Классный час по теме "Как развивать навыки самообладания при общении с неприятными вам людьми?"

Разделы: Классное руководство


Цель занятия: отработать в ситуациях общения навыки психологической защиты от критики.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, бумага, фломастеры.

Ход занятия

Приветствие. Классный руководитель приветствует всех и просит показать условным сигналом свою готовность к работе. Все учащиеся по кругу называют, в какой бы цвет они окрасили ту эмоцию, которую они сейчас испытывают.

Упражнение “Определения”

Цель упражнения: включение в процесс говорения и творчества.

Учащиеся по очереди продолжают следующие фразы:

- Апельсин бывает…

- День бывает…

- Снег бывает…

- Дом бывает…

- Друг бывает…

- Учитель бывает…

- Дружба бывает…

- Дорога бывает…

- Счастье бывает…

- Разлука бывает…

- Встреча бывает…

- Классный час бывает…

Переход к теме урока. Тема обозначена на слайде. Поработаем над ключевыми словами.

Задание по группам:

1 группа – составить СИНКВЕЙН по слову САМООБЛАДАНИЕ;

2 группа – ОБЩЕНИЕ (синквейн);

3 группа - “расшифровать слово ОБЩЕНИЕ”.

По окончании работы учащиеся обсуждают результаты.

Переход к выводу. На слайде дается толкование данных слов.

САМООБЛАДАНИЕ – способность владеть собой.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие людей друг с другом.

“Самая главная роскошь человеческого общения на земле – это роскошь человеческого общения” (Антуан де Сент-Экзюпери). Можете ли вы подтвердить или опровергнуть эту фразу?

Классный рук.: Мы с удовольствием проводим время с теми, кто нас понимает, кто нам интересен, и стараемся избегать общения с людьми, которые неприятны и не вызывают симпатии.

Итак цель – отработать в ситуациях общения навыки психологической защиты от критики любой контакт, который возникает между людьми, вызывают у них какие-то эмоциональные реакции. Давайте представим некоторые жизненные ситуации.

Слайд. Упражнение “Чувства

Цель упражнения: тренировка образно-чувственного мышления.

Классный рук.: Продолжите фразы:

  1. Когда я вижу человека, идущего мне навстречу, я чувствую….
  2. Когда я вижу малыша, идущего мне навстречу, я чувствую…
  3. Когда я вижу старенького дедушку, идущего мне навстречу, я чувствую…
  4. Когда мне навстречу идет красивая девушка, я чувствую…
  5. Когда я вижу, что мне навстречу идет мой одноклассник, я чувствую…
  6. Когда я вижу человека, с которым я поздоровался, но он меня не заметил, я чувствую…
  7. Когда мне навстречу идет человек, с которым мне не хотелось бы встречаться, я чувствую…
  8. Когда мне навстречу идет знакомый, с которым мы очень давно не виделись, я чувствую…
  9. Когда я вижу идущую мне навстречу учительницу, у которой в руках тяжелые сумки, я чувствую…
  10. Когда я вижу юношу (девушку), с которым(ой) у меня недавно закончился роман, я чувствую…

А вот к вам подходит вам человек и произносит следующее (далее учитель по очереди обращается к ученику и просит каждого отреагировать, дать реплику в ответ):

- Тебе не идет эта прическа!

- Какой ты худой и длинный!

- У тебя неумное выражение лица!

- У тебя мятый костюм!

- А ты вообще безвкусно одета!

- Сегодня ты сонная муха!

- У тебя какая-то неуклюжая походка!

- Такое впечатление, что ты слабый человек и не умеешь постоять за себя!

- Что вы чувствовали, когда услышали в ваш адрес? Какое чувство испытали? (Обиды)

- Каждая группа в течение 2-3 минут составляет кластер.

От чего зависят обиды?

- От значимости обидчика (одному человеку мы можем позволить делать нам какие-то замечания, а другому – нет).

- От собственного контроля.

- От возможных последствий. (Чем это опасно для нас)

- От нашего личного восприятия (про одного говорят: “А с него все как с гуся водa” , а про другого: “Уж слова ему не скажи, обидится!”).

- А если обида уже живет в сердце, если возникли отрицательные переживания, связанные с чувствами унижения, безысходности, гнева? Как психологически защититься от этих отрицательных переживаний? (Ответы учеников)

- Надо постараться сформировать в себе состояние бесстрастия и переключиться от эмоций на рассудочную деятельность. Для практических действий в процессе эмоциональной саморегуляции удобна следующая классификация типов людей, позволяющая оценить собеседника.

Слайд. Классификация типов людей.

Манипулятор – категория людей, стремящихся управлять окружающими с помощью их слабых и сильных сторон и специального воздействия на слабости людей с целью побуждения их делать то, что нужно манипулятору.

Главное оружие против них – это умение запретить себе эмоционально реагировать на его действия. Необходимо с улыбкой отвечать манипулятору на его действия.

Невротик – личность с измененным восприятием других людей, их действий и поступков. При общении с невротиком нужно всегда помнить такую формулу: здоровый на больного не обижается!

Примитив – представляет собой тип людей, у которых слабо выражены интеллигентность и навыки культурного поведения. Эти люди живут элементарными чувствами, простыми представлениями о мотивах и поведении людей.

Нормальный культурный человек – общаться с такой категорией людей – самое приятное и почти не сопровождается конфликтами. Если конфликты возникают, то быстро разрешаются путем убеждения в правоте собеседника или компромиссом.

Рисунок “Обида”. Необходимо нарисовать на листе картинку, которая будет отображать ваши обиды.

Ролевой тренинг выполняется под музыку.

“Сейчас же проговорите про себя, назовите то, за что вы можете быть благодарны судьбе в настоящий момент. Проследите, чтобы список благодарностей был как можно полнее. Чтобы туда было включено все: солнечный день, ваше здоровье и здоровье близких, пища, красота, любовь, мир…

Если вы завершили эту работу, то можете открыть глаза.

Упражнение – активатор

Цель: развитие эмоциональной чувствительности. Каждый берет ранее нарисованный им рисунок “Обида” и пытается “исправить” его, превратить его в рисунок, соответствующий положительным эмоциям. Затем рисунок передается соседу справа и далее движется по кругу. При этом каждый по-своему дорисовывает его. Движение по кругу продолжается до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину. Посмотрите на свой рисунок. Если вы видите, что обида исчезла, превратилась в то, что можно оставить при себе, то пусть эта картинка останется у вас. Если же обида не исчезла, то скомкайте этот рисунок, вложите в это действие все оставшиеся в вас отрицательные эмоции и выбросьте этот комок оставшихся обид в урну. Молодцы!

Чтение стихотворения Р.Киплинга.

Останься честен, говоря с толпой,
Будь прям и тверд с врагами и друзьями.
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье,
Часов и дней неумолимый бег,
Тогда весь мир ты примешь во владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

Презентация

Музыка (Приложение)