Цель урока: рисование осеннего пейзажа.
Задачи:
Образовательная:
- Закреплять умение отличать пейзаж от картин другого жанра.
- Закрепить умение создавать композицию, подбирать цветовую гамму, согласно настроению, переданному в произведении.
Развивающая:
- Развивать умение выполнять рисунок пейзажа, используя законы линейной и воздушной перспективы.
Воспитательная:
- Воспитывать любовь к природе родного края, восхищение её неповторимой красотой.
- Развивать эмоционально-эстетические чувства, воображение.
Оборудование урока:
- Бумага;
- краски акварельные, гуашевые;
- кисти (широкие, узкие);
- баночка с водой;
- палитра;
- тряпочка;
- осенние листочки из бумаги, красного и желтого цвета;
- компьютерная презентация на тему “Осень в произведениях великих художников”;
- тест “Жанры живописи”, карточка “Цветовой пример”;
- Цветовой круг;
- аудиозапись “Времена года” П.И. Чайковского.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
План урока:
1. Организационный момент.
Учитель: Чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо разгадать ребус (Приложение 1)
2. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Сегодня мы будем рисовать осенний пейзаж.
– Что же такое пейзаж?
– С какими ещё жанрами, кроме пейзажа вы уже знакомы?
– Тест “Жанры живописи”. (Приложение 2)
(При помощи теста проверить умение учащихся отличать пейзаж от других жанров)
3. Основной ход урока.
Беседа на тему “Роль цвета в живописи” с использованием презентации “Осень в произведениях великих художников”
Учитель: Все в природе имеет свой определенный цвет, который под влиянием освещения, расположения в пространстве, воздействия цветовой окраски других предметов, состояния воздуха может меняться. Все состояние мира и передает живопись с помощью красок. Часто цвет, красочное богатство действительности и есть красота, которой мы восхищаемся и которую любим. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Ярким примером передачи настроения, красоты осеннего пейзажа с помощью цвета являются картины великих художников.
Показ презентации “Осень в произведениях великих художников” (Приложение 5)
Учитель: Обычно осень — время увядания природы — вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок устанавливается теплая и сухая погода, и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину Левитана “Золотая осень”, мы вспоминаем слова Пушкина:
“Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье...
Беседа по презентации
Учитель: Почему так велика роль цвета в живописи?
– Можно ли с помощью цвета передать настроение в рисунке?
– Что такое колорит? (Приложение 3)
– Какие характерные цвета и оттенки красок можно использовать при рисовании пейзажа? (желтые, золотистые, охристые, багряные….. или серые, охристо-коричневатые, бурые….)
Учитель:
– Любите ли вы осень
– Чем вам нравится это время года?
– Какую осень вы больше любите? Почему?
– Почему осень называют золотой? Как вы думаете?
Упражнение “Помоги Незнайке” (Приложение 6)
Учитель: Ребята, Незнайка гулял в парке и собрал вот такой красивый осенний букет, но не знает с какого дерева веточки и листики. Помогите Незнайке определить из веточек и листьев каких деревьев собрал букет?
Физкультминутка “Мы – осенние листочки”
- Мы — осенние листочки. (Дети стоят в кругу, держатся за руки.)
- Мы на веточках сидели. (Медленно поднимают руки вверх, затем плавно опускают вниз.)
- Дунул ветер – мы цепочкой (Дети поворачиваются в сторону водящего.)
- Друг за другом полетели (Быстро движутся по кругу на носочках.)
- Полетели, полетели
- И на землю сели. (Садятся на корточки.)
- Ветер снова набежал (Встают на носочки, тянутся за руками.)
- И листочки все поднял
- Повертел их, покрутил (Кружатся вокруг себя.)
- И на землю опустил. (Садятся на корточки.)
4. Практическая часть урока
Учитель: И настало время перейти к изображению осенних деревьев. Мы будем учиться рисовать акварелью методом “Валика”.
Учитель: Но для начало работы ответьте мне на вопрос: Отчего зависит выбор цветовой гаммы? (Приложение 4)
Учитель: У вас на столах лежат карточки с примерами. Ваша задача решить примеры, если вы затрудняетесь с ответом, вы можете смешать цвета акварели и тем самым получить ответ. (Приложение 7)
Затем по методической таблице “Цветовой круг” вспоминаем, какие цвета являются “тёплыми” и “холодными”.
В течение самостоятельной работы звучит музыка П.И Чайковского“Времена года”.
Учитель:1 этап.
