упражнения в полоскании рта, в мытье рук с мылом

- Игры

- Упражнение “Покажи пример Грязнульке” (демонстрация носовых платочков)

- Танец с платочками

- Конкурс причёсок

- Игра “Соберём посылку для Грязнулек”

- Вручение подарков от Мойдодыра и Чистюльки (бывшего Грязнульки)

6. Календарный план/сроки реализации проекта

Дата Этапы работы над проектом Полученные результаты, их краткий анализ
  1. Подготовительный этап

- Нацеливание родителей на соучастие в проекте (Объявление “К нам едет Мойдодыр”

- Привлечение внимания родителей к поднятой проблеме (индивидуальные беседы)

Чтение сказки “Мойдодыр”

- Отклик родителей: сбор гигиенических принадлежностей (полотенца, зеркала, мыло, шампунь)

- Эмоциональный отклик детей

Первый день 2. Введение.

- Проблемная ситуация “У нас в гостях Грязнульки”

- Появление интереса к внешнему виду Грязнульки, желание помочь ему.
Второй день 3. День воды

- Проблемная ситуация “Чумазые Грязнульки”

- Игры с водой (купание пупсиков)

- Упражнение в полоскании рта

- Желание помыть Грязнулек

- Проявление положительных эмоций при контакте с водой

- Появление желания регулярно полоскать рот

Третий день 4. День мыльных пузырей

- Проблемная ситуация “Грязнулька боится мыла”

- Игры с мыльными пузырями (в помещении и на улице)

- Упражнение в мытье рук с мылом

- Желание помочь Грязнульке не бояться мыла

- Проявление положительных эмоций при контакте с мылом

- Проявление внимания к мылу

Четвёртый день 5. День платочков

- Проблемная ситуация “Сопливый Грязнулька”

- Упражнение “Покажи пример Грязнульке” (демонстрация носовых платочков)

- Игры с платочками

- Танец с платочками

- Желание помочь Грязнульке не ходить сопливым

- Чувство гордости у детей, имеющих носовые платки

- Проявление положительных эмоций (радость, восторг, веселье) в процессе игр и танца

Пятый день 6. День причёсок
  • - Конкурс причёсок
- Желание иметь красивую аккуратную причёску

- Чувство гордости у девочек, имеющих причёску, у мальчиков со стрижкой

Шестой день 7. День зеркал.

- Проблемная ситуация “Почему же Грязнульки грязные?” (У них в стране нет зеркал)

- Игры с зеркалами

- Проявление различных эмоций в процессе игр с зеркалом эмоций

- Проявление положительных эмоций в процессе игр с кривыми зеркалами, удовлетворение познавательного интереса.

Седьмой день 8. Подведение итогов.

- Беседа “Чему мы научили Грязнульку?”

- Переименование Грязнульки в Чистюльку

- Игра “Соберём посылку для Грязнулек”

- Вручение подарков от Мойдодыра и Чистюльки (бывшего Грязнульки)

- Ознакомление родителей с результатами конкурса “Наши успехи в постижении науки гигиены”

- Ощущение радости у детей от понимания того, что они помогли Грязнулькам

- Чувство гордости у детей, родители которых принесли что-либо для посылки Грязнулькам

- Положительные эмоции при получении гигиенических принадлежностей – подарков от Мойдодыра и Чистюлек

- Проявление различных эмоций у родителей при знакомстве с таблицей

- Появление у детей носовых платков, расчёсок, более опрятный общий внешний вид детей

7. Ресурсы

7.1. Кадры: воспитатели группы, дети и родители

7.2. Оборудование:

Игровое оборудование по формированию КГН: мыльные пузыри, разноцветные платочки, пособие "кривые зеркала", кукла Мойдодыр, кукла Грязнулька, средства гигиены.

8. Продукт/результаты:

Ожидаемый результат проекта:

1. Повышение уровня осознания важности соблюдения КГН у взрослых и детей (70%).

2. Увеличение числа детей, имеющих средства личной гигиены (более 70%),

3. Высокий уровень КГН (более 50%).

Критерии эффективности.

Цель достигнута, если: количество активных участников проекта - 90%

Результаты проекта:

  1. Родители обратили внимание на проблему привития гигиенических навыков их детям.
  2. Родители стали более внимательны к внешнему виду детей (утром приводят заплетенными, одетыми по нормам).
  3. У части детей появились носовые платки (к сожалению, не у всех, как ожидалось), расчёски почти у всех девочек.
  4. Девочки с удовольствием идут заплетаться.
  5. Дети обращают внимание воспитателя на тот факт, что у них есть носовой платок.
  6. В общем внешний вид детей стал более опрятным.

Перечень рабочей документации:

- план проекта,

- картотека игр по формированию КГН,

- фотоматериалы мероприятий.