Рабочая программа предмета "Информатика и ИКТ". 8-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 8


Пояснительная записка

1. Рабочая программа учебного предмета “Информатика и ИКТ – 8” составлена на основании следующих документов:

  • приказ МОН РФ от 5 марта 2004 г. №1089 (ред. от 19.10.2009, с изм. от 31.01.2012) “Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования”;
  • учебного плана ГБОУ СОШ № 156 на 2012-2013 учебный год;
  • авторская программа Н.Д. Угринович “Информатика. 7-9 классы. Программы для основной школы – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012”.

2. Общая характеристика учебного предмета

Программа составлена на основе Базисного учебного плана ГБОУ СОШ № 156 на 2012 -2013 учебный год и рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю), из них:

  • резерв учебного времени и повторение 2 часа;
  • контрольная работа 1 час.

3. Программа обеспечена учебно-методическим комплектом “Информатика и ИКТ” для 8-го класса:

  • Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и КВТ” в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

4. Цели программы обучения

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики 8 класса выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Обучение информатике и ИКТ в 5–7 классах по учебникам Босовой Л.Л. направлено на достижение следующих целей: формирование общеучебных умений и навыков на основе развития универсальных учебных действий средствами и методами информатики и ИКТ:

1) в направлении личностного развития:

• воспитание ответственного и избирательного отношения к информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

•  воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации.

2) в метапредметном направлении:

•  выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

• самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность,

• представлять и оценивать результаты информационной деятельности;

• обеспечить вхождение учащихся в информационное общество.

3) в предметном направлении:

•  овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

• научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИТК (текстовый редактор, графический редактор и др.);

•  освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

• формировать пользовательские навыки для введения компьютера в учебную деятельность.

5. Основные задачи курса

  • систематизировать подходы к изучению предмета;
  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
  • развивать общеучебные, коммуникативные умения и элементы информационной культуры;
  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

6. Формы и сроки контроля

Вид контроля 1 триместр 2 триместр 3 триместр Год
Контрольные работы 0 0 1 1
Практические работы 5 5 5 15
Тестирование, зачетные практические работы 3 2 2 7

7. Результаты обучения (личностные, предметные и метапредметные)

Образовательные результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности.

Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные образовательные результаты:

  1. готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
  2. умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  3. приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
  4. умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  5. повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты:

  1. планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
  2. прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
  3. контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
  4. коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
  5. умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
  6. умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
  7. представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.

Предметные образовательные резулътаты: 

в сфере познавательной деятельности:

  1. освоение основных понятий и методов информатики;
  2. выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
  3. выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
  4. преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
  5. оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т.п.);
  6. развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
  7. оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
  8. построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
  9. определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
  10. решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  1. понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
  2. оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
  3. использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
  4. проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
  5. приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
  6. следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
  7. авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;

в сфере коммуникативной деятельности:

  1. осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
  2. получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
  3. овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
  4. соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности:

  1. определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
  2. понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
  3. рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
  4. знакомство с основными программными средствами персонального компьютера — инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов); 
  5. умение тестировать используемое оборудование и программные средства; 
  6. использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
  7. приближённое определение пропускной способности используемого канала связи путём прямых измерений и экспериментов;
  8. выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;  
  9. использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
  10. решение задач вычислительного характерапутём использования существующих программных средств (специализированные расчётные системы, электронные таблицы) или путём составления моделирующего алгоритма;
  11. создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
  12. использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений; 
  13. использование инструментов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения;
  14. создание и наполнение собственных баз данных; 
  15. приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;  
  16. знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями  и средствами их создания;
  17. приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
  18. понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
  19. соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.

8. Особенности классов

Все три класса имеют свои особенности, которые учтены в данной программе. В планировании выделено много часов на проектную деятельность, реализуемую в форме дистанционных курсов с множеством ролевых и профориентационных игр, большим числом творческих заданий, что удовлетворяет потребности учащихся всех классов.

Список литературы

Для учащихся:

  1. Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  2. Материалы к урокам и задания в дистанционном курсе.

Для учителя:

  • Угринович Н.Д. Преподавание курса “Информатика и КВТ” в основной и старшей школе: Методическое пособие для учителей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005
  • Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
  • Угринович Н. Д., Босова Л.Л., Михайлова Н. И. Практикум по информатике и информационным технологиям – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
  • Самылкина Н. Н. Информатика и ИКТ. Основная школа: комплект плакатов и методическое пособие.

Кроме вышеназванного УМК, используются цифровые образовательные ресурсы:

  • www.dist156.ru – Дистанционная поддержка предметов ГБОУ СОШ 156;
  • www.klyaksa.net – Информационно-образовательный портал для учителей информатики;
  • window.edu.ru - Единое окно доступа к образовательным ресурсам;
  • http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

Полный текст рабочей программы в приложении.