Приступаем к живописи. Разделяем лист на две части. Ровно заливаем цветом небо, землю. Смешайте немного желтой с капелькой темно-красного цвета. Используя боковую сторону кисти, проведите ею по шероховатой бумаге, производя небрежный, "испорченный" эффект, и оставляйте просветы неба в листве. (Технологическая карта ст. 1)
Учитель:2 этап. Добавьте побольше коричневой, чтобы сделать смесь красок более темной, и изобразите теневую область. (Технологическая карта ст.2-3)
Учитель: 3 этап. С помощью темно коричневой краски, нарисуйте ствол и ветви. Затем добавьте тени зеленой, желтой краской на теневой стороне, чтобы добавить объема. Украсим деревья осенней листвой, прикладывая кисть вдоль веток дерева. Пусть деревья у нас становятся пышными, красивыми и нарядными (Технологическая карта ст. 4-5)
Учитель:4 этап. Используйте нашу изначальную смесь зеленого цвета, чтобы нарисовать передний план смелыми быстрыми мазками. Добавьте второй слой мазков, используя немного темно– коричневой, желтой, оранжевой краски. Затем добавьте капельку ультрамарина, чтобы сделать смесь темнее, и нарисуйте тень на земле от дерева.(Технологическая карта ст. 6)
Учитель:5 этап. Теперь показываем линию горизонта (дальше дерева, около середины листа, тонкой линией). Основание дерева – между линией горизонта и нижним краем листа.
Если на вашем рисунке слева-солнце, значит, левая сторона рисунка должна быть более тёплой. Добавляем в цвета этой стороны жёлтые, красные. Оранжевые, розовые, мелкие мазки. Справа показываем на небе тёмно фиолетовую тучку. Которая будет добавлять правой стороне холодные оттенки (синий, голубой, фиолетовый, сине– зелёный) в локальные цвета неба, дерева, земли. Можно показать на земле тень (холодную) от дерева (падающую слева направо).
И не забываем о законах линейной и воздушной перспективы.
Учитель: Все ближние предметы воспринимаются нашим зрением подробно, а удалённые – обобщённо. Для передачи пространства ближние предметы надо изображать детально, а дальние – обобщённо.
Учитель: Все ближние предметы воспринимаются чётко, а удалённые – неопределённо. Для передачи пространства контуры близких предметов надо делать резче, а удалённы – мягче.
Учитель: На большом расстоянии светлые предметы кажутся темнее, а тёмные-светлее ближних. Для передачи пространства удалённые светлые предметы надо слегка притемнить, а тёмные– высветлить. Все ближние предметы обладают контрастной, сильной светотенью и кажутся плоскими. Значит для передачи пространства ближние предметы надо изображать объёмно, а дальние– плоско.
Учитель в течение всего задания подходит, советует, помогает учащимся.
5. Итог урока.
Я предлагаю вам посмотреть, что у нас получилось и устроить выставку картин “Осенний вернисаж”. Каждый будет оценивать своих одноклассников. У вас есть осенние листочки желтого и красного цвета. Прошу оценить работы.
Все хорошо потрудились, и мы украсим своими работами наш классный уголок.
Самоанализ
Данный урок является обобщающим в разделе “Тематическое рисование. Пейзаж”. Дети использовали знания, полученные на предыдущих уроках, показали знания по жанрам живописи.
В соответствии с программой данная тема входит в раздел “Жанры живописи”. Используемый вид работы: тематическое рисование. Урок логически связан с предыдущими и последующими. Подобран посильный материал для учащихся с точки зрения: количества объёма; конкретности образов; изобразительных и психофизических возможностей учащихся. Эстетически подобраны декоративные образцы, иллюстративный материал. Учащиеся были заинтересованы теоретической и практической частью работы.
Оборудование выбрано рационально и соответствовало индивидуальным особенностям развития учащихся. Обеспечена оптимальная видимость и освещённость объектов. Целесообразно применены ИКТ. Оборудование соответствует эстетическим нормам и требованиям к уроку. В структуре урока чётко прослеживается последовательность этапов урока. Между ними осуществлялась логическая связь и плавный переход, соответствующий поставленным целям урока. На каждом этапе подведён итог проделанной работы. Подобранные методы и средства обучения (сочетание слова, наглядности и практических действий) их соответствие возрасту учащихся, усиливает мотивацию учащихся, соответствует их уровню развития познавательных возможностей детей.
Уроки декоративного рисования позволяют решать многие задачи коррекционного обучения. Прежде всего, они активно воздействуют на сенсорное развитие учащихся. В процессе рисования проведена работа по уточнению представлений учащихся о законах линейной и воздушной перспективы, колорите, передачи пространства.
В процессе работы для учащихся было организовано целенаправленное наблюдение, сравнение и воспроизведение цветовых сочетаний. Учащиеся упражнялись не только в элементарном цветоразличении, но и в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с образцом.
Так как процесс выполнения рисунка делится на ряд этапов, то на уроке рисования дети учились планированию построения рисунка.
Таким образом, в процессе обучения рисованию развиваются навыки как мысленной, так и практической пространственной ориентировки.
Были продуктивно реализованы образовательные, воспитательные и коррекционно-развивающие цели урока. Комплекс подобранных средств (ИКТ, наглядный материал) методов и приёмов, соответствовал решению поставленных задач. Дети расширили имеющиеся знания в картинах, как известных, так и малоизвестных художников.