Контроль знаний учащихся остается важнейшей составляющей процесса обучения, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. Проведение проверочных работ показывает , что некоторые учащиеся не усваивают полностью учебный материал, не знают определения физических величин, формул, формулировок законов, единиц измерения. Для активизации познавательной деятельности можно предложить учащимся различные формы учебной работы на уроке, в том числе и при проверке знаний. Использование дидактических материалов - таблиц для контроля знаний, позволяют легко устанавливать обратную связь между учителем и учеником. Такая таблица состоит из 2-х частей. На левой стороне помещены вопросы, на правой – правильные ответы на эти вопросы. Вопросы расположены в логическом порядке их изучения; ответы произвольно. Вопросы составлены так, чтобы была возможность применять этот дидактический материал и для текущего опроса на уроке и для организации самостоятельной работы с книгой, и при зачете. Для быстроты опроса учащиеся фиксируют в тетради номер вопроса и против него – номер выбранного ответа.
С их помощью можно эффективно проводить контроль на уровне воспроизведения теоретического материала (определений, формулировок законов, записи формул и т.п.). Лучше проводить такой контроль при текущей и промежуточной проверке знаний. Опыт показывает, что при применении таких таблиц на уроках, индивидуальных консультациях, учебный материал учащимися усваивается намного лучше.
Этот вид контроля помогает определить учителю, на чем следует акцентировать внимание учащихся, какие вопросы требуют больше времени, а на чем следует только остановиться. Помогает индивидуально подойти к каждому ученику. Развить ключевые компетенции - умение работать с информацией, выделение главного в учебном материале; умение понимать зависимости, выраженные в графиках, таблицах; уметь извлекать нужную информацию из текста, самостоятельность мышления. Такой дидактический материал позволяет регулярно и объективно осуществлять контроль знаний учащихся на разных этапах обучения. Предлагаемые задания позволяют использовать их при организации как индивидуальной, так и групповой работы в рамках урока и во внеурочное время. Такие таблицы можно подготовить для разных классов по различным темам, используя методическую и учебную литературу. Вопросы и количество заданий можно менять в зависимости от класса и темы урока.
Первоначальные сведения о строении вещества 7 класс (Приложение 1)
Закон Кулона. Напряженность поля (Приложение 2)
Закон Кулона. Напряженность поля (Приложение 3)