Урок русского языка по теме "Разбор слова по составу". 2-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа

Класс: 2


Цель урока: формировать представление обучающихся о частях слова (корень, окончание, приставка, суффикс, основа слова).

Задачи.

Образовательные:

Обобщить знания обучающихся о частях слова.

Формировать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Развивающие:

Развивать монологическую речь посредством обогащения и усложнения словарного запаса.

Развивать познавательный интерес, мышление при помощи умения анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать.

Воспитательные:

Воспитывать у обучающихся любовь к русскому языку.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство поддержки и взаимопомощи.

Оборудование:

  • ноутбук;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft Power Point;
  • Учебник “Русский язык” С.В. Иванов, А.О. Евдокимова;
  • Раздаточный дидактический материал;
  • толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1. Презентация

Цель: психологический настрой обучающихся на учебное занятие.

1. Вступительное слово учителя.

Прозвенел и смолк звонок!
Начинается урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой!

Целеполагание.

Цель: формирование умений ставить цель работы. Мотивация обучающихся.

  • Запись в тетради (число, классная работа).
  • Мотивация обучающихся.

Детский писатель Роман Сеф заметил:

“Кто ничего не изучает,
Тот вечно хнычет и скучает”.

И чтобы наш урок был познавательным и интересным, необходимо приложить всё своё старание.

II. Основная часть урока.

1. Минутка чистописания.

Слайд 2

У. Отгадайте, что это за буква?

В этой букве нет угла, 
Оттого она кругла. 
До того она кругла, 
Покатиться бы могла.

- Правильно, это буква О. 

-Давайте пропишем дорожку с буквой О в соединениях с другими буквами в своих тетрадках. 

- Как вы думаете, какое соединение будет следующим?

Ооа Ооб Оов …

Пропишите соединения с буквой О, не нарушая закономерности.

Ооа Ооб Оов Оог Оод Оое

Отг…дайте, м…л…дцы,

Как з…вут нас? (…гурцы).

(Работа с сигнальными карточками, объяснение “опасных мест” в словах).

2. Словарная работа

Слайд 3

У. Есть гласные – коварные.
А в чём коварство их?
А в том, что ударение –
Это не для них.
Трудные учить слова
Помогает нам игра.

- Повторяем словарь, отгадывая загадки и записывая в тетради словарные слова.

С использованием компьютера происходит проверка словаря. (Отдельные ученики отрабатывают по компьютеру написание словарных слов).

Слайд 4-15

1. Что за чудо – длинный дом!
Пассажиров много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)

2. Это что за зверь такой
Пробежал по мостовой,
На ногах его - резина,
А питается бензином?
Он рычит, клубится пыль.
Что за зверь? ... (Автомобиль)

3. Какой последний день недели? (Воскресенье)

4. Вот жилище горожан:
В кухне есть плита и кран,
Ванна есть и туалет,
Мебель в комнате, паркет.
Заходи в нее, живи,
Только слово назови. (Квартира)

5. Морозы и вьюга,
И снег на дворе,
К нам в гости
Приходит зима в ... (Декабре)

6. Куда бежит – сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.
Что это? … (Дорога)

7. Не шит, не кроен,
А весь в рубцах;
Без счету одежек,
А все без застежек. (Капуста)

8. Черный Ивашка, 
Деревянная рубашка, 
Где носом пройдет - 
Там заметку кладет. (Карандаш)

9. Кто на льду меня догонит?
Мы бежим вперегонки!
И несут меня не кони,
А блестящие … (Коньки)

10. Деревянная дорога, 
Вверх идет она отлого, 
Что ни шаг – то овраг.
Лежит на спине - никому не нужна,
Прислони к стене - пригодится она! (Лестница)

11. Я землю копала —
Ничуть не устала.
Кто мной копал,
Тот и устал. (Лопата)

12. Очень любят дети 
Холодок в пакете. 
Холодок, холодок, 
Дай лизнуть тебя разок! (Мороженое)

Словарь: автобус, автомобиль, воскресенье, квартира, декабрь, дорога, капуста, карандаш, коньки, лестница, лопата, мороженое.

Знакомство с новым словарным словом “Слово о слове”. Слайд 16

У. Чтобы узнать новое словарное слово надо отгадать загадку.

Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
Из прутьев, лыка их плетут,
Скажите, как её зовут? (Корзина)

Работа с толковым словарём. (Индивидуально)

- Прочитайте значение этого слова.

Фонетический разбор слова:

Корзина – 3 слога, 7 букв, 7 звуков.

[к ] – согл., парн., глух., тв.

[а] – гласн., безуд.

[р] – согл., непарн., звонк., тв.

[з'] – согл., парн., звонк., мягк.

[и] – гласн., уд.

[н] – согл., непарн., звонк., тв.

[а] – гласн., безуд.

3. Физминутка. Зрительная гимнастика для глаз.

Мы писали, мы писали,
Наши глазки так устали.
Вместе сделаем зарядку –
Будет всё у нас в порядке.

4. Работа по теме урока. Освоение новых знаний.

У. Урок сегодня необычный,
Но для тебя вполне привычный,
Придётся думать головой,
Вопрос услышать непростой.

- Какие части слова вы знаете?

Стр.165 “Тайны языка” чтение статьи.

Упр.№1, разбор слов по составу (на доске и в тетрадях).

Стр.165 “Подсказка”.

Слайд 17-20

Алгоритм разбора слова

- Каким способом образовано слово подводный? (Приставочно-суффиксальным)

- Каким способом образовано слово пчеловод? (Способом сложения, это сложное слово)

5. Работа по учебнику.

Слайд 21

Стр.166 №2 – комментированное письмо.

Разбор слов по составу.

- Спиши, соотнеси слова со схемами.

6. Закрепление знаний учащихся.

Слайд 22-25

- Выпишите однокоренные слова, выделите корень. (Слайд 22)

Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
У заснеженной реки
В снежном переулке
Звонко носятся снежки,
Режут снег снегурки. (С. Погореловский)

- Распределите слова в два столбика. (Cлайд 23)

- Найдите лишнее слово в каждом столбике. (Cлайд 24)

- Соотнесите слово и схему. (Cлайд 25)

8. Физминутка.

“Зима”

Мы зимой в снежки играем, мы играем. имитация лепки снежков;
По сугробам мы шагаем, мы шагаем. шагаем, высоко поднимая колени;
И на лыжах мы бежим, мы бежим. пружинистые движения на на месте, широкие взмахи руками, руки согнуты в локтях;
На коньках по льду скользим, мы скользим. плавные пружинистые движения руки согнуты в локтях;
И снегурку лепим мы, лепим мы. соответствующие движения;
Гостью-зиму любим мы, любим мы. развести руки в поклоне и поставить на пояс.

9. Творческое задание (по выбору).

Подбор и запись однокоренных слов по вариантам с корнем: -снег, -мороз.

В 1. “Пишу сам(а)”.

Задание: написать мини-сочинение по теме “Волшебница-зима”, используя данные слова.

В 2. Задание: записанные слова разобрать по составу.

III. Итог урока.

Рефлексия.

Слайд 26

У. Урок приблизился к концу,
А я у вас спросить хочу:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

Домашнее задание (ситуация выбора).

  • Стр. 166, упр. 4.
  • Придумать и записать 10 слов на тему “Зимние забавы”, разобрать их по составу.

Уроку нашему настал конец,
А кто работал -
“Молодец!”.