Сочинение русской народной сказки на новый лад "Заюшкина избушка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание.

  • Продолжать работать над интонационной выразительностью речи - темпом, ритмом.
  • Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую формы связной речи.
  • Продолжать учить детей выражать свои мысли в грамматически правильной форме.
  • Продолжать учить детей понимать и применять разные виды образности речи.
  • Продолжать учить сочинять сказки на новый лад, по мотивам русских народных сказок.
  • Закрепить умение определять животного по опорной схеме.
  • Закрепить названия русских народных сказок.
  • Развивать инициативу и самостоятельность в придумывании сказок на новый лад.
  • Развивать коммуникативные навыки.
  • Воспитывать интерес и любовь к русскому устному народному творчеству – сказкам.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методические приёмы.

  • Сравнение жанров произведений.
  • Определение животного по опорной схеме.
  • Разъяснение образного выражения “еле унес свои ноги”.
  • Загадки, пословицы о лисе.
  • Чтение стихотворения Т.Лавровой “Лисенок”.
  • Физкультминутка.
  • Инсценировка фрагмента сказки “Заюшкина избушка”.
  • Рассказывание сказки на новый лад, по мотивам русской народной сказки “Заюшкина избушка”.

Предварительная работа.

  • Чтение русских народных сказок.
  • Заучивание стихотворений, пословиц.
  • Сочинение, зарисовка сказок.

Оборудование.

Игрушки – зайчик, лиса; маски – петух, лиса, заяц; опорная схема животного, книга сказок, смайлики “знатоки сказок, запись “звуки природы”.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, послушайте два отрывка и скажите мне, отличаются они или нет.

“Целый день трудились ребята – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать”.

“Притом у нее было такое волшебное зеркальце, перед которым она любила становиться, любовалась собой и говаривала: Зеркальце, зеркальце, молви скорей, кто здесь всех краше, кто всех милей? Тогда и отвечало зеркальце: Ты королева, всех здесь милей”.

Дети: Первый отрывок – рассказ, второй – сказка.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Потому что в первом отрывке ничего особенного не происходит, а во втором есть волшебное зеркало и оно разговаривает.

Воспитатель: Правильно. А вы хотите попасть в сказочный лес?

Дети: Да.

Воспитатель: Для того чтобы нам попасть, нужно вспомнить сказочных героев. Называйте одного героя и проходите в книгу сказок. (Дети называют героев и проходят в книгу сказок)

Воспитатель: Ребята, смотрите схема. Давайте ее рассмотрим и скажем, кто же здесь зашифрован.

Дети: Зайчик.

Воспитатель: Давайте узнаем, что с ним случилось? Вы знаете, он говорит, что “еле унес свои ноги” от своего врага. Кто же враги у зайца?

Дети: Волк, лиса, медведь.

Воспитатель: Правильно. А что означает выражение “еле унес свои ноги”

Дети: Смог убежать, успел убежать, быстро бежал…

Воспитатель: Молодцы. А сейчас послушайте загадку, и вы сразу догадаетесь от кого убегал зайчик.

Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…

Дети: Лиса.

Воспитатель: Правильно ребята. Вот она рыжая проказница. (Показываю игрушку - лису). Давайте ее опишем, ее внешность, повадки.

Дети: Хитрая, рыжая, пушистая, быстрая, шустрая, ловкая, умная, плутовка, обманщица.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами пословицы о лисе.

Дети:

Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Лисичка всегда сытей волка бывает.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.

Воспитатель: Молодцы. Ребята, мы с вами учили стихотворение о лисенке, кто его хочет нам прочитать.

Ребенок читает стихотворение.

Лисенок. Татьяна Лаврова

Хитрый, маленький Лисенок
Только вылез из пеленок,
Натворил немало дел:
У енота рыбку съел,
Барсуку набил он шишку,
Мишке разорвал штанишки,
Дернул зайчика за хвост
И волчонку щелкнул нос.
С хомяком затеял драку,
Испугался лишь собаку.
Невоспитанный ребенок
Этот маленький Лисенок.

Воспитатель: Молодец. А сейчас давайте отдохнем, попрыгаем как зайцы.

Физкультминутка.

Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами сказки, где встречается лиса.

Дети: “Лиса и волк”, “Лиса и журавль”, “Серая шейка”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и тетерев”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и козел”, “Лиса и медведь”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”.

Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок знаете. Назовите героев сказки “Заюшкина избушка”.

Дети: Заяц, лиса, медведь, собака, петух.

Воспитатель: И что же случилось с лисой, она опять всех обхитрила или нет?

Дети: Нет. Её выгнал петух.

Воспитатель: Если петух выгнал лису, значит, какой он был?

Дети: Храбрый, смелый, отважный, бесстрашный, решительный, безбоязненный.

Воспитатель: А кто не смог выгнать лису?

Дети: Собака и медведь.

Воспитатель: Почему они не смогли ее выгнать?

Дети: Потому что они струсили, испугались, побоялись.

Воспитатель: Давайте сейчас покажем, как петушок выгнал лису. Кто-то из вас будет лисой, кто-то петушком, кто-то зайчиком.

(Дети инсценируют отрывок из сказки “Заюшкина избушка)

Воспитатель: Молодцы ребята. Сейчас расскажите по своим рисункам сказку “Заюшкина избушка” на новый лад.

(Дети рассказывают несколько сказок)

Воспитатель: Хорошие сказки у вас получились и во всех этих сказках, как всегда – “добро победило зло”. Вот и наша лисичка подружилась с зайчиком. Они дарят вам смайлики добра. Ну а нам ребята, пора возвращаться в детский сад.

Литература

  1. А.В.Аджи. “Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада”, Воронеж. 2006.
  2. О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. “Знакомим дошкольников с литературой”, Москва. 2005.