Программное содержание.
Методические приёмы.
- Сравнение жанров произведений.
- Определение животного по опорной схеме.
- Разъяснение образного выражения “еле унес свои ноги”.
- Загадки, пословицы о лисе.
- Чтение стихотворения Т.Лавровой “Лисенок”.
- Физкультминутка.
- Инсценировка фрагмента сказки “Заюшкина избушка”.
- Рассказывание сказки на новый лад, по мотивам русской народной сказки “Заюшкина избушка”.
Предварительная работа.
- Чтение русских народных сказок.
- Заучивание стихотворений, пословиц.
- Сочинение, зарисовка сказок.
Оборудование.
Игрушки – зайчик, лиса; маски – петух, лиса, заяц; опорная схема животного, книга сказок, смайлики “знатоки сказок, запись “звуки природы”.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, послушайте два отрывка и скажите мне, отличаются они или нет.
“Целый день трудились ребята – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали его под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили ее водой и побежали домой обедать”.
“Притом у нее было такое волшебное зеркальце, перед которым она любила становиться, любовалась собой и говаривала: Зеркальце, зеркальце, молви скорей, кто здесь всех краше, кто всех милей? Тогда и отвечало зеркальце: Ты королева, всех здесь милей”.
Дети: Первый отрывок – рассказ, второй – сказка.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому что в первом отрывке ничего особенного не происходит, а во втором есть волшебное зеркало и оно разговаривает.
Воспитатель: Правильно. А вы хотите попасть в сказочный лес?
Дети: Да.
Воспитатель: Для того чтобы нам попасть, нужно вспомнить сказочных героев. Называйте одного героя и проходите в книгу сказок. (Дети называют героев и проходят в книгу сказок)
Воспитатель: Ребята, смотрите схема. Давайте ее рассмотрим и скажем, кто же здесь зашифрован.
Дети: Зайчик.
Воспитатель: Давайте узнаем, что с ним случилось? Вы знаете, он говорит, что “еле унес свои ноги” от своего врага. Кто же враги у зайца?
Дети: Волк, лиса, медведь.
Воспитатель: Правильно. А что означает выражение “еле унес свои ноги”
Дети: Смог убежать, успел убежать, быстро бежал…
Воспитатель: Молодцы. А сейчас послушайте загадку, и вы сразу догадаетесь от кого убегал зайчик.
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…
Дети: Лиса.
Воспитатель: Правильно ребята. Вот она рыжая проказница. (Показываю игрушку - лису). Давайте ее опишем, ее внешность, повадки.
Дети: Хитрая, рыжая, пушистая, быстрая, шустрая, ловкая, умная, плутовка, обманщица.
Воспитатель: Давайте вспомним с вами пословицы о лисе.
Дети:
Волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Лисичка всегда сытей волка бывает.
И лиса хитра, да шкуру ее продают.
Воспитатель: Молодцы. Ребята, мы с вами учили стихотворение о лисенке, кто его хочет нам прочитать.
Ребенок читает стихотворение.
Лисенок. Татьяна Лаврова
Хитрый, маленький Лисенок
Только вылез из пеленок,
Натворил немало дел:
У енота рыбку съел,
Барсуку набил он шишку,
Мишке разорвал штанишки,
Дернул зайчика за хвост
И волчонку щелкнул нос.
С хомяком затеял драку,
Испугался лишь собаку.
Невоспитанный ребенок
Этот маленький Лисенок.
Воспитатель: Молодец. А сейчас давайте отдохнем, попрыгаем как зайцы.
Физкультминутка.
Зайцы скачут:
Скок-скок-скок!
Да на беленький снежок.
Приседают, слушают:
Не идет ли волк.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три - в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами сказки, где встречается лиса.
Дети: “Лиса и волк”, “Лиса и журавль”, “Серая шейка”, “Кот, петух и лиса”, “Лиса и тетерев”, “Снегурушка и лиса”, “Лисичка со скалочкой”, “Лиса и козел”, “Лиса и медведь”, “Колобок”, “Заюшкина избушка”.
Воспитатель: Молодцы ребята, много сказок знаете. Назовите героев сказки “Заюшкина избушка”.
Дети: Заяц, лиса, медведь, собака, петух.
Воспитатель: И что же случилось с лисой, она опять всех обхитрила или нет?
Дети: Нет. Её выгнал петух.
Воспитатель: Если петух выгнал лису, значит, какой он был?
Дети: Храбрый, смелый, отважный, бесстрашный, решительный, безбоязненный.
Воспитатель: А кто не смог выгнать лису?
Дети: Собака и медведь.
Воспитатель: Почему они не смогли ее выгнать?
Дети: Потому что они струсили, испугались, побоялись.
Воспитатель: Давайте сейчас покажем, как петушок выгнал лису. Кто-то из вас будет лисой, кто-то петушком, кто-то зайчиком.
(Дети инсценируют отрывок из сказки “Заюшкина избушка)
Воспитатель: Молодцы ребята. Сейчас расскажите по своим рисункам сказку “Заюшкина избушка” на новый лад.
(Дети рассказывают несколько сказок)
Воспитатель: Хорошие сказки у вас получились и во всех этих сказках, как всегда – “добро победило зло”. Вот и наша лисичка подружилась с зайчиком. Они дарят вам смайлики добра. Ну а нам ребята, пора возвращаться в детский сад.
Литература
- А.В.Аджи. “Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада”, Воронеж. 2006.
- О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш. “Знакомим дошкольников с литературой”, Москва. 2005.