Правописание безударных личных окончаний глаголов

Разделы: Начальная школа


Цели:

образовательные:

- формировать умение правильно определять спряжение глагола по начальной форме;

- составить алгоритм правописания безударных окончаний глаголов;

- отрабатывать практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- способствовать формированию умения сравнивать, анализировать, обобщать;

- развивать устную речь;

воспитательные:

- содействовать воспитанию культуры общения через работу в парах;

- поддерживать интерес к русскому языку.

 Оборудование: учебник “Русский язык, С.В.Иванов, 4 класс, 1 часть, компьютер

 Ход урока

I. Организационный момент

- Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте удачи. Ну что, за работу?

- Откройте тетради, запишите число и классная работа.

II. Актуализация опорных знаний

Интересная часть речи
В русском языке живёт,
Кто что делает расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает или пашет,
или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Всё расскажет нам … (Глагол)

“Продолжи…”

Глагол – это…

Глаголы обозначают …

Глаголы отвечают на вопросы …

Глаголы в начальной форме имеют суффиксы … (ть,ти,чь)

Не с глаголами пишутся …

Во 2-м лице ед.числа после шипящей пишется …

В предложении глагол чаще всего является …

Спряжение – это…

К 1-му спряжению относятся глаголы, которые ….

Ко 2-му спряжению относятся глаголы, которые …

Глаголы хотеть и бежать …

- Мы многое знаем о глаголе. А кто знает, что обозначает слово глаголь?

- А где можем узнать о значении слова? (В словаре)

- Давайте посмотрим.

- А может кто-нибудь объяснить слово глаголить?

На слайде слова: глаголить, говорить, повествовать, молвить, баять, сказывать, сообщить, рассказать, побеседовать, пустословить.

- На какие группы их можно разделить?

III. Мотивация учебной деятельности

- А теперь послушайте одну историю. (Слайд)

Вот Герда въехала в темный лес, но карета блестела, как солнце, и сразу бросилась в глаза разбойникам. Они не выдержали и налетели на нее с криками: "Золото! Золото!" Схватили лошадей под уздцы, убили маленьких форейторов, кучера и слуг и вытащили из кареты Герду.

- Кто догадался откуда эти разбойники? (Х.К.Андерсен Снежная королева - слайд)

- А как вы думаете разбойники положительные или отрицательные герои?

- А можете вы себе представить, что разбойники стали вдруг добропорядочными людьми: вежливыми, добрыми?

- А какой скоро праздник ? (Новый год)

- А что случается под Новый год? (Чудеса)

- Так вот такое чудо приключилось и с разбойниками. Захотели они стать такими как все мы добрыми и порядочными и решили попросить помощи у деда Мороза. Собрались они все в лесу и написали ему письмо. (Слайд) И стали ждать ответ.

- Как вы думаете дождутся они ответ?

- Почему?

- А в каких словах они сделали ошибки?

IV. Сообщение темы и цели урока

- Сформулируйте тему урока

- Какую цель мы сегодня поставим перед собой?

Прочитайте текст и ответьте на вопрос:

Что нужно уметь, чтобы не допускать таких ошибок?

Для чего нужно знать спряжение глаголов? (Чтобы грамотно писать)

- А мы это уже умеем делать?

Тогда давайте поможем разбойникам.

V. Групповая работа

Каждая группа получает письмо с ошибками.

Самопроверка.

Я забираю на проверку и отправляю деду Морозу то письмо, в котором не будет ошибок.

VI. Словарная работа

Картинный словарь (слайд) и к ним подобрать глаголы настоящего времени с безударным окончанием

VII. Практическая деятельность

1. Работа в учебниках

Стр.117, упр.1.

Взаимопроверка.

А) Работа с предложением.

Разобрать по членам предложения и сделать морфологический разбор.

Б) Работа в РТ.

2. Работа в паре.

- У вас на партах карточка со словами:

Наступа…т, ве…т, слыш…м, ду…т, исчеза...шь, чувству...м, лета...м, сине…т,  та…т, дыш…т, ожива…т, люб...м, смотр...м, пробега...шь, свет...т, гон...м.

Организуем работу в парах:

3. Творческая работа.

На слайде глаголы: видишь, путешествуешь, слушаешь, движешься, входишь, приносишь, дышишь, открываешь, восхищаешься, чувствуешь, встречаешь, смотришь, слышишь, наблюдаешь, любуешься, замечаешь, находишь, держишь.

- Представьте себе, что вы вошли в лес. Выберите глаголы, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от увиденного и составьте небольшой текст. На эту работу отводится 3 минуты, пока звучит музыка.

- Дети зачитывают свои рассказы.

VIII. Рефлексия.

- Над чем мы сегодня работали?

Со всеми поставленными задачами вы справились?

- Что вам особенно запомнилось из урока?

Д/з:

1 уровень – обязательный – стр. 118, упр. №3.

2 уровень – тренировочный – РТ стр.  №

1. Творческая работа.

Написать письмо деду Морозу от своего имени, но письмо должно быть интересным и понравиться Деду Морозу. Самое интересное письмо мы ему отправим.

Презентация