Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).
Задачи.
Образовательные:
Обобщить знания обучающихся о частях слова.
Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.
Развивающие:
Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.
Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Воспитательные:
Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.
Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.
Оборудование:
- ноутбук;
- мультимедийный проектор;
- презентация Microsoft Power Point;
- Учебник “Русский язык” С.В. Иванов, А.О. Евдокимова;
- Раздаточный дидактический материал;
- толковый словарь.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1. Презентация
Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.
1. Вступительное слово учителя.
Прозвенел и смолк звонок!
Начинается урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой!
Целеполагание.
Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.
- Запись в тетради (число, классная работа).
- Мотивация обучающихся.
Детский писатель Роман Сеф заметил:
“Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает”.
И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.
II. Основная часть урока.
1. Минутка чистописания.
Слайд 2
У. Отгадайте, что это за буква?
В этой букве нет угла,
Оттого она кругла.
До того она кругла,
Покатиться бы могла.
- Правильно, это буква О.
-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках.
- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?
Ооа Ооб Оов …
Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.
Ооа Ооб Оов Оог Оод Оое
Отг…дайте, м…л…дцы,
Как з…вут нас? (…гурцы).
(Работа с сигнальными карточками, объяснение “опасных мест” в словах).
2. Словарная работа
Слайд 3
У. Есть гласные – коварные.
А в чём коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.
- Повторяем словарь, отгадывая загадки и записывая в тетради словарные слова.
С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).
Слайд 4-15
1. Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
2. Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его - резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? ... (Автомобиль)
3. Какой последний день недели? (Воскресенье)
4. Вот жилище горожан:
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови. (Квартира)
5. Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ... (Декабре)
6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (Дорога)
7. Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
А все без застежек. (Капуста)
8. Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где носом пройдет -
Там заметку кладет. (Карандаш)
9. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки)
10. Деревянная дорога,
Вверх идет она отлого,
Что ни шаг – то овраг.
Лежит на спине - никому не нужна,
Прислони к стене - пригодится она! (Лестница)
11. Я землю копала —
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)
12. Очень любят дети
Холодок в пакете.
Холодок, холодок,
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)
Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.
Знакомство с новым словарным словом “Слово о слове”. Слайд 16
У. Чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку.
Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (Корзина)
Работа с толковым словарём. (Индивидуально)
- Прочитайте значение этого слова.
Фонетический разбор слова:
Корзина – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.
[к ] – согл., парн., глух., тв.
[а] – гласн., безуд.
[р] – согл., непарн., звонк., тв.
[з'] – согл., парн., звонк., мягк.
[и] – гласн., уд.
[н] – согл., непарн., звонк., тв.
[а] – гласн., безуд.
3. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.
Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет всё у нас в порядке.
4. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.
У. Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.
- Какие части слова вы знаете?
Стр.165 “Тайны языка” чтение статьи.
Упр.№1, разбор слов по составу (на доске и в тетрадях).
Стр.165 “Подсказка”.
Слайд 17-20
Алгоритм разбора слова
- Каким способом образовано слово подводный? (Приставочно-суффиксальным)
- Каким способом образовано слово пчеловод? (Способом сложения, это сложное слово)
5. Работа по учебнику.
Слайд 21
Стр.166 №2 – комментированное письмо.
Разбор слов по составу.
- Спиши, соотнеси слова со схемами.
6. Закрепление знаний учащихся.
Слайд 22-25
- Выпишите однокоренные слова, выделите корень. (Слайд 22)
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погореловский)
- Распределите слова в два столбика. (Cлайд 23)
- Найдите лишнее слово в каждом столбике. (Cлайд 24)
- Соотнесите слово и схему. (Cлайд 25)
8. Физминутка.
“Зима”
Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация
лепки снежков;
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко
поднимая колени;
И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые
движения на на месте, широкие взмахи руками, руки
согнуты в локтях;
На коньках по льду скользим, мы скользим. плавные
пружинистые движения руки согнуты в локтях;
И снегурку лепим мы, лепим мы. соответствующие
движения;
Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в
поклоне и поставить на пояс.
9. Творческое задание (по выбору).
Подбор и запись однокоренных слов по вариантам с корнем: -снег, -мороз.
В 1. “Пишу сам(а)”.
Задание: написать мини-сочинение по теме “Волшебница-зима”, используя данные слова.
В 2. Задание: записанные слова разобрать по составу.
III. Итог урока.
Рефлексия.
Слайд 26
У. Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
Домашнее задание (ситуация выбора).
- Стр. 166, упр. 4.
- Придумать и записать 10 слов на тему “Зимние забавы”, разобрать их по составу.
Уроку нашему настал конец,
А кто работал -
“Молодец!”.