Класс: 3–4 специальный (коррекционный) класс VII вида для детей с задержкой психического развития.
Задачи.
Образовательные:
- формирование полноценных представлений о морфологическом составе слова.
Коррекционные:
- совершенствование словаря через развитие умения подбирать родственные слова;
- развитие языкового чутья путем совершенствования зрительного, слухового внимания к слову;
- развитие мышления.
Воспитательная:
- повторение правил поведения в гостях.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация занятия (Приложение 1), индивидуальные карточки с таблицей.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Развитие слухового внимания. Послушайте, запомните слова: имя существительное, корень, глагол, имя прилагательное. Одно слово лишнее, почему? Какая часть слова называется корнем?
2. Тема занятия.
Слайд 1. Презентация
Ребята, посмотрите, какое к нам пришло приглашение. Давайте прочитаем от кого же оно. Правильно от принцессы Морфологии, она нас приглашает в гости.
- Ребята, вы любите ходить в гости? А как себя вести в гостях вы знаете?
Что нельзя делать в гостях?
Слайд 2
Ну что отправляемся в гости к принцессе Морфологии? И наверно вам нужно будет показать, что вы знаете о частях слова.
3. Основная часть.
Слайд 3
Замок окружает красивый и необычный сад. В этом саду принцесса выращивает и ухаживает за различными растениями.
Задание 1. Подбери к рисункам слова, родственные слову лить. (Рисунок 1)
Слайд 4
Проверка:
слить
налить
перелить
полить
вылить
- С помощью, какой части слова мы образовали данные слова?
- Какая часть слова называется приставкой?
Задание 2. Составьте словосочетания с этими словами, ответив на вопрос:
перелить (что?)
слить (куда?)
налить (когда?)
полить (где?)
вылить (из чего?)
Проверка.
Слайд 5
Ребята, какой необыкновенный цветок вырос в саду у принцессы Морфологии!
Задание 3. Составьте родственные слова с корнем говор (Рисунок 2) и запишите в тетрадь.
Прочитайте получившиеся слова: приговор, разговор, говорок, говорливый, поговорка.
- Можно ли эти слова назвать родственными? Почему?
Слайд 6
Вы знаете, у принцессы Морфологии есть одна тайна и это тайна Словаря. Чтобы сократить место в толковом словаре, издатели усекают часть слова или даже целое словопри этом используют знак ~ .
Зная тайну, вы легко прочтете, и запишите эти слова.
Задание 4. Запиши родственные слова в тетрадь, заменив знак ~ :
Рост, ~ ок, ~ под, ~ ок.
Бег, ~ ун, ~ овая, ~ ать.
Час, ~ овой, ~ овщик, ~ ы, ~ ик.
Прочитайте получившиеся слова.
Физминутка
Приплыли тучи дождевые
- Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые
- Пей, рожь, пей!
И рожь склонясь к земле зеленой
Пьёт, пьёт, пьёт
А тёплый дождик неугомонный
Льёт, льёт, льёт.
Дополнительный вопрос: назовите родственные слова к слову ДОЖДЬ из стихотворения к физминутке.
Слайд 7
Как все особы королевских кровей наша принцесса бывает часто очень рассеянной и тогда в ее гардеробе такой беспорядок!
Задание 5. Наведите порядок у принцессы, записав слова в таблицу (таблица может быть вклеена в тетрадь. Приложение 2).
Слова: игрушки, шкафчик, кремовый, подсвечник, подоконник.
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
- | игр | ушк | и |
Молодцы! Помогли принцессе навести порядок!
Ну а теперь можно и чайку попить! Да вот беда все конфеты рассыпались из вазочек.
Физминутка для глаз. (Слайд 8-10)
Слайд 11
А сейчас нас пригласили на чаепитие.
Задание 6. Прочитайте слова, написанные на вазочках: нос, носить. Это родственные слова? Почему?
Запиши слова в два столбика так, чтобы в каждом столбике были родственные слова.
Носатая, носорог, носильщик, переноска, носилки, носик, носовой, носитель. (Проверка)
Ну, вот чай попили, а теперь давайте погуляем по дорожкам королевского двора.
Слайд 12
Приберись во дворе замка, наведи порядок на дорожках.
Задание 7. Распредели слова в две группы, запиши в нужный столбик.
Берёза, деньки, цветы, рыбка, берёзонька, цветочки, ваза, рыба, вазочка, море.
Слайд 13
Взаимопроверка.
Прочитайте второй столбик слов. С помощью, какой части слова образовали данные слова? (Суффикс) Что называется суффиксом?
Слайд 14
Все принцессы любят ходить на бал. И наша принцесса не исключение. Ей очень хочется попасть на бал, но она боится, что не справится с заданием королевы – мамы. Поможем ей, ребята?
Задание 8 (самостоятельная работа).
Прочитайте текст, перепишите его. Разберите по составу подчеркнутые слова
Рыжик
Однажды принцесса нашла в лесу оленёнка. У малыша погибла мать – олениха. Принцесса отнесла оленёнка леснику. Лесник назвал малыша Рыжиком. Принцесса носила зверьку хлебушек и молочко. По утрам оленёнок гулял в дворцовом парке.
Можно использовать памятку “Как разбирать слово по составу”. (Приложение 3)
Слайд 15
Итог занятия. Вам понравилось в гостях у принцессы Морфологии? Какое задание было самым интересным? Какое задание было самым трудным?