Цель: дифференциация звуков С-Ш в предложениях и связной речи.
Задачи.
- Учить различать звуки С-Ш на слух, в произношении и на письме в словах, фразах и связной речи.
- Закреплять правильную артикуляцию и характеристику звуков С-Ш.
- Упражнять в образовании существительных родительного падежа множественного числа.
- Дифференцировать понятия “слово - слог”, “одежда - обувь”.
- Закреплять правильное написание знакомых орфограмм.
- Учить составлять рассказ с опорой на серию картинок.
- Развивать мыслительные операции анализа и синтеза, внимание и память.
- Воспитывать доброжелательные отношения к старшим, желание помочь.
Материал к занятию: презентация в программе Microsoft Office Power Point, слова “губы, зубы, язык, воздушная струя”, карточки со словами пословицы, материал для выполнения звукового анализа, зеркала.
I. Организация направленного внимания
Ребята, добрый день! Я рада вас видеть. Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Наши уши внимательно слушают,
Наши глаза внимательно смотрят,
Наши ноги нам не мешают,
Наши руки помогают.
Говорим всегда красиво,
Четко и неторопливо.
II. Актуализация знаний
1. Посмотрите, что однажды произошло с девочкой Шурой. (Слайд 1. Презентация)
Какое время года наступило?
Вышла Шура погулять во двор. Посмотрите на нее. Чего на ней не хватает? (Слайд 2)
Давайте ее оденем. (Слайд 3)
Шапка, шуба, валенки, гамаши, шарф. Какое слово лишнее? (Валенки – обувь).
Послушайте звуки в словах. Шапка, шуба, валенки, гамаши, шарф. (Валенки – нет звука Ш)
2. Определение темы и целей занятия.
1) Как вы произносите звук Ш? (На доске слова: губы, зубы, язык, воздушная струя).
Дайте характеристику звука Ш.
Как называется буква, обозначающая звук Ш?
2) Шура очень замерзла, съежилась. Покажите как.
Очень холодно зимой
Мерзнут ручки: Ой-ой-ой! (Трясем кистями рук)
Надо руки нам погреть: Х-Х-Х, (дышим на руки)
Каждый пальчик растереть. (Растираем поочередно
каждый палец начиная с большого)
Мы согрелись и тихо сели.
Посмотрите, кругом лежит белый, пушистый снег. Назовите первый звук в слове СНЕГ.
Как вы произносите звук С?
Дайте характеристику звуку.
В какой букве живут звуки С-СЬ?
Кто догадался, о каких звуках мы будем говорить?
Чем они отличаются по артикуляции? (Заполнение таблицы)
С | Ш | |
в улыбке | ГУБЫ | округлены |
упирается в нижние зубы |
ЯЗЫК | поднят вверх к бугоркам |
холодная | СТРУЯ ВОЗДУХА | теплая |
Назовите отличия в характеристике звуков С-Ш. (С – бывает твердым и мягким, Ш - всегда твердый)
III. Работа по теме.
1. Шура решила прокатиться с горки. Выберите предмет, который ей нужен для катания.
(Слайд 4)
2. Выложите схему слова САНКИ.
Сколько в слове слогов?
Назовите ударный слог.
3. Давайте вместе с Шурой прокатимся с горки. (Слайд 5)
Для этого прочитайте, что здесь написано.
Прочитайте только слоги. Докажите, что это слоги.
Прочитайте теперь слова. Докажите.
4. Скатилась Шура с горки и видит: Слава лепит снеговика. (Слайд 6)
Решила Шура ему помочь. Давайте и мы поможем.
А) Вот катаем снежный ком,
Глянь, задание на нем. (Слайд 7)
“Вставьте слоги ША и СА, чтобы получить слова”.
ЛИ…, КО…, МА…, НО.., КА…, СУ…, КОЛЕ…, РО…
Б) “Снежный ком слепить спеши,
Буковки в слова впиши”. (Слайд 8-9)
Спиши строчки из стихотворения, вставляя в слова буквы С и Ш.
Летит …нежок пу…и…тый,
Кра…ивый, …еребри…тый.
Вот и слепили мы снеговика. Посмотрите, какой красивый получился. (Слайд 10)
5. Физкультминутка.
Вот пришла зима.
На дорожках снег лежит.
На деревьях снег висит.
Мы шагаем по сугробам,
Поднимайте выше ноги.
Не боимся мы пороши,
Ловим снег – хлопок в ладоши.
Мы теперь метатели.
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок. (Слайд 11)
6. Вот сколько снежков накидали, а на них слова. Давайте сложим из слов пословицу.
(На доске рисунки снежных комочков со словами)
“Не спеши со злом, поспеши с добром”.
Объясните смысл пословицы. (Если сделаешь доброе дело, то оно обязательно к тебе вернется.)
Найдите в пословице предлоги. (С, СО)
Как они пишутся?
А теперь найдите знакомые орфограммы. (ШИ, безударная гласная)
Выберите проверочное слово из данных слов: спешка, наспех, успех.
Прочитайте пословицу еще раз. Запишите ее по памяти.
Подчеркните букву С одной чертой, Ш – двумя чертами.
7. Посмотрите, что-то случилось во дворе. (Слайд 12)
Внимательно рассмотрите картинки. Что случилось сначала?
(По улице шла старушка, а за ней идут мальчик и девочка.)
Как можно коротко подписать эту картинку? (Старушка и ребята)
Что произошло потом?
Почему упала старушка? (Было скользко)
Было скользко, а по-другому можно сказать – на дороге гололед.
(Старушка шла и упала, потому что на дороге был гололед (было скользко))
Что сделал мальчик? (Он увидел, что упала старушка, подбежал к ней и помогает ей встать.)
Почему мальчик помог старушке, ведь она ему совсем чужая?
А что делает девочка? Почему она не помогает старушке?
Как можно подписать эту картинку? (Помощь мальчика.)
8. Составление рассказа по картинкам.
Как можно озаглавить рассказ? (“Добрый поступок”)
Помните пословицу “Не спеши со злом, поспеши с добром”.
Мальчик совершил добрый поступок и помог старушке.
Похожий рассказ, который называется “Просто старушка”, написала Валентина Осеева. Вы можете прочитать эту книгу.
IV. Итог.
Какие звуки мы сегодня различали и сравнивали?
Что нового и интересного вы узнали на занятии?
Какое задание для вас было трудным?
Какое показалось легким?
Мы славно поработали и можем пойти гулять. (Слайд 13)